Вчера Центральный районный суд Николаева арестовал второго подозреваемого Евгения Дрыжака на 45 суток. Тем временем вчера во Врадиевке допрашивали пятерых журналистов ведущих украинских СМИ по уголовному производству о незаконном проникновении в жилище бывшего начальника райотдела милиции
Не утихают страсти во Врадиевке Николаевской области, где местные милиционеры — Дмитрий Полищук (племянник одного из районных прокуроров) и Евгений Дрыжак (крестник уже бывшего начальника областного управления милиции) — жестоко избили и изнасиловали
К счастью, митинги принесли результат: в понедельник вечером второго подозреваемого, Евгения Дрыжака, все-таки задержали. Впрочем, ему сообщили только о подозрении в... разбое и нанесении тяжких телесных повреждений. Как известно, ранее надзорное ведомство не видело для этого оснований. Теперь же, после отстранения от должности районного прокурора (напомним, что такая же участь постигла милицейского начальника области, а начальник врадиевского райотдела был уволен), в прокуратуре заявили, что будут настаивать на аресте Дрыжака. И действительно, вчера Центральный районный суд Николаева арестовал подозреваемого на 45 суток.
При этом в поселке появились слухи о том, что правоохранители наверняка захотят поквитаться с людьми, разгромившими врадиевский райотдел милиции. На этот вопрос губернатор Николаевской области Николай Круглов ответил очень обтекаемо: «Думаю, что сейчас это не главное. Найдем общий язык, все успокоится... Главное — разобраться, чьи действия привели к этому столкновению». Однако почти сразу по факту разгрома райотдела открыли уголовное производство. Прокуратура начала следствие по статьям «Хулиганство» и «Порча имущества». Поэтому теперь жителям поселка, которые пытались добиться справедливости, грозит уголовная ответственность.
Это еще больше возмутило журналистов и правозащитников, в том числе зарубежных. Протесты на Николаевщине — сейчас одна из главных тем мировых СМИ. О событиях во Врадиевке рассказывает телеканал «Евроньюс» и пишут центральные европейские и американские издания. Вспоминая прогремевший на всю Европу случай с Оксаной Макар, иностранные журналисты с сожалением отмечают, что прошлогодние события ничему не научили украинские власти, а поведение правоохранителей, доведение до отчаяния селян, стало очередным позором Украины в глазах Европы. Прославились!
Когда людям наконец удалось добиться задержания Евгения Дрыжака, милиционера отвезли в Николаев, где в одной из больниц сейчас лежит пострадавшая Ирина Крашкова. Женщина сразу опознала своего насильника.
— Опознание стало для Иры еще одним стрессом, — рассказывает брат Ирины Геннадий. — Увидев Дрыжака, сестра сразу сказала: «Это он». После чего пошатнулась и чуть не упала в обморок. Врачи взяли ее за руки, отвели в сторону... Она только и смогла сказать: «Сволочь. Ты будешь сидеть!» Дрыжак наоборот вел себя очень спокойно. Стоял с таким видом, как будто вообще ничего не произошло... Чтобы Ира не волновалась, врач попросил оградить ее от потрясений, в том числе от интервью. Сестра уже несколько раз подробно рассказывала о кошмаре, который ей пришлось пережить, и ей от этого становилось только хуже. «Я как будто еще несколько раз это пережила, — сказала. — Это невыносимо».
К счастью, после встречи с милиционером Ирину удалось успокоить. Ее состояние врачи оценивают как стабильно тяжелое. Жители Николаевщины продолжают собирать средства на ее лечение, ведь молодой женщине еще потребуется тяжелая операция на голове, две уже проведены. Врачи с ужасом констатировали, что у Ирины в нескольких местах проломлен череп. Теперь в голову нужно вживлять имплант.
Исполняющий обязанности начальника врадиевской милиции обещает собрать все жалобы местных жителей на действия правоохранителей за последние годы
Корреспондент «ФАКТОВ», который сейчас находится в селе, говорит, что люди не собираются расходиться, более того — намерены сегодня устроить еще одну акцию протеста. Въезд в село не перекрыт — туда свободно заезжает транспорт, хоть на всех выходах стоят машины ГАИ. Кстати, местные жители заметили, что вчера на рассвете на территорию врадиевского райотдела заехали три автобуса с сотрудниками «Беркута». Исполняющий обязанности начальника райотдела Валерий Коба эту информацию не комментирует, но говорит, что милиция сделает все, чтобы навести в селе порядок. Кстати, в райотделе был замечен жителями поселка и уволенный начальник Виталий Синицкий. Это вызвало волну негодования среди протестующих. «Он точно заметает следы! — кипятятся люди. — Ведь всем известно, как он пытался скрыть то, что случилось».
Вчера о попытке скрыть преступление заявил и народный депутат Арсений Яценюк. Он продемонстрировал письмо за подписью начальника Главного штаба МВД Владимира Березана, «которое с утра получают три руководителя страны — Президент, премьер и спикер — и которое является оперативной информацией». По словам Яценюка, в этом письме «ни слова не говорится о том, что в Николаеве было совершено изнасилование». «Он (Владимир Березан. — Ред.) говорит, что, мол, да, немного побили, забрали часы и мобильный телефон, которые изъяли», — заявил народный депутат.
На митингах заметили и родных
Тем временем исполняющий обязанности начальника райотдела Валерий Коба заявил, что планирует лично объехать все села района, провести приемы граждан и собрать жалобы на действия сотрудников милиции. «Это очень поможет при проведении внеочередной переаттестации личного состава врадиевского райотдела», — цитирует наш корреспондент главного милиционера района.
P.S. Вчера во Врадиевке пятеро журналистов — по двое с телеканалов «1+1» и «ТВi» и один — с сайта «Левый берег» — решили пообщаться с женой уволенного начальника райотдела Синицкого и для этого зашли во двор их дома. Супруга проштрафившегося милиционера, выйдя к журналистам, отказалась разговаривать с ними. После этого они зашли к соседям Синицких, а когда вышли, их ждала патрульная милицейская машина. Как оказалось, милицию вызвала жена Синицкого, заявившая, что журналисты незаконно проникли в ее жилище. Сейчас информация об этом занесена в Единый реестр, начато уголовное производство по статье «Незаконное проникновение в жилище». На момент, когда номер «ФАКТОВ» сдавался номер, журналисты были еще на свободе, но их уже допрашивали. Так изящно милиция пресекла работу журналистов ведущих украинских СМИ.