Выставок произведений Тициана такого масштаба за пределами Италии до сих пор не было. В экспозиции в Пушкинском музее представлено одиннадцать шедевров из восьми городов Италии
Выдающийся живописец Тициан Вечеллио родился в 1490 году в горном местечке Кадоро. В возрасте девяти лет вместе со старшим братом был отправлен в Венецию к дяде. Мальчик быстро овладел техникой живописи. В Венеции прошла практически вся жизнь художника. Он немного не дожил до девяноста лет.
Тициан писал картины на религиозные и мифологические темы, а также прославился как портретист. Лучшим живописцем Венеции был признан, когда ему еще не было и тридцати. Мастерство колориста и художественная манера Тициана прозвучали для современников как новое слово в искусстве. Он определил развитие живописи на сотни лет вперед.
Среди заказчиков художника были очарованные талантом мастера Папа Римский, император Карл V и его сын Филипп II. По легенде, когда Тициан уронил кисть, Карл V поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почетно даже для императора».
Слава художника ширилась с каждым годом. Он был очень состоятельным человеком. И амбициозным — жажда почестей и денег не давала художнику покоя. Это видно из его переписки, пронизанной антипатией к художникам-современникам, которых он считал конкурентами. Интересно, что Тициан намеренно завышал себе возраст, чтобы подчеркнуть свой особый статус. Подтверждение тому — письмо Филиппу II, датируемое 1571 годом. Подпись гласит: «Ваш слуга в возрасте 95 лет». На самом деле художнику в то время было чуть больше восьмидесяти.
О личной жизни Тициана известно немного. Его избранницей была Чечилия, родившая супругу двух сыновей и дочь. Последние роды оказались для Чечилии смертельными. Воспитанием детей занималась сестра Тициана. Старший сын избрал духовную карьеру, младший пошел по стопам отца, став живописцем — его помощником. Горячо любимая дочь, как и Цецилия, скончалась при родах.
Умер художник в 1576 году, когда в Венеции бушевала чума. Но не от чумы, как написано в некоторых источниках.
В каждом представленном произведении гениального художника скрыта поразительная энергетика.
Одна из жемчужин экспозиции — полотно «Флора», созданное приблизительно в 1517 году. Накануне выставки его показали в посольстве Италии в Москве.
По легенде, Флора — нимфа, развлекавшая гостей на древнеримских праздниках. После того как ею силой овладел бог Зефир, она превратилась в соблазнительницу. В сползающей с плеча сорочке, с букетиком цветов шиповника, фиалок и жасмина — такова тициановская Флора. Зрелый художник запечатлел в ее образе стыдливость и соблазн. Произведение, к слову, было очень популярно у современников художника и часто воспроизводилось на гравюрах. Флора стала воплощением тициановского представления о женской красоте.
Огромный интерес у ценителей прекрасного вызвали шедевры «Даная» и «Венера, завязывающая глаза Амуру». Последнее полотно, скорее всего, создавалось мастером как свадебный подарок.
*Огромный интерес у ценителей прекрасного вызвал тициановский шедевр «Даная»
Впервые за пределами Италии показаны монументальные работы «Распятие» и «Благовещение». Одно из наиболее эмоционально напряженных полотен в истории искусства и впечатляющее своими размерами (410 на 240 сантиметров) «Благовещение» было создано как алтарный образ для капеллы Святого Августина венецианской церкви Сан Сальвадор. Это замечательный образец позднего творчества Тициана. В струящемся свете под непринужденной кистью мастера евангельский сюжет предстает как видение, практически лишенное материальности. А «Распятие» — алтарный образ, созданный для церкви Сан Доменико Маджоре в Анконе.
Очень интересна и работа «Крещение Христа», хотя она значительно меньше по размеру. Любопытна деталь: при священнодействии присутствует... заказчик, изображенный на переднем плане. На мизинце и безымянном пальце его левой руки два обручальных кольца — это значило, что он вдовец. Одно кольцо — его, второе — супруги.
Полюбоваться шедеврами Тициана в Пушкинском музее ценители прекрасного могут до 29 сентября.