Культура и искусство

В Симферополе впервые в Украине осуществили постановку рок-оперы «Царь Ирод»

10:44 — 10 июля 2013 eye 3215

В 2001 году «ФАКТЫ» сообщали о том, что известный композитор, корифей украинской эстрады Игорь Поклад завершил рок-оперу «Царь Ирод». «Это моя мечта еще со студенческих лет. Но тогда ее невозможно было осуществить, ведь образ Ирода ассоциировался со Сталиным», — сказал Игорь Поклад. Хотя, взяв за документальную основу Библию и художественные произведения об Ироде, композитор трансформировал их в несколько необычный лейтмотив оперы: любовь царя к хрупкой красивой девушке изменила героя. «Рок-опера „Царь Ирод“ очень объемна, ее постановка чрезвычайно дорогая, поэтому идет поиск спонсоров и исполнителей. Силами одного театра поставить ее практически невозможно», — говорил Игорь Поклад.

И вот почти 13 лет спустя Крымский академический украинский музыкальный театр осуществил мечту композитора и впервые в Украине поставил рок-оперу «Царь Ирод».

Премьера произвела фурор в театральных кругах. Чтобы посмотреть и послушать рок-оперу, в Симферополь ехали многие известные люди. Например, первый премьер-министр независимой Украины Витольд Фокин. Все последующие спектакли проходили в заполненном до отказа зрительном зале. Поэтому завершить сезон в театре решили именно «Иродом».

*Великий Ирод в исполнении народного артиста Украины Валерия Карпова настолько могуч и трагичен, что зрители замирают в оцепенении

Когда после спектакля овации в зале чуть стихли, на сцену вышел Игорь Поклад.

— То, что «Ирод» идет на сцене Крымского музыкального театра, настоящий творческий подвиг его руководителя Владимира Загурского, — сказал композитор.

Крымские театралы знают, что Владимиру Загурскому и коллективу театра не привыкать создавать на сцене спектакли, которые не увидишь ни в каком другом театре Украины. Помнится, после премьеры рок-оперы «Энеида» Сергея Бедусенко зрители, приезжие молодые люди, говорили журналистам: «Мы и не представляли, что в украинском театре в Симферополе такое может быть».

— И все же, почему именно рок-опера «Царь Ирод»? — спрашиваем у Владимира Загурского (на фото) после спектакля.

— У меня давняя дружба с Игорем Покладом. Впервые мы встретились с ним еще в 1986 году. Меня тогда назначили руководителем ансамбля песни и пляски «Таврия», и он привез нам музыку «Чумацких фресок» на стихи Михаила Ткача. Нигде ансамбль песни и пляски не делал еще театральных постановок. А мы рискнули. С того времени мы с Игорем Дмитриевичем переписывались, созванивались. Потом я стал работать в театре.

Однажды Сергей Смеян, поставивший в нашем театре более десяти спектаклей, говорит: «У меня есть спектакль по пьесе Александра Каневского, а Поклад пусть даст музыку». Игорь Дмитриевич предложил музыку к спектаклю «Евреи нашего двора». Он теперь и в Киеве идет, тоже с аншлагами, только под названием «Таке єврейське щастя». А стихи к песням, которые сейчас поет Иосиф Кобзон и другие известные исполнители, тогда написал Александр Вратарев. Он же — автор стихов рок-оперы «Царь Ирод». И когда я позвонил Покладу и поинтересовался, нет ли чего-то для нашего тетра, он сказал: «Приезжай». Отправились мы к нему с Александром Вратаревым. Стали слушать его произведения, одно, другое...

А потом Поклад с грустью в голосе говорит: «Покажу одно свое произведение, лежит у меня не один год, его никто не может поставить». Только пошла первая увертюра, я попросил: «Дайте мне этот диск в Симферополь, там внимательно его послушаю, я уже влюбился в эту музыку, чувствую — наше творение, будем над ним работать. Такой музыки, которую можно было бы воплотить на сцене со всем драматизмом и мелодизмом, я давно не слышал». Поклад согласился, хотя не верил, что мы поставим спектакль. Приехал я в Симферополь, почитал пьесу Вратарева, несколько раз в одиночестве прослушал музыку «Ирода», дал послушать ее еще нескольким сотрудникам театра. Затем собрали в нашем репетиционном зале предполагаемых исполнителей, они слушали музыку, а я по ходу рассказывал содержание пьесы, комментировал. Все были в восторге, и мы приняли решение ставить «Ирода».

— Ничего необычного или мистического не происходило во время работы над рок-оперой?

— Даже не знаю, как это трактовать, но перед тем, как должна была состояться наша встреча с Игорем Покладом, во время которой я услышал музыку «Ирода», во сне я увидел афишу, где на красном фоне «рваными» буквами было написано: «Ирод». И когда мы были у Игоря Дмитриевича и выбирали музыку для будущего спектакля, я вспомнил этот сон. В реальной жизни мы такими же «рваными» буквами писали название рок-оперы на афишах. То, что Ирод был великим политиком, но жестоким правителем, строителем, общеизвестно.

Наша задача была показать, что царь тоже имел сердце и душу. И он влюбился. Хотя, согласно историческим источникам, если этому тирану нравилась какая-то девушка, то она тут же принадлежала ему и телом, и душой. Мариамна же согласилась стать женой Ирода, чтобы от его гнева не пострадал народ. И влюбленный тиран благодаря этой женщине сделал немало доброго для людей. Но когда он попросил: «Скажи хоть раз, что любишь ты меня», Мариамна ему честно ответила: «Не могу». Увы, душу человека нельзя завоевать, подчинить, приказать ей полюбить, каким бы ты ни был сильным.