Во время митинга, прошедшего в Киеве, пациенты и представители общественных организаций требовали от министра здравоохранения и ведущих врачей онкодиспансеров обеспечить им прозрачный доступ к распределению лекарств, которые, по их мнению, разворовываются
Фокусник-иллюзионист в халате врача кладет в цилиндр упаковку таблеток, которая загадочно исчезает оттуда. Так на митинге, состоявшемся в Киеве возле здания Минздрава, больные и представители пациентской организации «ЮКАБ» пытались продемонстрировать «фокусы», которые, по их мнению, происходят с лекарствами для онкобольных. Пациенты уверены: их обворовывают. Ведь отчет, который предоставил Минздрав на своем сайте, показывает, что государство закупило лекарства для онкодиспансеров. Но больные так и не получают дорогостоящие препараты и вынуждены покупать их за свои деньги.
*Во время акции протеста возле Минздрава
Другие пациенты рассказывают похожие истории. Например,
— Год назад у меня обнаружили рак половых органов, — рассказывает женщина. — Болезнь была в запущенном состоянии, требовалось срочное лечение. «Через два дня начинаем химиотерапию. Вот список лекарств. Когда купите, звоните», — сказали врачи, дав телефон курьера. За одну ночь мы с мамой собрали почти восемь тысяч гривен, которые требовались на курс химиотерапии. Пришлось одалживать деньги у родственников, друзей и соседей. Но после первого курса химиотерапии мне потребовался еще один. Тогда я обратилась в общественную организацию, представители которой мне помогли материально и попросили предоставить товарный чек на купленные лекарства. Этот документ я взяла у курьера, рекомендованного врачами, ведь все время заказывала медикаменты через него. Чуть позже, когда сотрудница общественной организации позвонила по указанному в чеке номеру, оказалось, что это детская аптека в Виннице, а не в Киеве, и приобретенный мной препарат там никогда не продавался. Откуда тогда был этот курьер? Сейчас узнала, что все лекарства, которые я покупала, выделяются больнице бесплатно. Конечно, препараты завозятся в недостаточном количестве и всем их не хватит. Но ведь кто-то же должен получать эти медикаменты! Я лично таких пациентов не знаю, хотя уже год общаюсь со всеми, кто проходит лечение вместе со мной в Киевском институте рака.
— Когда мамы уже не стало, от ее коллег по работе (более 40 лет моя мать проработала медсестрой в различных медучреждениях) я узнал, что Киевский онкологический центр, в котором она проходила лечение, находится на государственном обеспечении, так что хотя бы часть лекарств должна выдаваться пациентам бесплатно, — заявляет мужчина. — Тогда я отправил официальный запрос в Главное управление здравоохранения Киева с просьбой объяснить ситуацию. И получил ответ, подписанный начальником управления Виталием Мохоревым.
В официальном документе говорилось, что на имя моей матери выделялись лекарства стоимостью 7 тысяч 830 гривен. Но она ничего не получала. Это я точно знаю, поскольку каждый раз перед химиотерапией лично давал медсестре все медикаменты, которые она вводила моей маме. Лекарства я предварительно покупал в аптеках. Соответственно, эти деньги у нее просто украли. Тогда я обратился в милицию. По моему вопросу открыли уголовное дело, которое ведется до сих пор. К слову, когда мама проходила лечение, бесплатной была только койка (даже зеленку мы покупали за свои деньги). Мне становится страшно, если подумаю, сколько людей ежедневно умирает из-за того, что средства, по закону предусмотренные им на лечение, воруют.
В результате опроса, который в течение полугода проводила организация «ЮКАБ», занимающаяся вопросами доступа граждан к лечению в Украине, нашлось очень мало пациентов, получающих лекарства бесплатно.
— Последние шесть месяцев наши сотрудники посещали онкологические диспансеры по всей Украине, где прямо в коридорах знакомились с пациентами, которым задавали один и тот же вопрос: «Сколько лекарственных средств вы получили бесплатно?» — говорит исполнительный директор пациентской организации «ЮКАБ» Ольга Стефанишина. — Большинство пациентов даже не слышали о такой возможности. Многие жаловались, что приходится покупать не только лекарства, но и бинты, шприцы, скальпели, одежду врачам для хирургических вмешательств и даже средства для стерилизации рук. Лишь несколько человек сообщили, что некоторые препараты в небольшом количестве им выделило государство. К сожалению, таких людей было очень мало. Многие даже показывали чеки на суммы 10, 20, 30 тысяч гривен — столько они тратят ежемесячно. Рассказы всех этих людей мы записывали на диктофоны и позже опубликовали в специальной брошюре, которую отправили в Минздрав с просьбой объяснить сложившуюся ситуацию.
В письменном ответе, полученном от заместителя министра здравоохранения Романа Богачева, говорится, что в рамках ежегодных государственных закупок было приобретено лекарств на сумму более 230 миллионов гривен. Заместитель министра также предоставил списки препаратов, которые Минздрав передал в больницы. Но почему-то пациенты их так и не получили.
— На каком уровне, по вашему мнению, исчезают лекарства? — уточняю у Ольги Стефанишиной.
— К сожалению, пока мы не можем полностью проконтролировать тендерные закупки, где, наверняка, есть свои махинации. Но в данном случае уверены: лекарства пропадают в процессе их передачи в больницы или даже в самих больницах. В любом случае, разворовывание покрывается чиновниками высокого ранга — от Министерства здравоохранения до главных врачей больниц. Ведь если бы воровали рядовые доктора, случаи были бы единичными и большая часть медикаментов доходила до пациентов.
Министр здравоохранения Раиса Богатырева, которая выступала перед журналистами в день акции, заявила: «В обязанности министра здравоохранения не входит контроль за каждой больницей. 27 июня этого года я уже подписала приказ о дополнительном контроле распределения лекарственных средств. Теперь следить за этим — ваша работа, в чем мы будем помогать».
Чтобы читатели могли разобраться в сути вышеупомянутого приказа, мы приведем выдержку из обращения Раисы Богатыревой, появившегося на официальном сайте Минздрава:
«Органы здравоохранения на местах должны контролировать распределение лекарств, купленных за государственные деньги, и отчитываться об этом перед обществом. Необходимо также проводить публичные отчеты о потребностях в препаратах и состоянии обеспеченности лекарственными средствами каждой больницы. Должен быть и перечень медицинских учреждений каждого региона, куда в конечном итоге доставили лекарства, купленные за государственный счет. Об этом будут сообщать на официальных веб-сайтах структурных подразделений по вопросам здравоохранения».
Тем временем организаторы акции требуют, чтобы отчеты о распределении лекарств не только публиковалась на интернет-сайтах, а обнародовались прямо в больницах.
— Дело в том, что далеко не у всех пациентов, особенно тех, кто проживает в сельской местности, есть доступ к интернету, — говорит программный менеджер пациентской организации «ЮКАБ» Анастасия Лукашевич. — Мы хотим, чтобы доступ к важной информации имел каждый, кто сейчас проходит лечение. Поэтому списки с названиями препаратов, которые есть в наличии, нужно вывешивать в больницах на видном месте. Только в таком случае у пациентов не будет возникать подозрений, что препараты крадут.