Украина

Принц Майкл Кентский: «Шоу в Севастополе превзошло самые смелые ожидания!»

6:15 — 11 июля 2013 eye 3811

Двоюродный брат королевы Великобритании Елизаветы II стал организатором и почетным гостем прошедшего в Севастополе международного военно-исторического фестиваля «Балаклавская баллада». «ФАКТАМ» удалось взять у Его высочества эксклюзивное интервью

Незабываемое действо на Федюхиных высотах под Балаклавой собрало несколько тысяч человек. Эти невысокие крымские горы получили свое название в память о генерале Федюхине, который отличился во время Крымской войны (1853–1856 годы). Именно здесь произошли ожесточенные военные сражения между армией России и союзными силами, в которые входили Великобритания, Франция и Турция. В той битве русские хоть и понесли значительно большие потери, чем противник, но победили.

Организаторами фестиваля, посвященного 160-летию знаменитой Балаклавской битвы, выступили Национальный военно-исторический музей Украины совместно с британским клубом любителей старинной авиации «Air Squadron» (Авиационная эскадрилья) и молодежная общественная организация «Красная звезда». Активную помощь и поддержку участникам мероприятия оказали Министерство внутренних дел Украины, Министерство обороны, другие силовые ведомства и общественные организации. В красочном шоу приняли участие украинские, российские и английские военно-исторические клубы. Кроме того, на фестиваль из Великобритании прибыли своим ходом 27 ретросамолетов. Пилотами выступили члены британского клуба авиации. За штурвалом одного из самолетов находился двоюродный брат королевы Елизаветы II принц Майкл Кентский, который 4 июля отпраздновал в Украине свой 71-й день рождения.

«Я служил в полку, который когда-то принимал участие в битве под Севастополем»

— Впервые я побывал в Севастополе в 1999-м году, — довольно уверенно говорит по-русски 71-летний принц Майкл Кентский. — До этого интересовался историей этого города. Дело в том, что мне довелось служить в легендарном полку, который еще в 1854 году принимал участие в Балаклавском сражении. Поэтому во время первого визита я смотрел на все с точки зрения военного человека. Потом неоднократно приезжал сюда, последний раз — в октябре прошлого года. Меня заинтересовал вопрос развития южных районов Крыма, особенно Южного берега, который привлекает большое количество туристов. Я сравниваю этот регион с югом Франции, где в конце XIX века произшли резкие изменения. Поэтому, считаю, развитие Крыма имеет большие перспективы.

— Ваше королевское высочество, вы принимали участие в реконструкции одного из знаковых для Севастополя исторического события — Балаклавской битвы, состоявшейся 160 лет назад. Справились ли организаторы с поставленной задачей и получили ли вы те впечатления, на которые рассчитывали?

— Увиденное шоу превзошло самые смелые ожидания! — признается принц. — Великолепно организованы не только эпизоды реконструкции действа под Севастополем, но и все остальное, начиная от первых залпов орудий. Перелет ретросамолетов из Англии — тоже очень трудоемкое дело, тем не менее не было даже каких-то маленьких недочетов. Я очень благодарен всем, кто организовал мероприятие.

*В реконструкции Балаклавской битвы организаторы задействовали 150 человек и 40 лошадей

— Знаю, что вы увлекаетесь не только ретросамолетами, но и ретроавтомобилями. Чему отдаете предпочтение?

— Это трудный вопрос, — переходит на английский собеседник. — До того как в Великобритании ввели значительные ограничения на быструю езду, больше наслаждался машинами — скорость дает такие приятные ощущения! И сейчас увлечен ретроавтомобилями, являюсь главой клуба любителей «Бентли». Но старинные самолеты... Их надо сохранять в очень хорошем состоянии, чтобы полеты были безопасными. Кроме того, перед тем как подняться в воздух, нужно провести огромную подготовительную работу. Мне было очень приятно работать с украинскими коллегами, которые обладают хорошими знаниями в сфере авиации и очень гостеприимны. Они сделали все возможное для того, чтобы наш визит прошел гладко от начала до конца. Конечно, несколько раз возникали сложные ситуации, но каждая из них была решена в максимальном объеме. Все прошло, я должен это отметить, даже лучше, чем кто-либо из нас мог ожидать.

— Вы летчик с большим опытом?

— Да, я действительно имел сертификат пилота. Еще недавно летал на обычных самолетах и вертолетах. Но срок действия этих лицензий уже закончился. Теперь сажусь за штурвал только определенных самолетов и когда мне разрешают это делать. В Украине есть много очень опытных пилотов. Поэтому во время нынешнего визита мне летать не приходилось, хотя это огромное удовольствие.

— Вы ведете очень активный образ жизни. В чем секрет такой жизненной энергии?

— Считаю, что в первую очередь все зависит от того, как вы расставляете приоритеты. Авиация является звеном, которое связывает многие сферы жизни, и в Украине я встречался и беседовал с людьми по многим вопросам, выходящим за рамки авиационных интересов. Например, об образовании. Меня очень заинтересовали проекты, связанные с изучением языков. Я хоть и знаю русский, но не могу говорить на нем свободно. И считаю, что авиация дает возможность для такого диалога.

Должен отметить большой энтузиазм, целеустремленность молодых людей в Украине. Я интересовался, что бы мог сделать, например, для программы по обмену студентами с целью изучения языка. Очень надеюсь воплотить в жизнь свои замыслы и таким образом помочь Украине. Извините за то, что я по-русски говорил не так хорошо, как хотелось бы. Это большая радость для меня — еще раз побывать в вашей стране, особенно в Севастополе. Спасибо за теплый прием.

К сожалению, на вопросы о личной жизни принц отвечать отказался.

Балаклавская долина вошла в историю Англии как «долина смерти»

Балаклавская битва, состоявшаяся 25 (13 по старому стилю) октября 1854 года, навсегда осталась траурной датой в военной истории Англии. Под Балаклавой полегла бригада легкой кавалерии, в состав которой входили представители самых аристократических фамилий Британии. Известие о поражении потрясло англичан.

В Севастополь стали приезжать паломники с единственной целью — посетить места сражения. О гибельной атаке кавалеристов написаны десятки книг и знаменитое стихотворение Теннисона, которое английские школьники учат наизусть, как мы «Бородино» Лермонтова. Об этом трагическом для Великобритании событии сняты фильмы, а историки до сих пор ломают копья в споре, кто же из командиров послал цвет английской аристократии на верную смерть. Балаклавская долина вошла в историю Англии как «долина смерти». Именно ее в феврале 1945-го после Ялтинской конференции посетил Черчилль — в том сражении пал один из его предков, представитель славного рода Мальборо.

Чтобы красочно и наглядно показать события того рокового для англичан дня, организаторы задействовали 150 участников исторической реконструкции, 40 лошадей и потратили полгода на подготовку. Британский принц, наблюдавший за ходом событий с трибуны, поздравил в финале русские войска с победой.

В следующей части мероприятия в небо взмыла британская авиация, чтобы почтить память всех погибших здесь полтора века назад воинов. К участию в действе привлекли 16 старинных самолетов, принадлежащих Майклу Кентскому. Размах авиашоу поразил даже самых искушенных зрителей. По словам принца, это была лучшая историческая реконструкция, которую он видел в своей жизни. «Незабываемое событие», — признался англичанин журналистам. В завершение самолеты, сделав почетный круг, рассеяли над «долиной смерти» лепестки красных маков.

Интересно, что проведение фестиваля было на грани срыва. Организаторы столкнулись с препятствием, которое требовало решения на государственном уровне. Дело в том, что в Украине существовал запрет на использование авиабензина, содержащего свинцовые добавки (именно такой используют в старых самолетах). К счастью, 14 мая Верховная Рада приняла изменения к соответствующему закону, и теперь ежегодно позволяется завозить тысячу тонн такого топлива. Только благодаря этому ретросамолеты смогли попасть в нашу страну.