Культура и искусство

«Гроб, в котором был похоронен игумен Почаевского монастыря, открыли спустя 170 лет и обнаружили, что тело не истлело»

6:15 — 12 июля 2013 eye 4216

В рамках празднования 1025-летия крещения Руси в Музее истории Киева начала работу уникальная выставка «Сокровища святых лавр Украины»

В Украине есть три православные лавры (этот статус присваивают самым крупным и влиятельным мужским монастырям): Свято-Успенская Киево-Печерская (находится в столице), Свято-Успенская Почаевская (Тернопольская область) и Свято-Успенская Святогорская (Донбасс). Их сокровища представлены на выставке, которая по инициативе столичных властей открылась в Музее истории Киева.

«Икона, которую передала в Киев Богородица, исчезла осенью 1941 года»

— Согласно преданию византийские мастера, пришедшие в Киев, чтобы помочь со строительством церквей Киево-Печерского монастыря, принесли с собой икону, которую им вручила Богородица, — рассказала «ФАКТАМ» заместитель директора Музея истории Киева Людмила Мороз. — На этом чудотворном образе было изображено Успение Божьей Матери. Святыня находилась в главном соборе лавры — Успенском. В начале 1920-х по решению советских властей с чудотворного образа сняли серебряный оклад — под видом сбора средств в помощь голодающим Поволжья. А во время войны в ноябре 1941 года Успенский собор был взорван (ученые до сих пор спорят, чьих рук это злодеяние — подпольщиков или оккупантов). Икону под руинами так и не нашли. Однако сохранилась ее копия, сделанная в XVIII веке. Она представлена на нашей выставке.

Здесь есть раритет, который находился в Успенском соборе во время взрыва и тем не менее уцелел. Это довольно большая по размеру икона на серебре, ее реставрация была недавно завершена. На ней рельефное изображение первого христианского мученика Стефана в окружении других святых. Напомню, что Успенский собор отстроили в конце 1990-х по указу Президента Украины Леонида Кучмы. Освящение состоялось в 2000 году.

Обратите внимание на старинную гравюру Киево-Печерской лавры. Видите, в ее верхней части изображены основатели этого монастыря святые Антоний и Феодосий. Над ними — ангелы, которые держат икону, переданную Богородицей. История Киево-Печерской обители началась около тысячи лет назад с того, что преподобный Антоний (ему было пять лет, когда князь Владимир крестил Русь. — Авт.) поселился в пещере на склоне холма над Днепром, чтобы жить и молиться в стороне от людской суеты (сейчас это Дальние пещеры). Вскоре к нему стали присоединяться другие монахи. Когда их количество достигло двенадцати, Антоний выкопал себе подземную келью в другой части холма. Теперь там находятся Ближние пещеры. Строительство первого храма на поверхности началось при сыне Владимира-Крестителя князе Ярославе Мудром — он предоставил монастырю участок земли.

Мы демонстрируем несколько изображений лавры прошлых веков. Есть больших размеров рисунок колокольни, являвшейся до конца XIX века самым высоким сооружением Российской империи (96,5 метра), а также один из первых снимков лавры, который был разукрашен цветными красками и перламутром (внутренний слой речных и морских ракушек). На одной из литографий XVIII века видим мост через Днепр напротив лавры. Кстати, первые понтонные переправы в районе Киева ставили примерно в том месте, где ныне находится мост Патона, поскольку там небольшая глубина и не очень быстрое течение. Эти мостовые переходы были сезонными — на зиму их снимали.

Среди святынь этой лавры демонстрируем старинную икону Богоматери Печерской. Подобных образов несколько. Самый давний из сохранившихся до наших дней написан во времена Киевской Руси в ХII столетии. К сожалению, он находится за пределами Украины — в Третьяковской галерее. В 1930-е эту икону отправили из Киева в Москву на выставку. Ее не вернули до сих пор.

Интересно, что первую типографию в Киеве открыли монахи лавры в 1615 году. На выставке представлен первый напечатанный там Киево-Печерский патерик — книга об основании этого монастыря.

Посетители увидят великолепной работы церковную утварь (дарохранительницы, подсвечники, кресты), книги с текстом Евангелия в серебряных окладах и одеяния священников Киево-Печерской лавры, созданные в эпоху расцвета украинского барокко — XVII–XVIII веков, а также более позднего времени. Этих вещей сохранилось довольно много, ведь без малого триста лет — с 1651 года, когда польский князь Радзивилл спалил Киев, до Второй мировой войны — наш город не оказывался в зоне боевых действий.

*Серебряная дарохранительница — один из шедевров сакрального искусства из Киево-Печерской лавры

«Когда Почаевский монастырь осадили турки и татары, в небе явилась Божья Матерь и изгнала врагов»

Подходим к стендам, на которых размещены раритеты расположенной на Волыни Свято-Успенской Почаевской лавры.

— По одной из наиболее вероятных версий, ее основали монахи Киево-Печерского монастыря, спасавшиеся от нашествия монголо-татар, — продолжает Людмила Мороз. — В те тяжелейшие для нашей родины времена на Почаевской горе Богородица явилась в огненном столбе одному из монахов и пастуху Ивану Босому. На камне, на который Она ступила, остался отпечаток Ее правой ноги.

Особо нужно сказать о Почаевской иконе Божьей Матери, с которой связано большое количество чудес. В 1559 году ее привез греческий митрополит Неофит. Он был на Волыни проездом, задержался, чтобы поклониться месту, на котором оставила след Богородица. Неофит некоторое время гостил у местной православной помещицы Анны Гойской. В знак благодарности подарил ей образ, который взял с собой из Греции. Вскоре домочадцы заметили, что от иконы исходит свет. Перед ней стал молиться незрячий родной брат Анны Филипп. Случилось чудо — он прозрел. Тогда Гойская преподнесла Почаевскому монастырю эту икону (у нас демонстрируется ее копия) и большой земельный участок. После этого произошло большое количество чудес, связанных с Почаевским образом Божьей Матери. Одно из самых известных случилось в 1675 году, когда турки и татары, шедшие на Варшаву, осадили Почаевский монастырь. Оборонять обитель было некому — польские войска находились в районе Варшавы, а казаки гетмана Дорошенко — под Чигирином. Люди из окрестных сел укрылись под защитой стен монастыря. Молодые мужчины обороняли обитель, а старики молились чудотворной иконе и нетленным мощам преподобного Иова Почаевского. На третий день облака над монастырем разошлись, и явилась Богородица в окружении ангелов с мечами. Турки стали палить по ней из ружей, татары — стрелять из луков. Но пули и стрелы возвращались, разили стрелков. Охваченный ужасом враг бежал.

— Почему в те дни смертельной опасности обращались с молитвой не только к Богородице, но и к мощам Иова Почаевского?

— Он был одним из самых уважаемых церковных деятелей, соратником основателя Острожской академии князя Константина Острожского. По предложению князя Иова стал настоятелем Дубенского Крестного монастыря. С благословения и при активной поддержке Иова в типографии князя Константина первопечатник Иван Федоров издал знаменитую Острожскую Библию. Это было первое полное печатное издание всех книг Святого Письма на церковнославянском языке.

Когда Иову исполнилось 53 года, он решил удалиться от мирской суеты и поселиться в пещере близ Почаевского монастыря. Монахи этой обители пригласили его стать игуменом. Он прожил 90 лет. В день своей смерти попрощался с братией, отслужил последнюю литургию, пошел в келью и скончался. Его похоронили в саду, который он посадил. Затем стали происходить удивительные вещи — Иов трижды с перерывами в несколько лет являлся Митрополиту Киевскому Дионисию Балабану. После третьего явления Балабан приказал выкопать гроб. Это было через семь лет и десять месяцев после смерти Иова. Оказалось, его останки не истлели. Их перенесли в подземную церковь.

Но на этом история с мощами Иова не закончилась. В 1713 году Почаевский монастырь перешел к грекокатоликам. А через 120 лет обитель вновь стала православной. Тогда снова открыли гроб и увидели, что тело преподобного так и осталось нетленным. Иова причислили к лику святых, а монастырь получил статус лавры.

— А что это за необычная икона — изображения на ней находятся с обеих сторон?

— Она осталась с того времени, когда Почаевская обитель находилась в руках грекокатоликов, кстати, много сделавших для монастыря. Это так называемая двусторонняя икона: с одной стороны образ Богородицы с Младенцем, с другой — Иоанна Богослова. Такие иконы ставили на стол или другую поверхность. Поэтому молиться можно перед обеими сторонами образа.

*Людмила Мороз: «Это двусторонняя икона из Почаевской лавры — на одной стороне изображена Богородица с Младенцем, на другой — Иоанн Креститель»

А сейчас покажу вам самые древние раритеты нашей выставки — крестики-энколпионы времен Киевской Руси. Это нательные ковчежки, в которые клали кусочки просфоры или мощи. Энколпионы были найдены на территории Свято-Успенского Святогорского монастыря, расположенного на Священной горе (она отвесная, белого цвета — содержит мел), на берегу речки Северский Донец. Послушникам приходилось носить с реки воду, преодолевая по шестьсот ступеней.

Когда на Святой горе был создан монастырь, неизвестно. Но до наших дней дошли сведения о том, что еще задолго до принятия на Руси христианства в пещерах этой горы в VIII веке селились греческие монахи, бежавшие из Византии из-за религиозных раздоров. Известно также, что когда в 1111 году к Святой горе приходил киевский князь Владимир Мономах с дружиной, его встретили монахи. Это место было границей Руси — южнее начинались степи, где жили кочевники. Неудивительно, что там размещался воинский гарнизон. После того как Россия завоевала Крым и монастырь утратил свое оборонное значение, императрица Екатерина II закрыла эту обитель. Но в 1844 году ее внук царь Николай распорядился восстановить монастырь. Советская власть вновь закрыла его, организовав там дом отдыха и кинотеатр. Святую гору переименовали в Красную, а напротив, на другом холме, поставили памятник советскому деятелю Артему. Сейчас обитель возвращена церкви, в 2004 году она получила статус лавры.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»