Известному актеру и певцу исполняется 75 лет
Званий и титулов у Вахтанга Кикабидзе не перечесть: народный артист Грузии, лауреат государственных премий СССР, лауреат многих международных песенных конкурсов и кинофестивалей. Кавалер орденов чести царя Вахтанга Горгасали III степени, Николая Чудотворца и рыцарского креста святого Константина Великого. Родной город Тбилиси присвоил ему звание почетного гражданина. В российской столице была заложена его звезда на «Площади звезд». Для многих зрителей он — усатый грузин в огромной кепке из «Мимино», но были и другие ленты: «Не горюй!», «Мелодии Верийского квартала», «Совсем пропащий», «ТАСС уполномочен заявить». Не обращая внимания на возраст, Кикабидзе продолжает ездить с гастролями по всему миру.
— Вахтанг Константинович, вам исполняется 75, но в это невозможно поверить. Замечательно выглядите и источаете море положительной энергии.
— Думаю, тут дело в умении радоваться. Нужно жить с юмором. Не стоит слишком серьезно смотреть на некоторые вещи. Все рано или поздно проходит. Крайне важно искреннее и доброжелательное отношение людей друг к другу. Знаете, я ведь получаю очень много писем из России, от поклонников. В них столько тепла. Они трогают мою душу до слез.
— Из России?
— Конечно. Я не склонен смешивать политические реалии и взаимоотношения с простыми людьми. Политики, те, что сейчас правят бал, уйдут, а их внукам будет стыдно называть вслух свои фамилии.
— Если бы вас попросили объяснить современной грузинской молодежи, откуда растут ноги конфликта между Россией и Грузией, как бы вы это сделали?
— Это очень трудно. И вместе с тем ничего нового в том, что происходит между Грузией и Россией, нет. Политика всегда делалась таким образом. На мировой арене есть маленькие и большие игроки. Крупные рыбы обязательно будут диктовать свою волю рыбешке поменьше. Таков закон природы. Моим соотечественникам юного возраста известно и понятно одно: после августовской войны у их маленькой родины забрали пятую часть ее территории. Это понятно и это им не по вкусу.
Представьте себе, если бы, не дай Бог, у Украины отобрали Крым. Подобного рода расклады никому бы не понравились. Украинцы были бы шокированы. В принципе, я считаю себя личностью сугубо интернациональной. Национальность — понятие синтетическое. Люди во время Вавилонского столпотворения получили языки, и по этим языкам разбились на группы. Всего-навсего. Ну а молодежь чувствует себя не в своей тарелке в сложившейся ситуации. Они не понимают, почему все так произошло. И хорошего в этом мало.
— Почему российские поэты, писатели, музыканты так тянутся к Грузии? Что они там ищут? Свободу? Вдохновение? Или банальную экзотику?
— Каждый народ, живущий на Земле, обладает своим уникальным менталитетом, традициями и бытом. У славян он один, у народов Кавказа — другой. Там живет множество разноязычных народов, и каждый словно зеницу ока хранит лишь ему присущие традиции. Грузины — не исключение. Нашим недостатком и одновременно преимуществом во все времена было легендарное гостеприимство, умение принимать гостей. Отсюда происходят, по моему мнению, и все беды нашей страны. К нам всегда приезжали люди, зная, что тут они смогут встретить горячий прием: хлебосольных хозяев, песни, тосты, роскошные пиры, вино рекой, потрясающую природу и исторические достопримечательности. Понимаете, у нас гость — не просто путешественник, чужестранец, а значительный фактор в мировоззрении грузин. Этой традиции много веков. Родители, предки передали нам эти знания. И мы, современные грузины, несем такое отношение к гостям в сердцах, словно эстафетную палочку. Не зря говорят, что гость — посланец от Бога. Почему же к нам не приезжать? Прекрасная природа: горы, море. Замечательные люди, улыбки, песни, застолья — вот она Грузия.
— Будете ли выступать с концертами в России?
— Для того чтобы выйти на сцену, артист обязан быть в каком-то особенном настроении. Я должен обрадовать аудиторию. Не люблю нечестного искусства. Оно должно служить радости, а не горю. Если сейчас меня вызовут на ковер наши руководители страны и велят ехать в Россию с гастролями, чтобы исправить политическую ситуацию, я поеду. Буду петь, сделаю это для своей Родины. Но мне самому, внутри себя, должно быть приятно спеть песню.
— В чем, на ваш взгляд, секрет успешной реализации актера?
— Думаю, что мы, актеры, в некотором роде заложники режиссера. Каким бы ни был гениальным актер, если режиссер слабый, исполнитель роли не сможет раскрыться до конца. Но очень мало режиссеров, которые верят актерам. Актер должен играть так, как того хочет режиссер. Чаще всего это бывает неправильно. Совокупность таких талантливых людей, как актер, режиссер и сценарист, способна родить качественное кино, которое полюбит зритель. Но режиссер все-таки в этой триаде главный.
— Получается, зритель видит актера на экране глазами режиссера?
— Примерно так. Я забыл еще упомянуть оператора. Актер — лишь верхушка айсберга. Расскажу вам удивительную историю. Мы с Георгием Данелия работали над фильмом «Не горюй!». На мой взгляд, это один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни. Мы с Георгием не были близко знакомы. Меня утвердили на роль, наступил первый съемочный день. Я смотрю на Данелия и вижу перед собой приехавшего из Москвы человека, который в одной руке держит камень, а в другой — складной нож. Начались съемки, и он стал этот нож натачивать. Подумал, наверное, если ему не понравится то, что он увидит на съемочной площадке, — начнет резать. И что вы думаете? Он этот нож точил весь съемочный период, в итоге получилась настоящая игла. Думаю, Георгий это делал автоматически.
— Чтобы нервы успокаивать?
— Да, наверное. Я даже в конце съемок хотел нож украсть — в качестве сувенира, но меня кто-то опередил.
— Какие личные качества актера могут дать ему преимущество перед коллегами?
— Актер — это божий дар, талант. Люди заканчивают какие-то школы... Это все не то. Можно научиться рисовать. Например, у меня множество друзей художников, они неоднократно предлагали научить и меня живописи. Конечно, любопытно, но чему я мог бы у них научиться? Как разводить краски и белить холсты? Все знают: то, что появится на этих холстах, зависит только от тебя.
— От работоспособности тоже многое зависит.
— Согласен. Можно нарисовать гору картин и сделать это быстро, но от подобной работы никто не ахнет.
— Так же и актер?
— Конечно. Я понял, что такое по-настоящему великий актер, когда познакомился с Иннокентием Смоктуновским. Помню свое впечатление, будто это происходило вчера. Видел, что передо мной сидит настоящая глыба, человек, который совершенно по-другому смотрит на все происходящее. У таланта всегда свои видение и образ жизни. Он даже сам может этого не ощущать, но окружающие его люди это хорошо видят. И вот у него появляется шанс на экране или на подмостках выразить то, что он видит, чувствует, но не может делать в реальной жизни. Подобное не все могут.
— Поэтому талантливых актеров не так много.
— Талантливых политиков тоже.
— Не будем говорить о политике. Давайте лучше побеседуем о вашей семье.
— Мы очень тяжело жили. Кроме голода, холода и улицы, ничего не помню из своего детства. Однако мне повезло расти среди интересных людей. Семья была большой: дедушка, бабушка, тетки. К сожалению, почти вся наша родня была арестована, сослана, репрессирована. Хотя, если серьезно говорить о генах, то речь скорее должна идти о традициях, воспитании. Я всегда знал, если входит взрослый или пожилой человек, нужно обязательно встать и уступить место. Такие понятия были в каждой семье. Когда к моему дедушке приходили в гости художники, писатели, нам, детишкам, разрешалось присутствовать, хотя за стол не приглашали. Это были незабываемые вечера. Несмотря на то что гости зачастую засиживались до глубокой ночи, пили вино, я никогда не видел пьяных. Беседовали о политике, искусстве, культуре, религии. А потом люди начали пропадать. Став чуть старше, я понял, что в период с 1937 по 1939 годы был уничтожен весь цвет грузинской интеллигенции.
— Какой-то у нас с вами грустный разговор получается.
— Вы правы. Расскажу лучше о своей тетушке Тамаре, старшей сестре моей мамы. Во времена ее юности были популярны почтовые открытки. Как раз для одной из таких открыток тетя и позировала. Известный грузинский художник изобразил ее в образе великой тезки — царицы Тамары. Моя тетушка была очень хороша собой, для трансформации в настоящую царицу потребовалось лишь надеть ей на голову корону. Вот вам — кровь Багратиони. Своих родственников я назвал бы аристократами духа. Моя бабушка со стороны матери умерла совсем молодой. Ей было 32 года. Заразилась в поезде тифом от чужого ребенка. Не смогла остаться равнодушной к его страданиям, взялась укачивать. Тиф в то время плохо поддавался лечению. Бабушка — уникальная женщина. Она была первой грузинкой, записавшей свой вокал на граммофонную пластинку. Этот артефакт хранится у меня до сих пор. Звук, к сожалению, почти утерян. Пытаясь восстановить пластинку, возил ее и в Питер, и в Москву.
А брат моего деда взял с собой красивую женщину и отправился из Тифлиса в Иран на Всемирный фестиваль национального танца. Они поехали без особой подготовки, а вернулись с лавровым венком — главным призом. Это были другие люди: они знали языки, учились за границей, умели потрясающе петь и танцевать. Представьте себе, я фильм «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова смотрел 18 раз. Пытался понять, почему наши предки так сильно любили свою Родину. Большевики активно убирали образованных людей, хотели избавиться от целого класса. Их задача была простая: интеллигенция должна уйти, а шваль остаться. Так и получилось в финале.
— Возможно, стоит искать ответ на этот вопрос в вере в Бога?
— Уверен, что каждый человек должен верить во что-то хорошее. Я не так давно был в Киеве и обедал вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Он вручил мне орден. На этом мероприятии было около 20 человек — высшие церковные чины Украины. Интересно отметить то, что мы беседовали в основном об искусстве. У меня есть такое убеждение: если человек не верит в Бога, он не должен это пытаться кому-то доказать. Я, например, люблю заходить в церковь, потому что там тихо, спокойно, ладаном пахнет, хорошая атмосфера, можно подумать о жизни.
— Осмелюсь задать вам довольно деликатный вопрос. Задумывались ли вы о том, что скажете Спасителю, когда предстанете перед ним?
— Отвечу немножко нестандартно. Моя мама 45 лет пела в церковном хоре в Тбилиси, в главном кафедральном соборе. Можно сказать, я был уличным пацаном. Наши отцы воевали на фронте, мы росли без них. Я, конечно, не жаловал школу, но старательно это скрывал от мамы. Каждый день прибегал к ней в храм, когда оканчивались уроки, делал вид, что иду с занятий. Мы вместе направлялись домой. Те, кто посещают церковь, знают, что лик Иисуса Христа выглядит на иконах по-разному. Однажды я спросил маму (она была очень верующей женщиной): «Ты когда-нибудь видела Бога?» Она ответила, что видит его каждый день. Я удивился. Тогда мама пояснила: «Он в тебе. Ты и есть Бог. Каким человеком вырастешь, такой у тебя и будет Бог. Будешь хорошим — и Бог будет таким же, станешь ты плохим — и Бог будет плохим». Человек, наверное, и есть копия того, что мы с вами называем Богом. Он творит и зло, и добро. Мама мне так объяснила, и я понял, что она сказала очень мудрую вещь.
— Скажите, а что вы не простили бы близкому человеку?
— Измена, предательство — самое страшное от близких. Я очень рад тому, что в Грузии до сих пор развито чувство соседства. Сосед как родственник у нас. Если в деревне кто-то умирает, то соседи на протяжении нескольких дней даже музыку не станут громко включать. Их никто не просит, это проявление взаимопонимания и уважения к чужому горю. Ты не делаешь так не потому, что тебя просят, а потому, что не хочешь самого себя поставить в неловкое положение.