— Рано или поздно у всех спортсменов случаются травмы, — говорит Александр Пятница. — После Игр в Лондоне даже не отдохнул толком — нам с женой удалось только три дня побывать на море. И хотя на подготовку и выступление на Олимпиаде ушло много сил, мне уже хотелось двигаться дальше. Для меня привычнее постоянно работать. Конечно, бывает тяжело, организм буквально отказывается тренироваться. Тогда приходится себя заставлять. После Игр сильно болело плечо, но я терпел. Даже думал, что придется делать операцию. Но вот подвела нога. Когда завершилась Олимпиада, друзья, знакомые, журналисты интересовались моими планами. Я отвечал, что, мол, не знаю, а вдруг завтра ногу сломаю? Получается, сам себе напророчил.
В октябре прошлого года я поехал на тренировочный сбор в Черногорию. В тот злополучный день хотел только в зале позаниматься, но в последний момент передумал и решил побегать. Во время пробежки нога попала в ямку с камешком. Колено выгнулось в обратную сторону. От болевого шока я даже не понял, что произошло, начал вставать, а нога не слушается. Вызвали «скорую». В местном госпитале наложили гипс. Домой я вернулся на костылях. Мой хороший друг посоветовал обратиться в «Клинику доктора Линько».
Перед операцией Ярослав Владимирович сказал, что на 95 процентов уверен в успехе и я смогу дальше выступать. Доктор Линько — настоящий ас спортивной медицины. В буквальном смысле слова поднял на ноги тысячи спортсменов. Он оперировал футболистов Андрея Шевченко, Сергея Реброва, да почти всю команду «Динамо».
— У Александра было повреждение коленного сустава, — говорит ортопед-травматолог «Клиники доктора Линько» Владимир Новиков. — Это одна из распространенных травм среди спортсменов. Пострадало очень много структур, которые отвечают за стабильность работы колена — мениск, передняя крестообразная связка, боковые связки коленного сустава. При травмах такого рода выполняется давно отработанная во всем мире методика с применением артроскопа.
— Вмешательство было очень сложным, длилось больше двух часов, — говорит Александр Пятница. — Ярослав Линько провел операцию вместе с ортопедом-травматологом Владимиром Новиковым. В качестве импланта использовали мое подколенное сухожилие, а боковую связку закрепили на титановую пластину. Она останется на всю жизнь, теперь я титановый (смеется).
Через три дня я уже был дома. Мне прописали постельный режим. Я провел лежа почти полтора месяца, даже на улицу не выходил. Конечно, можно было передвигаться на костылях, но я не хотел, чтобы меня видели в таком состоянии. Пока восстанавливался, смотрел фильмы, играл в шахматы с компьютером. Чтобы как-то поддерживать себя физически, делал отжимания, потихоньку разрабатывал ногу. Как только смог ходить без костылей — поехал на сбор. Для страховки сильно перебинтовал колено. Хромал, конечно, но все-таки шел.
В июне участвовал в соревнованиях в Чехии. Показал невысокий результат — 71,44 метра, — но для меня и это было достижением. Самое трудное — справиться с волнением, когда выходишь в сектор, в том положении я чувствовал себя инвалидом. Потом выступил на турнире в Лозанне — там уже метнул копье на 74,54 метра, хотя мой личный рекорд — 86 метров. Если удастся преодолеть отметку 80 — это будет моя первая победа после травмы. Моя цель — быть в наилучшей форме к следующей Олимпиаде. Я полностью доверяю своему тренеру Николаю Гурневичу, у которого занимаюсь с декабря 2011 года. Поддержка тренера, моей жены Юлии, близких, друзей очень важны для меня сейчас.
Нога еще побаливает, но с каждым днем все меньше. Ничего, меня эта травма только закалила. Как сказал один шахматист, чем более запутана ситуация на доске, тем увереннее я себя чувствую. Так и у меня — не бывает легких путей к Олимпу.
Выступление Александра Пятницы на Олимпиаде в августе 2012 года по праву назвали настоящим спортивным подвигом. На своих дебютных Играх украинец выиграл серебряную медаль, не дотянув до «золота» всего семь сантиметров. Это была первая за 52(!) года олимпийская награда Украины в метании копья. Последний раз на олимпийский пьедестал в этом виде спорта поднимался киевлянин Виктор Цыбуленко в 1960 году в Риме.
— Награда далась тебе нелегко?
— Тяжело было психологически, — продолжает Александр. — Я зажался, все вокруг было как в тумане, да еще и нога болела. Дней за десять до Лондона обострилась старая травма — мышцу потянул. Применял обезболивающие мази, массаж, поэтому и осторожничал в секторе. К тому же мозоль на ладони лопнула, кровь пошла — пришлось перевязывать руку.
— Правда, что раньше ты вынужден был работать сторожем?
— Я тогда еще не входил в сборную Украины. В 2006 году умер мой дедушка. К сожалению, моих родителей тоже уже нет. Пенсии бабушки едва хватало на еду. Спорткомитет выделял около 500 гривен на питание, правда, не каждый месяц. Я устроился работать ночным сторожем на стадионе «Локомотив», чтобы не тратить время на транспорт. Закрывал вечером ворота и шел в раздевалку. Там при входе стоял диванчик, на котором я спал. Утром отправлялся на тренировку. Бабушка приносила какую-то еду, но часто тренировался впроголодь. Бывали периоды, что питался только вермишелью быстрого приготовления. Чай заваривал на плитке. За работу сторожа мне сначала платили копейки, а примерно через полгода получал уже 900 гривен в месяц. Было очень тяжело, не раз думал даже уйти из спорта. Но какое-то внутреннее чутье удерживало. Терпел, верил, что у меня все получится и я смогу метать за 80 метров. «Вот тогда, — говорил себе, — у тебя будут и деньги, и успех».
Кстати, на том же стадионе «Локомотив» встретил свою будущую жену. Юля раньше занималась боксом, была чемпионкой Украины. Сейчас работает тренером, помогает мне готовиться к соревнованиям. Я долго не решался познакомиться. Инициативу проявила Юля. Она очень удивилась, когда узнала, что я, такой худенький, занимаюсь метанием копья. Мы встречались год, а поженились 30 августа 2008 года. Юля всегда верила в меня.
— Какие изменения произошли в твоей жизни после Олимпиады?
— В марте наконец-то выдали документы на квартиру. Но она на окраине города, далековато от центра и от стадиона, где я тренируюсь. Так что мы пока по-прежнему живем в двухкомнатной квартире жены с ее мамой.
— Это была сложная операция?
— Да, — говорит Владимир Новиков. — Вначале под контролем видеокамеры Александру восстановили крестообразную связку. Затем, уже с помощью разрезов, сшивали структуры по наружной поверхности коленного сустава. Вмешательство проходило под комбинированным наркозом. Александр прекрасно понимал свое состояние и был настроен на длительный процесс реабилитации.
Для соединения разорванной крестообразной связки у спортсменов используют специальный металлический фиксатор. Это титановая пластинка длиной в один сантиметр. Связка при этом крепится к пластинке и висит на ней, как на вешалке.
Чтобы колено снова функционировало, как прежде, необходимо было ежедневно его разрабатывать. Александр это делал. Отмечу, что обычно процесс восстановления у пациентов после подобных операций может затянуться до года, а спортсмены, как правило, уже через пять-шесть месяцев показывают высокий результат. Почти сто процентов из них полностью восстанавливаются и даже выходят на более высокий уровень спортивных достижений.
Мы с Ярославом Линько сказали Александру, что все зависит только от него. Были уверены: главные победы у этого спортсмена еще впереди.
— Будете болеть за Сашу на августовском чемпионате мира в Москве?
— Конечно! Увидеть людей, которых ты оперировал и которые снова вернулись в большой спорт, — это лучшая награда для хирурга.