В ряде ведущих американских изданий вышло немало статей, посвященных талантливому украинскому баскетболисту из города Антрацит Луганской области Алексею Лэню. И это неудивительно, ведь история жизни
Согласно правилам НБА игрок, выбранный под таким номером, получит шесть(!) миллионов долларов за стартовые два года. В случае продления контракта на последующие два года Алексей Лэнь заработает еще семь миллионов.
Справка «ФАКТОВ»
Процедура драфта — это выбор молодых и талантливых игроков для команд НБА. Зарплаты новичков НБА зависят от номера драфта: чем выше номер, тем больше зарплата. У пятого номера драфта-2013 базовая сумма зарплаты составляет 2 миллиона 910 тысяч 600 долларов в год. Игрок получит от 80 до 120 процентов от этой суммы. Таким образом, Алексей Лэнь заработает не меньше 2 миллионов 328 тысяч 480 и не больше 3 миллионов 492 тысяч 720 долларов.
Ранее лишь шестеро украинских игроков выбирались на драфте НБА: Александр Волков (№ 134, «Атланта Хоукс», 1986 г.), Виталий Потапенко (№ 12, «Индиана Плейерс», 1996 г.), Сергей Лищук (№ 50, «Мемфис Гризлис», 2004 г.), Алексей Печеров (№ 18, «Вашингтон Уизардс», 2006 г.), Кирилл Фесенко № 38, «Филадельфия 76», 2007 г.), Сергей Гладырь (№ 49, «Атланта», 2009 г.).
«ФАКТАМ» удалось связаться с Алексеем Лэнем по скайпу (последние два года баскетболист живет в США). Первым делом спортсмен уточнил, что его фамилия пишется через букву «э» — Лэнь, а не Лень, как писали в нашей прессе. Говорит Алекс с небольшим акцентом. Несмотря на то что ему совсем недавно исполнилось только 20 лет (16 июня), он производит впечатление человека солидного, рассудительного и серьезного.
— Слышу вас нормально, говорите, — отозвался на наш запрос по скайпу Алексей Лэнь. — Я только утром приехал в Финикс. Отдыхал неделю вместе с мамой и своей девушкой на Гавайах, на острове Мауи. Решил уехать, чтобы отвлечься, расслабиться. Последние два месяца такие сумасшедшие были: в апреле перенес операцию на ноге, потом заявка на драфт, церемония.
Правда, спокойного отдыха не получилось — каждый день две-три эксурсии: на горы смотрели, на вертолете летали, купались, ходили на потухший вулкан Халеакала, который находится на территории национального парка.
— Эмоции после церемонии драфта в Нью-Йорке потихоньку улеглись?
— Да. Все уже спокойно обдумал, разложил по полочкам. Расскажу по порядку, как дело было. За два месяца до драфта, после завершения сезона, я маме с дедушкой сказал, что хочу выставить свою кандидатуру на драфт НБА. Вообще-то глобальные вопросы в своей жизни всегда обсуждаю с близкими. С тренером университетской команды из Мэриленда, за которую выступал, посоветовался. Потом взял листок бумаги: на одной стороне написал все преимущества этого серьезного шага в моей спортивной карьере, на другой — минусы. Преимуществ оказалось больше.
Вместе с агентом ездил по командам НБА (их было восемь или девять). Тренироваться не мог из-за травмы, поэтому проходил только собеседования. За неделю до драфта приехал в Нью-Йорк.
— У кого позаимствовал идею прийти на церемонию в пиджаке с «жовто-блакитной» подкладкой?
— Это моя собственная идея, которую, кстати, поддержала и мама. Первоначально хотел сделать на одной стороне флаг Украины, на другой — Мэриленда. Пиджак шил в ателье. Для сотрудников ателье это был очень престижный заказ, пиар. Ведь в Штатах драфт — это праздник. У телевизоров собираются семьями.
В каком пиджаке приеду в Нью-Йорк, держал в секрете. За час до мероприятия первый раз показал подкладку, когда давал интервью телеканалу ESPN. Тогда же перед камерой пообещал послать воздушный поцелуй во время церемонии своей девушке Эссенс. Тут же получил от нее эсэмэску: «Жди мой поцелуй».
Признаюсь, последовал примеру одного сербского баскетболиста, который поцеловал свою девушку, которая присутствовала на драфте. Когда я ездил по командам на собеседования, меня постоянно спрашивали, не сделаю ли я так же. Вот я и решился. Эссенс была очень довольна.
— В кого ростом пошел?
— Сколько себя помню, всегда был выше всех. И в детсаду, и в школе. Наверное, в отца. У него рост 1 метр 92 сантиметра. Отец работает на шахте. Родители развелись, когда мне было лет десять. Мама старалась побольше заработать, чтобы прокормить нас с сестрой. Почти все время я проводил у бабушки с дедушкой, которые жили в поселке Горняк под Антрацитом. Дед заменил мне отца. Кстати, мама назвала меня Алексеем в честь деда.
С детства помню запах меда. У деда была пасека на пять ульев, виноградник. Выкачивали с ним мед, вручную давили виноград, вино заготавливали. Дед давал мне за обедом полстакана вина.
А спорт... Чем я только ни занимался в детстве — и кикбоксингом, и боксом, и гимнастикой. Даже на шахматы ходил. Ближе всего мне была спортивная гимнастика, я просто бредил этим видом спорта. Так нравилось делать кувырки, прыжки, сальто. Но тренеры сразу поставили на мне крест: «У тебя шансов нет. Бесперспективный». Я же был долговязым и худым. А в гимнастике нужны ребята небольшого росточка, сбитые.
— Когда впервые увидел баскетбольный матч?
— Это была телепередача, где показывали лучшие игры Майкла Джордана, когда он играл против «Юты Джаз». Потом вместе с мамой скачивали игры НБА в интернете. Мама в юности занималась легкой атлетикой. Очень жалела, что бросила. С самого начала она поддерживала мое увлечение баскетболом, мечтала, чтобы я попал в НБА, не раз говорила мне: «Стоит использовать шанс, даже если он один на миллион».
В 13 лет я уехал в Луганск в детско-юношескую спортивную школу, выступал за баскетбольную команду Луганской области, в составе которой выиграл юношеский чемпионат Украины. Потом меня пригласили в Днепропетровск, учился в училище физкультуры, играл за сборную училища, позже попал в дубль «Днепра».
Первый месяц в Днепропетровске страшно по маме скучал. Я же в Луганске каждые выходные приезжал домой. Постоянно хотелось есть. В общежитии жил в одной комнате со своим другом Сергеем Высоцким (мы как раз сегодня общались с ним по скайпу, вспоминали те нелегкие времена). Так вот, ему мама высылала пайки. И моя мама вместе с бабушкой и дедушкой передавали мне через проводника продуктовые посылки — консервацию, блинчики с творогом, конфеты. Каждые выходные ходили с Серегой встречать поезда.
Кстати, сейчас мне в Америке так не хватает наших — украинских — шоколадных конфет! Здесь шоколада практически нет — одни «сникерсы».
— В 14 лет у Леши рост был 192 сантиметра, — рассказывает «ФАКТАМ» детский наставник спортсмена, тренер днепропетровской СДШОР № 5 Александр Мунтян. — Он имел отличную координацию, умел делать «колесо», ходить на руках. Не зря раньше увлекался гимнастикой. На баскетбольной площадке отличался невероятной интуицией. И всегда знал, чего хочет от жизни.
Алексей мечтал уехать в Америку, чтобы играть в лиге NCAA (Национальная ассоциация студенческого спорта. — Авт.). Естественно, когда рекруты американских университетов увидели лидера сборной Украины на юношеском чемпионате Европы 2010 года и предложили сделать ему студенческую визу и уехать, Алексей без раздумий использовал этот шанс.
— Это правда, — спрашиваем у Алексея, — что еще в
— Да. Причем написал заглавными буквами, жирным шрифтом. Спасибо моим первым тренерам Александру Мунтяну и Михаилу Лесовому за то, что научили меня добиваться поставленных целей. Так что НБА была моей мечтой. Сейчас у меня уже другие цели — стать одним из лучших игроков НБА, закрепиться там на долгое время.
— В Штатах быстро освоился?
— Поначалу тяжело было общаться, я ведь знал всего несколько слов по-английски — привет, пока... И одно предложение, которое запомнил благодаря рекламным роликам НБА: «I love this game!» Приходилось все на пальцах показывать. Так что самое трудное было быстро освоить язык. Я специально выбрал факультет семейной психологии, потому что это один из самых легких классов. Да и в будущем, думаю, пригодится, если вдруг захочу стать тренером. Через полгода уже мог минут пять с собеседником поговорить.
— Не скучал по домашней еде?
— Где-то через полгода та-а-ак захотелось борща, жуть! Когда мама приезжает в гости, она первым делом идет в русский магазин за продуктами, чтобы сварить мне борщик.
Первое время я получал в месяц 1 тысячу 300 долларов стипендии. Почти все деньги уходили на еду. Кроссовки, форму мне выдавали в команде.
В Мэриленде передо мною была поставлена задача быстро набрать вес, чтобы стать мощнее. Тренер тщательно контролировал мой рацион. Запрещал есть жирное, сладкое. Все, что стояло у меня на обеденном столе, мне надо было обязательно сфотографировать и послать картинку тренеру.
«Если хочешь быстро набрать мышечную массу, то тебе надо кушать полезные продукты, — говорил тренер. — Это чистые протеины, белое мясо». Есть надо было каждые два часа, — продолжает Алексей Лэнь. — У меня даже в телефоне есть закладки с напоминанием.
— Уже привык, что все обращают внимание на твой рост?
— Да, давно. Рост мешает во время путешествий. В самолете, поезде, автобусе каждый раз изощряюсь, чтобы как-то втиснуться в кресло. Колени поджимаю.
— А с одеждой проблем нет?
— Уже знаю магазины, где есть мои размеры. А вот с обувью сложнее. У меня ведь левая нога
— Со своей девушкой где познакомился?
— Мы тренировались в том же зале, что и женская команда «Мэриленд», в которой играет Эссенс. Она тоже центровая. Ее рост — 201 сантиметр. Даже выше самого Майкла Джордана! (Смеется.) Родом Эссенс из Нью-Джерси. Обратил на нее внимание на второй день пребывания в Мэриленде — такая высокая, симпатичная девушка.
Я буквально ночевал в зале, оставался после тренировки побросать мяч. И Эссенс тоже часто оставалась. Она, кстати, старалась говорить медленно и громко, чтобы мне легче было ее понять. Какое-то время мы просто дружили. Потом стали встречаться.
Мама спокойно отнеслась к моему выбору. Сказала: «Главное, сынок, чтобы она тебе нравилась». Мама приезжала ко мне в гости уже раза три. Сейчас вот больше двух месяцев живет здесь. Приехала, когда мне сделали операцию на ноге.
— Ты получил травму?
— Во время тренировки надкололась кость на лодыжке. Врачи называют это стрессовым переломом. Сейчас хожу в специальном сапоге, фиксирующем ступню. Но, даже несмотря на травму, ни на один день не прекращал занятия в тренажерном зале — качал верхнюю часть тела. Когда ходил на костылях, бросал мяч в кольцо, сидя на стульчике. Через пару недель сниму этот сапожок и начну восстанавливаться и полноценно тренироваться.
*Алексей со своей мамой Юлией и любимой девушкой Эссенс (слева и справа на фото — боссы команды «Финикс Санз»)
— В НБА тебе обещают годовую зарплату с шестью нулями. Как собираешься распорядиться такими суммами?
— Вообще-то я не транжира, не привык сорить деньгами. Попробую их сохранить, положу в банк. Но не забывайте, что с заявленной зарплаты 40 процентов уйдет на налоги.