История современности

Академик Петр Толочко: «Бояре сказали Владимиру: «Если бы закон греческий был плох, не приняла бы его твоя бабка Ольга»

9:00 — 27 июля 2013 eye 5790

Сегодня начнется празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси. По убеждению ученого, с христианством в древнем государстве появилась письменность, начали развиваться архитектура, искусство и законодательство

— Князь Владимир крестил киевлян в речке Почайне на Подоле примерно в том месте, где сейчас находится речной вокзал, — говорит директор Института археологии Национальной АН Украины академик Петр Толочко. — Во времена Владимира Почайна там впадала в Днепр (за более чем 1000 лет ее устье сместилось, ныне оно — напротив Рыбальского острова). Над местом, где проводился обряд массового крещения, находится Старокиевская гора, на которой располагался княжеский дворец, а также было воздвигнуто капище — пантеон языческих богов под открытым небом. На нем стояли идолы главных божеств всех племен Руси. Заняв в 980 году великокняжеский престол, Владимир создал это капище, чтобы консолидировать части своего молодого государства. Через восемь лет он сделал выбор в пользу православия, и в день крещения киевлян идолы были повалены. Их покатили вниз на Подол по Боричеву спуску (ныне он называется Андреевский), а затем бросили в Днепр. В летописи есть запись о том, что наиболее преданные язычеству люди бежали по берегу, взывая к главному божеству Перуну: «Выдыбай (то есть выплыви. — Авт.), господи боже, выдыбай». И он якобы «выплыл» в местности, которая затем получила название Выдубичи.

— Интересно, сколько человек тогда крестили в водах Почайны?

— По моим расчетам, население Киева составляло примерно 10–15 тысяч человек — крупный для той эпохи город. Князь объявил, что принять крещение должны все. «А кто не придет, врагом моим будет», — предупредил он горожан. Если кто-либо и ослушался, то таких, наверняка, было немного. Умнейший человек современник Владимира митрополит Иларион написал об этом в своем знаменитом труде «Слово о законе и благодати»: «Вера утвердилась, ибо благоверие Владимира было с властью сопряжено».

— Обращение народа в христианство проходило мирно по всей Киевской Руси?

— В Киеве особых беспорядков не было. А вот в Новгороде вспыхнул бунт. В летописи сказано, что Добрыня (воевода) обращал новгородцев крестом, а его приближенный Путята — мечом. Люди разрушили мост, чтобы не пустить в город Добрыню со священниками и войском, которые пришли крестить Новгород. Увещевания не помогли. Ночью Путята переплыл с отрядом через реку, захватил зачинщиков и переправил их в стан Добрыни. На следующий день удалось силой заставить горожан покориться. Недовольства были и в других городах — нешуточное ведь дело, отказаться от веры предков. Это революция в сознании! Решающую роль сыграло то, что православие принял властитель страны. Своим примером и властью он заставил так поступить и остальных.

Отдельные очаги язычества существовали и через 300 лет после крещения. Волхвам порой удавалось поднять восстание, как это было, например, в 1024 году в Суздале. Но о двоеверии говорить не приходится — народ массово принял христианство, православие стало на Руси государственной религией, сплотившей страну. Язычество сохранилось на бытовом уровне — гадания, вера в приметы. В летописи сказано: после крещения родился новый человек, познавший Бога.

— 1025-летие Крещения Руси отмечается 28 июля. Именно в этот день по воле Владимира киевляне приняли православную веру?

— По старому стилю День памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается 15 июля. По новому — 28 июля.

— Что подтолкнуло Владимира отказаться от идолопоклонства?

— Как я уже говорил, поначалу князь сделал ставку на язычество, но постепенно приходило понимание, что оно не помогает сплотить страну. Другие государства, кроме Литовского, еще раньше отказались от идолопоклонства. Одни из них были православными, другие приняли католичество, третьи — ислам. Владимир отправил послов в несколько стран, чтобы выбрать веру для Руси. Вернувшись из Византии, они рассказали о сильнейшем впечатлении, которое произвел на них знаменитый собор Святой Софии — крупнейший храм Константинополя. «Мы пришли на службу и не знали, на земле мы или на небе, — нет на свете большей красоты». До тонкостей разобраться в сути каждой из религий непросто. Другое дело оценить величественность церквей, великолепие мозаик, фресок, красоту обрядов. Это имело большое значение в принятии решения Владимиром.

— К тому же его бабушка княгиня Ольга была православной...

— Безусловно, и это в определенной мере сыграло роль. Кстати, Ольга крестилась в Константинополе. Ее крестным стал император Византии Константин Багрянородный. Княгиня пыталась обратить в православие своего сына Святослава, но безрезультатно. Она умерла задолго до того, как ее внук Владимир Святославович занял великокняжеский престол. Крестить Русь — это его самостоятельное решение. Но когда обсуждался вопрос, какую веру принимать, бояре сказали Владимиру: «Если бы закон греческий был плох, не приняла бы его твоя бабка Ольга».

Некоторые люди сейчас говорят, прими Владимир католическую веру, была бы современная Украина в Европе. Но не учитывают, что в Х веке мировым лидером считалась Византия. Римская империя давно пала. Так что выбор князя киевского был оправдан. Страна вошла в византийское содружество православных народов, и это определило ее дальнейшее будущее. Вместе с христианством на Руси появилась письменность, начали развиваться литература, архитектура, искусство, законодательство, сложные виды ремесел. Для строительства храмов из Византии приходили артели архитекторов, каменщиков, мастеров по созданию мозаик и фресок, художники. Они передавали свои умения русичам. В Киевской Руси было возведено 150 каменных храмов! О красоте Софии Киевской митрополит Иларион писал, что иной такой нет «во всем полуночье земном от востока до запада». То есть от пролива Ла-Манш до Киева более величественного собора не сыскать.

— Расскажите, как крестился Владимир.

— Одним из условий для перехода в православие стала женитьба на византийской царевне Анне — за язычника принцесса замуж бы не вышла. Этому браку предшествовала череда событий. Началось все с того, что против императора Византии Василия II восстал его военачальник Варда Фока. Справиться с ним самостоятельно император не мог, поэтому попросил помощи у великого князя Владимира. Тот согласился прислать войско, если Василий отдаст ему в жены свою сестру Анну. Условие было принято. Русичи помогли подавить восстание, но с отправкой Анны в Киев император не спешил. Владимир решил действовать: пошел походом в Крым и осадил принадлежавший Византии город Херсонес (он находится на территории современного Севастополя). Гарнизон сдался после того, как русичи перекопали трубы, по которым в город подавалась пресная вода. Владимир направил в Византию послов с предупреждением: «Если не пришлете Анну, с Константинополем сделаю то же, что и с Херсонесом». Император отправил сестру...

Владимир крестился в одном из соборов Херсонеса (в каком именно, неизвестно), приняв имя Василий — в честь императора Византии. Кстати, княгиня Ольга, крестившись, взяла имя Елена (так звали мать императора Константина Великого). Венчание Владимира и Анны тоже прошло в Херсонесе. Так что на Русь он вернулся православным и крестил свой народ.

*Репродукция картины Виктора Васнецова. Владимир крестился в Херсонесе и принял имя Василий — в честь императора Византии

Первая церковь, которую Владимир построил в Киеве, была деревянной. Она называлась Васильевской. А в 989 году Владимир начал строить знаменитую Десятинную церковь. Это был первый каменный храм на Руси. Ее настоятелем стал Анастас Корсунянин, который во время осады Херсонеса подсказал Владимиру идею перекрыть подачу воды и показал, в каком месте это можно сделать.

— Если я правильно понял, Анастас был священником из Херсонеса и помог противнику овладеть городом?

— Именно так. Потом он совершил еще одно предательство. Это произошло уже после смерти Владимира, когда великим князем стал его сын Ярослав. При нем на короткое время Киев захватил польский князь Болеслав Храбрый. Анастас приветствовал чужеземца. Вскоре священнику пришлось убегать из Киева в обозе Болеслава.

— Правда, что после крещения князь Владимир отпустил своих многочисленных жен и наложниц?

— Да, об этом сообщает летопись.

— Как сложилась судьба детей Владимира и Анны?

— У Владимира было много сыновей и дочерей, но чьей матерью является византийская принцесса, точно мы не знаем. По одной из версий, она родила Бориса и Глеба, причисленных церковью к лику святых.

— Приходилось читать, что матерью князя Владимира была рабыня...

— Его мать Малуша служила ключницей у княгини Ольги. Однако члены княжеской семьи действительно называли ее рабой. Малуша родила Владимира от великого князя Святослава. Тем не менее, когда Владимир сватался к полоцкой княжне Рогнеде, та отказывалась выходить за него, заявляя: «Не хочу рабычича разувать». Речь идет об обычае помогать мужу снимать обувь.

— Каким образом Владимир получил великокняжеский престол, если он не был старшим сыном Святослава?

— После смерти отца Владимиру достался Новгород. А в Киеве правил его старший брат Ярополк. У того возник раздор с другим братом Олегом. Они пошли друг на друга войной, и Олег погиб. Владимир не остался в стороне — выгнал Ярополка из Киева. Тот укрылся в городе Родне, который находился в устье речки Рось. Потом Владимир предложил мириться. Приближенные отговаривали Ярополка идти в Киев, понимая, что их князя могут убить. Он не послушался. При входе в княжеский терем двое дружинников из числа варяг вонзили в него мечи. Средневековье было жестоким временем.

Но в данном случае не стоит акцентировать внимание на подобных эпизодах, связанных с биографией князя Владимира. Сейчас мы отмечаем 1025-летие Крещения Руси. Об этом эпохальном деянии князя и следует говорить.

P.S. Вчера в Киеве началась международная научная конференция «Владимир Святой и Крещение Руси», в которой участвуют историки из Белоруссии, России и Украины.