Акцией протеста против цензуры в музее было омрачено торжество открытия масштабной выставки «Великое и Величественное» в киевском «Мистецьком Арсенале». Против чего конкретно протестовали деятели искусства, прикрывающие лица черными прямоугольниками?
За день до открытия выставки, приуроченной к
В соцсетях деятельность Натальи Заболотной уже окрестили «ранним репрессионизмом» и сравнили с преступлением против искусства, совершенным в 1982 году: художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко в течение 13 лет создавали Парк памяти вокруг крематория на Байковом кладбище. После чего в один день без предупреждения стену-барельеф вдруг залили бетоном сами заказчики — Министерство культуры, с формулировкой: «Идейная и художественная трактовка объекта деморализует и ослабляет общество, создавая благоприятную почву для всяких идеалистических рецидивов».
Последние годы влюбленные в искусство люди не могли нарадоваться вкусу, желанию и способности генерального директора музейного комплекса Натальи Заболотной реализовывать сложные задачи и проекты, связанные с мировым и украинским искусством. И тут внезапный акт цензуры, да еще в жесткой форме уничтожения художественного произведения.
— Наша выставка посвящена уникальному национальному достоянию, на ней выставлены работы, которые десятилетиями хранились в музейных запасниках, работы, призванные продемонстрировать цивилизационное влияние христианства на мировую и украинскую культуру, а работа Владимира Кузнецова не вписалась в эту концепцию, — объяснила Наталья Заболотная. — Эта работа — пощечина лично мне, вызов и провокация против посетителей выставки и пощечина тем пятистам художникам, чьи работы будут выставлены в рамках «Великого и величественного». Можете считать, что это мой собственный перформанс. Я не жалею о том, что сделала.
Поддержала Наталью и Таисия Повалий, член парламентского комитета по вопросам культуры и духовности: «В данном случае имела место не цензура, а творческое недоразумение. Коль есть определенная тематика, эстетика и направленность выставки, то представленные работы должны ей соответствовать. Согласитесь, что странно и неправильно было бы прийти на рок-фестиваль и исполнять там народные песни».
Что же было изображено на «Колиивщине: Страшном Суде»?
— Ирина Крашкова, изнасилованная милиционерами во Врадиевке, милиционеры-оборотни в котле — чернобыльском реакторе, на заднем плане горит также и сама атомная станция, — объясняет автор уничтоженной картины Владимир Кузнецов. — Я добавил тему Чернобыля, изобразил чернобыльца-ликвидатора не только потому, что это вечно больной вопрос. Сейчас в связи с праздником Крещения Руси стоящих уже месяц под кабмином чернобыльцев, инвалидов-ликвидаторов собираются убрать, зачистить. Горят в котле и лживые судьи, пьяные «мажоры», продажные священники, депутаты. Все как в классическом сюжете Страшного Суда. Сцен насилия и порнографии, а также узнаваемых персоналий я не изображал.
*Так первоначально выглядела картина «Колиивщина: Страшный Суд»
*А так она стала выглядеть после «правки»
— Кузнецов успел нарисовать половину картины — ад, — рассказал «ФАКТАМ» куратор музея Александр Соловьев. — Это интерпретация с элементами гротеска, уличного искусства, призывного и броского. Рай он нарисовать так и не успел, картину запретили, а потом и вовсе уничтожили...
Владимир Кузнецов — известный молодой художник, которого я хорошо знаю более десяти лет, он выставляется в различных галереях страны, включая ПинчукАртЦентр. Кузнецов — один из шести участников группы РЭП (революционное экспериментальное пространство), вошел в пространство международного актуального искусства во время «Оранжевой» революции, он — серьезный молодой художник, протестующий против беспредела. Как человек, который лично обсуждал с Кузнецовым тему картины и ее утвердил, могу сказать, что он не нарушал договоренностей. Картина не содержала никакой крамолы против искусства. Я решил подать в отставку, так как не согласен с произошедшим. Цензура — это плохо. А метод, которым ее осуществили, — вообще непозволителен.
С выставки в «Мистецьком Арсенале» была снята и картина известного украинского художника Василия Цаголова «Коктейль Молотова». По словам художника, такое с ним произошло впервые. Отвечая на вопрос «Украинской правды», видит ли Цаголов в событиях, которые происходят в «Арсенале», цензуру, художник ответил: «Ну а как еще это можно назвать?»