Завтра торговцы прессой вместе с издателями проведут возле киевской мэрии акцию протеста, требуя легализации распространения печатных СМИ в метро
Борьба с киосками, лотками и стендами по продаже прессы ведется уже давно и под самыми разнообразными предлогами. В 2005 году, например, точки по распространению печатных СМИ в центре города вдруг перестали, по мнению городских властей, гармонировать с окружающим ландшафтом. При этом такие же киоски, но реализующие слабоалкогольные напитки, в столичную архитектуру вполне вписывались.
После того скандала точки по продаже печатных СМИ устояли. А в прошлом году реализаторам периодики в киевском метрополитене вдруг перестали продлевать договора и в очередной раз начали выгонять их из подземки. Делалось это якобы из соображений пожарной безопасности. Впрочем, благодаря многочисленным обращениям предпринимателей, вмешательству народных депутатов и СМИ торговые лотки с прессой на станциях решили оставить. Но надолго ли? Дело в том, что в 2012 году приказом Министерства инфраструктуры были утверждены новые правила пожарной безопасности в метрополитене, согласно которым в переходах, в подземных и наземных вестибюлях могут размещаться разве что автоматы по продаже газет и банкоматы. Именно по этой причине городские власти отказались продлевать договора с распространителями прессы в метро, но и выставить их на улицу пока не решаются.
Сложившаяся ситуация, при которой реализаторы печатных СМИ по сути оказались в категории стихийных продавцов — на нелегальном положении, предпринимателей не устраивает. Завтра, 31 июля, распространители газет и журналов вместе с издателями соберутся под стенами киевской мэрии, требуя создания рабочей группы для урегулирования своего статуса.
— В июне был проведен конкурс на аренду площадей для установки газетных автоматов, — рассказала «ФАКТАМ» председатель правления Благотворительного фонда содействия развитию независимой прессы Украины Марина Клюсова. — Его выиграли две малоизвестные фирмы, которые раньше на рынке распространения прессы замечены не были. Связаться с руководителями-победителями невозможно: указанные в документах телефонные номера либо недействительны, либо не отвечают. Потому вся кампания под видом соблюдения противопожарной безопасности в метрополитене не что иное, как попытка ограничить свободу слова, недобросовестная конкуренция на рынке печатных средств массовой информации и их распространения.
Установка автоматов по продаже газет ожидалась с 1 июля, но никто их еще и в глаза не видел. Мы хотим доказать руководству города, что торговля периодикой через терминалы — это абсурд. Весь мир уже давно отказался от газетных автоматов. Московский метрополитен, например, закупил подобные устройства, но затем начал их демонтировать. Поскольку в газетных автоматах возникают проблемы со сдачей, ассортиментом и так далее. Кроме того, объем одного терминала по продаже прессы не велик — пять-шесть названий газет и журналов. И непонятно, какие издания будут продаваться. Мы подсчитали, что окупаемость одного такого киоска при его стоимости от пяти до десяти тысяч долларов составляет, по самым оптимистическим прогнозам, 18 лет. Поэтому требуем создания рабочей группы с участием издателей прессы и ее распространителей, чиновников, чтобы найти оптимальное решение, позволяющее в метрополитене реализовать прессу без газетных автоматов. Ведь на раскладке предлагается порядка 300 наименований газет и журналов. Какой автомат сможет предложить читателю столько позиций?
Что же касается пожарной безопасности, то мы готовы накрывать печатную продукцию специальными ролетами. Сейчас в столичном метрополитене более ста лотков с прессой. И на этих раскладках реализуется до 50 процентов всех тиражей печатных изданий. Поэтому абсолютно всем издателям периодики «газетная война в метро» нанесет весьма ощутимый урон.
Фото kiev.segodnya.ua