Полюбоваться ранней работой, автором которой предполагают одного из самых дорогих художников мира, ценители прекрасного смогут в киевском Доме ученых до 21 февраля
В прошлом году автор знаменитого «Черного квадрата» Казимир Малевич, родившийся в Киеве, был признан самым дорогим русским художником. Его «Супрематическая композиция» на аукционе «Сотбис» была продана более чем за 60 миллионов долларов! В Украине сохранилась лишь одна работа художника — в художественном музее села Пархомовка на Харьковщине.
И вот новость: в городе Конотопe на Сумщине найдена еще одна картина знаменитого автора — ранее неизвестный портрет девочки! Принадлежность его кисти Казимира Малевича и музейный уровень исполнения в один голос подтверждают многие киевские искусствоведы.
Обнаружила раннюю работу Казимира Малевича в собрании одного из конотопских коллекционеров киевский искусствовед, член Национального Союза художников Украины, кандидат искусствоведения и заслуженный деятель искусств Украины Нина Велигоцкая.
- Я сама родом из Конотопа, — рассказывает Нина Ивановна. — Прожила там до 17 лет. А недавно вновь связала свою судьбу с этим городом, купив в его окрестностях домик. Не все знают, что в 1894-1895 годах в Конотопе проживало семейство Малевичей, в том числе ставший впоследствии знаменитым Казимир Малевич.
В своей автобиографии художник писал, что в Конотопе он «с утра до вечера изводил краски, не прибегая к карандашу. Так шли дни, месяцы, годы » Я вдруг подумала: сколько же работ он успел написать! Наверняка какие-то из них он кому-то дарил, что-то при переезде на новое место жительства в Курск просто оставил за «ненадобностью». Отец Казимира, успешный сахаровар, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, а художественные эксперименты Казимира вообще всерьез не воспринимал
Я начала поиски — у коллекционеров, на базарах. И вот однажды у одного местного собирателя живописи увидела этот портрет и приобрела его. Вы знаете, как только увидела картину, меня тут же осенило: это Малевич! Его манера, его стиль. Скорее всего, художник изобразил на полотне свою младшую сестру Северину, которой в то время было 10-12 лет.
- Коллекционер, у которого вы обнаружили работу, тоже считал, что это Малевич?
- Думаю, он и предположить не мог! Большинство конотопчан вряд ли знают, что автор всемирно известного «Черного квадрата» занимался в их городе реалистической живописью! Думаю, это как раз один из образцов А ведь Малевич сам писал, что в Конотопе нарисовал первое свое живописное полотно, на котором луна была словно живая. Эту картину, кстати, юный мастер очень удачно продал — за пять рублей. Как вспоминал сам художник, он целый месяц покупал свой любимый деликатес — домашнюю украинскую колбасу!
- А как появился портрет у коллекционера, вы интересовались?
- Продал какой-то спившийся мужичок, которого, к сожалению, уже нет в живых. Где он взял картину, неизвестно. Возможно, она где-то валялась на чердаке, ведь была даже без рамки.
- Микрохимический анализ краски подтвердил, что она написана в конце ХIХ века. А искусствоведческая экспертиза свидетельствует: если сравнивать портрет девочки с более поздними произведениями художника, во многом налицо стилистическое сходство. И в колористике — Малевич обожал «конфликтное» сочетание синего и красного цветов, и в манере написания деталей — носа, губ, глаз.
Есть и другие интересные моменты. В автобиографии Малевич пишет, что в Конотопе научился вязать крючком. А теперь всмотритесь в портрет — горловина платья обвязана именно крючком!
- Просто мистика
- Мистика и в другом. Малевич часто подписывал работы не полным именем, а только буквой «м» — причем в самых неожиданных местах. Например, в известной картине «Корова и скрипка» она на ноздре коровы. Несколько этих «м», характерных для каллиграфии Казимира Малевича, можно обнаружить и в портрете девочки.
А вообще, чтобы вы знали, Малевича уволили с должности директора Государственного института художественной культуры с формулировкой за «мистицизм». Практически каждая картина Малевича содержит тайные знаки.
- С находкой портрета тоже связана какая-то мистика?
- Да. Накануне встречи с картиной я шла мимо Андреевской церкви, и вдруг в кармане моей шубы звонит мобильный телефон. Я достаю его, но звонок сорвался Посмотрела на номер. По коду определила: конотопский. Очень удивилась, мне оттуда ведь никто никогда не звонит! Набрала его и обнаружила, что такого номера вообще не существует! Меня словно магнитом потянуло в Конотоп. Приезжаю на следующий день, а там Малевич. Видимо, картина хотела попасть именно в мои руки. Разве не мистика?