В Волочиском районе Хмельницкой области выехавший на встречную полосу самосвал протаранил микроавтобус, в котором тернопольские предприниматели ехали на вещевой рынок. Шофер МАЗа, уснувший за рулем, тяжело травмирован, а водитель и восемь пассажиров маршрутки погибли на месте
Вчера в Тернополе был объявлен день траура — город скорбел по жертвам кровавой аварии, случившейся на
Семь жительниц Тернополя в возрасте от 43 до 63 лет и
В этот раз до вещевого рынка они так и не добрались. В 04.20 утра на узкой двухполосной дороге возле села Порохня в их микроавтобус на полном ходу врезался самосвал.
— Местный житель, единственный на сегодняшний день свидетель ДТП, очень просил не разглашать его имени, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Волочиского райотдела милиции Олег Цимбалюк. — Он пытается помочь следствию своими показаниями. Именно этот человек вызвал ГАИ, «скорую» и милицию. Но общаться с журналистами ему не хочется. Я его, честно говоря, понимаю: мужчина пережил настоящий шок. Даже повидавшие на своем веку милиционеры, приехав на место ДТП, ужаснулись. Тела некоторых погибших вывалились из микроавтобуса и буквально слиплись в один страшный окровавленный ком, остальные были зажаты обломками маршрутки.
*Из-за разницы в высоте бампер МАЗа срезал маршрутку, будто ножом (фото предоставлено ГС ЧС в Хмельницкой области)
— Из выбитого бокового окна маршрутки торчала чья-то рука и еще дергалась, — вспоминает командир взвода по обслуживанию стационарного поста ДПС в Войтовцах Валентин Боярчук. — Мы понадеялись, что кто-то из пассажиров чудом уцелел. Но оказалось, что это уже посмертные судороги. Выжить в столкновении было невозможно. В первую очередь потому, что бампер и рама МАЗа гораздо выше рамы микроавтобуса. И железо у самосвала толстое, крепкое. А маршрутка что? Жестяная консервная банка... Фактически грузовик смял своим передком весь салон буса. МАЗ ведь гораздо тяжелее и даже при небольшой скорости (самосвал шел не более 50 километров в час) лобовое столкновение с ним фатально для любой легковушки или грузопассажирской машины. А в данном случае у пассажиров вообще не было шансов. Дело в том, что изначально «Фольксваген» был грузовым автомобилем. Однако его хозяева самостоятельно добавили в салон два ряда сидений, установив их на железные штырьки, и переделали микроавтобус в грузопассажирский транспорт.
Видите, самосвал срезал все кресла, как ножом, — Валентин Борисович показывает на груду черного металлолома, внутри которого из пола торчат железные обрубки. — О мерах безопасности тут, конечно, и речи не шло. Возможно, если бы пассажиры были пристегнуты ремнями, то хотя бы те, кто сидел на заднем ряду, могли спастись. А так грузовик просто смял людей в лепешку. Водитель «Фольксвагена» умер от разрыва сердца.
*Изначально «Фольксваген» предназначался только для грузоперевозок. Пассажирские сиденья в нем были установлены не так давно
— У пассажиров с собой не было документов, из-за этого поначалу их не могли опознать, — продолжает Олег Цимбалюк. — Кроме того, лица были очень сильно изуродованы. Но на место аварии с каждым часом прибывало все больше и больше родственников, которые узнавали о случившемся от знакомых или по интернету. Близкие помогали нам устанавливать личности погибших. Что при этом творилось, я вам передать не могу. Крики, стоны, бесконечные рыдания... Одному за другим родственникам погибших становилось плохо, врачам «скорой» пришлось давать людям успокаивающие таблетки, подносить им нашатырь. Кроме того, на месте происшествия с семьями пострадавших работала психолог. Но разве можно успокоить людей, которые нежданно-негаданно потеряли близкого человека?
— Я вообще не знала, что мама в тот день едет в Хмельницкий на рынок, — прерывающимся от рыданий голосом рассказывает тернополянка Светлана Костельнюк, дочь
— О трагедии я узнал от своего знакомого. Утром он ехал по трассе и увидел маршрутку, на которой обычно ездила на рынок моя жена, — вздыхает Александр Александров, муж
— Самое удивительное, что хлопцы не захотели той ночью нормально выспаться и ехать домой в светлое времени суток, — качает головой Олег Цимбалюк. — Руководство «Агробизнеса» уверяет, что у водителей не было четко установленной даты возвращения. Они должны были решить все вопросы по полуприцепам, переночевать и спокойно, не спеша, возвращаться в Волочиск. И проживание в гостинице, и суточные им оплачивались. Но водители почему-то решили ехать ночью. Когда захотели спать — передремали два часа прямо на трассе и поехали дальше.
— В пятом часу утра Алексея остановили на посту наши сотрудники, — вспоминает Валентин Боярчук. — Мы всегда останавливаем в темное время дальнобойщиков, шоферов грузовиков, водителей автобусов. Смотрим, не устал ли человек, не заметны ли признаки сонливости. У Алексея сотрудник автоинспекции поинтересовался, издалека ли тот едет. Узнав, что из Николаева, предложил лечь поспать в кабине грузовика и только потом продолжать путь. «Да я себя отлично чувствую, командир, — заверил парень. — Мне до дома осталось десять километров. Домчусь с ветерком!» Сел за руль и буквально через несколько километров все-таки уснул. Его коллега, с которым Алексей, кстати, не доезжая до нашего Войтовецкого поста ГАИ, разговаривал по мобильному, тоже не заметил в голосе товарища сонливости. Когда ему сообщили, что напарник попал в аварию, мужчина никак не мог поверить в это: как же так — только что общались по телефону, и вот он дома, а Алеша отправил на тот свет девять человек и сам чуть не погиб.
Водитель грузовика лежит в центральной районной больнице Волочиска. Поскольку уголовное производство по факту ДТП было открыто по тяжелой статье — нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой смерть людей, — подозреваемый находится под стражей. У его палаты неотлучно дежурит конвой. Родных Алексея (у него жена и двое деток, одному из которых шесть лет, а второму нет еще и года) в реанимацию не пускают.
— Алексей поступил к нам по «скорой», в тяжелом состоянии, — объясняет «ФАКТАМ» главный врач Волочиской центральной районной больницы Виктор Чубар. — У него выявлены черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, ушиб грудной клетки. Мозговое кровоизлияние пока остается под вопросом. У нас нет аппаратуры, которая бы точно его диагностировала. Чтобы выявить кровоизлияние, нужно везти пациента в областную больницу, а учитывая, что он находится под стражей, это проблематично с точки зрения оформления документов. Пока наблюдаем клиническую картину, а там видно будет. Больной находится в состоянии шока, во-первых, потому, что принимает седативные препараты, во-вторых, из-за осознания того, что натворил. Говорить связно не может, лишь кивает, если мы спрашиваем, болит ли у него что-нибудь. Во вторник днем у пациента упало давление, и мы вынуждены были перевести его в реанимацию. Если состояние больного стабилизируется — вернем обратно в травматологию.
Тела пострадавших были доставлены в морги. Пять — в Хмельницкий, четыре — в Волочиский, находящийся при районной больнице. Заглядываю в завешенные легкой шторкой двери — спрашиваю, где проходит вскрытие жертв аварии.
— Да вот же они все, — устало показывает женщина в залитом кровью халате на тела, завернутые в клеенчатые мешки. Одно лежит на столе, еще одно — прямо под ногами, на полу. — А вы из родственников? Так ждите снаружи, как другие.
В увитой виноградом беседке, резко диссонирующей со зданием морга, которое здесь зовут «трупарней», сидят несколько человек. Седой мужчина с воспаленными красными глазами нервно курит и общаться с прессой не хочет. Женщина средних лет и молодой человек в черной рубашке оказались более разговорчивыми.
— Я жду, чтобы забрать после вскрытия тело своей тети, Маруси Кекиш, — сообщает племянник погибшей, Славик. — Стараюсь поддерживать дядю и двоюродную сестру. На них беды сыплются одна за другой. Сначала заболела и умерла внучка тети Маруси, потом зять, потом сын — мой двоюродный брат. Он пытался спасти утопающего в Крыму, но не справился и сам погиб. По нему еще сорок дней не прошло. Сестричка никак не могла отойти от смерти родного брата, а теперь еще и маму потеряла. Так что мне нужно будет везти тело тети домой и готовиться к завтрашним похоронам. Сестра и дядя в таком шоке, что просто не могут этим заниматься.
— Машенька была очень набожной, — вздыхает коллега покойной Марии Кекиш, Оксана. — Она уповала на Бога и очень стойко переносила все удары судьбы, череду смертей своих родных. Не только для ее семьи, но и для нашего коллектива — частных предпринимателей, торгующих на тернопольском рынке, ее смерть — большая трагедия. Точно так же, как и гибель остальных семи наших коллег. Мы всегда стояли друг за друга горой, созванивались, поддерживали в трудную минуту, поздравляли, собирали деньги, если кто-то вдруг заболеет. Как так случилось, что все они погибли в одну секунду в этой страшной мясорубке, я до сих пор не могу понять!
— Шесть лет назад у нас было точно такое же ДТП, — говорит напоследок Валентин Боярчук. — Тогда грузовик тоже выехал на встречную и протаранил микроавтобус с пассажирами, ехавшими на хмельницкий рынок. Погибло 12 человек, в том числе беременная женщина. И случилось это практически там же, где произошла беда сейчас. Может ли это быть совпадением или то место на трассе возле Волочиска — проклятое, я сказать не берусь.
Общество с ограниченной ответственностью «Волочиск-Агробизнес», в котором работает водитель МАЗа, взяло на себя все затраты на транспортировку тел погибших и их похороны.
Вчера работники тернопольского рынка провели панихиду по погибшим коллегам. Руководство Тернополя обещает выплатить материальную помощь родственникам жертв аварии.