23 февраля у Президента Украины — 55-летний юбилей
Вот уже четыре года подряд в стране 23 февраля действует мораторий на дорогие подарки Президенту Украины. Придя к власти в 2005 году, Виктор Ющенко через свою пресс-службу настойчиво порекомендовал «заинтересованным лицам» воздержаться от неоправданных трат. Впрочем, близкие друзья и коллеги Виктора Андреевича всегда знают, чем порадовать именинника. Ему часто дарят вещи, связанные с украинским народным бытом, — вышиванки, керамику, иконы. Сам виновник торжества не любит особо пышных и многолюдных гуляний — обычно на «рюмку чая» к нему собираются самые близкие соратники. И, конечно же, семья
Для Виктора Андреевича семья — самое дорогое, что есть в жизни. Он всегда с теплотой говорит о своих родителях — Варваре Тимофеевне и Андрее Андреевиче. В одном из интервью Виктор Ющенко так описал атмосферу, царившую в их доме: «Я родился в семье сельских интеллигентов. Мои отец и мама были учителями: отец — преподаватель иностранного языка, мама читала математику. От этого во многом зависел порядок в семье. Я вспоминаю, как отец вел разговоры о Тарасе Шевченко. В нашем доме в красном углу висел его портрет.
Отец был мудрым человеком. И то, что печатали в передовицах газет или звучало из динамика приемника, отец всегда анализировал. Все это влияло на формирование моего мировоззрения и на атмосферу, которая царила в доме. Почитание национальных авторитетов — очень важная составляющая морали моей семьи. Это осталось у меня и до сих пор. Религиозные праздники мы знали и отмечали: Рождество, Пасха, Спас Конечно, настолько, насколько можно было это делать в те времена. Я думаю, что мир моей жизни — это тот мир, в центре которого находится семья».
Видимо, поэтому в своей инаугурационной речи 23 января 2005 года Президент отдельно вспомнил о своих покойных родителях: «Низкий поклон за науку моему отцу, Ющенко Андрею Андреевичу, учителю из маленького сумского села Хоруживка, узнику Освенцима, Бухенвальда, Дахау. Отцовская правда вела меня по жизни и привела к высокой чести встать во главе моей страны. Благодарю мою маму Варвару Тимофеевну — за любовь и молитву, которые уберегли меня. Прошу у нее прощения за все боли, которые пришлось выдержать ее материнскому сердцу и особенно в последние четыре месяца». Варвара Тимофеевна не дожила до этого дня немногим меньше месяца — 31 января 2005 года она ушла из жизни в киевской больнице, куда попала с сердечным приступом после того, как Виктор Ющенко во всеуслышание объявил, что его — кандидата в президенты Украины — отравили.
Кстати, еще в 1999 году, когда Виктор Ющенко стал премьер-министром при Президенте Леониде Кучме, Варвара Тимофеевна очень огорчилась и даже плакала по этому поводу. Отвечая на вопрос журналистов, как отреагировали близкие на его назначение главой правительства, Виктор Андреевич тогда сказал: «Мама говорила, что это какой-то грех на семью. Она плачет »
Тем не менее перед началом президентской кампании в 2004 году мама дала сыну свое родительское благословение. Вспоминая день накануне старта избирательной кампании, проведенный в родной Хоружевке, Виктор Ющенко рассказывал: «Семья собралась за обеденным столом в садике во дворе родительского дома. Варвара Тимофеевна вынесла каравай на старом полотенце, вышитом еще ее мамой, перекрестила меня, сказав: «Пусть тебя Бог благословляет на добрые дела, поддерживает в твоем великом деле». Эти слова прибавляют мне веры в свои силы».
Часто Виктор Андреевич вспоминает и рассказ матери о своем появлении на свет: «Родился я 23 февраля то ли без пятнадцати девять вечера, то ли в четверть десятого. Отец приходит из клуба, где День армии праздновали, а Витя уже появился на свет »
«У нас даже кровать та сохранилась, на которой меня мама рожала, — продолжает Виктор Андреевич. — То есть рожала она возле кровати — такая у нее методика была. Всех из дому выгнала, отца отправила на концерт, Петю (старшего брата Президента. — Авт. ) тоже забрали. Повитуху, которая была в другой комнате, мама только попросила горячей воды принести. Так сама она меня и родила. И правильно сделала, так как этот мир таки очень интересный — надо на нем пожить
Мужественная женщина была моя мать. Петю она родила, когда шла на работу. Когда я это Софийке (старшей дочке от второго брака. — Авт. ) рассказал, она это так буквально восприняла, что вот, дескать, шла, на ходу родила, потом вернулась с работы и забрала сыночка. Это, собственно, почти так и было: по дороге на работу в школу у нее начались роды. Там неподалеку жила моя бабушка, мамина мама, она к ней зашла и родила Петю. Три дня посидела дома и снова пошла на работу. А Софийка образно воспринимает это как просто «по дороге» родила и постоянно меня расспрашивает, как же это бабушке удалось? Я ей растолковываю
Но иногда и другие версии ей «подсыпаю». Дочери, я смотрю, все больше в своем девичьем кругу, немного отдаляются Так я и говорю ей: солнышко, имей в виду, что весной поедем на поле, где я тебя нашел. Иду по капусте, а тут ты такая грязная лежишь и плачешь, и просишься, чтобы отец тебя оттуда забрал. Помнишь, как я тебе сказал? Если у нас с тобой будет дружба как между большими друзьями, то я тебя возьму. И ты мне пообещала, что мы будем самыми большими друзьями.
Это сейчас она уже не очень-то этому верит. А еще несколько лет назад так слушала (показывает, что с открытым ртом) »
Несмотря на то что украинский Президент — человек весьма занятой, он старается уделять внимание родным. И лучшим местом для общения с пятью детьми — дочерьми Виталиной, Кристиной, Софийкой и сыновьями Андреем и Тарасом — считает свой дом в селе Новые Безрадичи под Киевом. «Это всегда счастье, когда мне удается взять свой «цыганский табор» детворы и поехать на хату, — говорит Виктор Андреевич и признается, что особым увлечением для него является работа на земле. — Я каждый год весной высаживаю, думаю, три-четыре сотни деревьев, других растений. Мы это делаем вместе с детьми, они возле меня топчутся, помогают».
А еще у Виктора Ющенко есть довольно-таки солидное хозяйство — домашние птицы, которых, по его словам, никто «на привязи не держит — они, когда хотят, прилетают и улетают». Говорят, что как-то в эту «пернатую компанию» затесался даже залетный баклан. «Это все — такой прекрасный маленький мир, в котором мне хотелось бы проводить больше времени, — признался однажды Президент. — Но политика, конечно, не лучшая форма деятельности для того, чтобы твоя семья жила в гармонии, в покое и занималась тем, чего действительно хочет душа».
Еще одно давнее увлечение Виктора Ющенко — пасека. Он говорит, что это хобби родом из детства — в родительском доме всегда была пасека, пасечниками были и отец, и дед, и прадед. Несмотря на то что над его увлечением пчеловодством не ехидничал, пожалуй, лишь ленивый, сам Виктор Андреевич по этому поводу особо не расстраивается: «Я помню, в какой стране живу и с каким политикумом общаюсь. И сожалею только об одном: что нация может осуждать даже не мое увлечение, а увлечение моих дедов-прадедов. Традиционно в Украине никто не смотрел на пчеловодство как на ремесло, а как на полудуховную сферу. Это наша история. И я люблю это дело, независимо от того, что кому-то оно не нравится. Я уже в таком возрасте, что в этой сфере могу позволить себе делать то, что хочу, а не то, что мне кто-то бы «рекомендовал» А с другой стороны, разве не удивительно, что эти люди, которые так легко обсуждают это мое увлечение, почему-то не комментируют, например, чью-то любовь к охоте? Если они считают, что это более морально, то я этих людей не понимаю».
Впрочем, Виктор Ющенко не особо жалует не только охоту, но и рыбную ловлю. Как-то, еще в студенческие годы, он попал на зимнюю рыбалку. Замерз, а вот рыба все никак не хотела клевать. И тогда сидящий рядом опытный рыбак предложил ему согреться традиционным способом — выпить стаканчик горячительного. «До сих пор со смехом вспоминаю, как мы вместе добирались до электрички, — это был мой первый и последний опыт сидения у лунки», — делился Президент своими впечатлениями от этого занятия.
В течение многих лет Виктор Андреевич собирает предметы украинского народного быта, одежду, а также образцы трипольской культуры. С его коллекцией знакомы многие известные политики, побывавшие на даче Президента Украины в селе Новые Безрадичи. «Всегда мечтал, чтобы это сокровище стало частью музейной экспозиции, — рассказывал Виктор Ющенко. — Одна из самых ярких моих находок — возможно, единственный в Украине деревянный велосипед, сделанный в маленьком селе неизвестным умельцем более ста лет тому назад». Кстати, в 2005 году во время своего визита в Украину в Новых Безрадичах побывал российский президент Владимир Путин.
«Когда сюда впервые попал Путин, он в буквальном смысле онемел, — вспоминал об этом визите Виктор Андреевич. — Очевидно, нахлынули какие-то воспоминания. Он внимательно рассматривал некоторые инструменты. Одним словом, очень понравилось».
Впрочем, есть у Президента Украины и более активные интересы, например путешествия. А ежегодные восхождения на Говерлу Виктора Ющенко со товарищи стали уже традиционными. Кстати, впервые на Говерле он побывал еще в 1972 году, а через три года там же будущий Президент вместе с друзьями попали в лавину. Из ловушки удалось выбраться только на следующий день.
Вот тогда-то и зародилась традиция, которую Виктор Андреевич соблюдает до сих пор — вместе с друзьями раз в год ходить в горы. На самой высокой вершине Украины Президент побывал уже более тридцати раз. И это для него не просто физическая нагрузка: «При восхождении с группой единомышленников испытываешь особое чувство единения, это не просто проба сил, выносливости. Знаете, в Японии говорят, что у каждого должна быть своя Фудзияма. Так вот, у украинцев тоже должна быть своя Фудзияма».
А в 2000-м Виктор Андреевич увлекся горными лыжами. И, как говорится, пропал И семья тоже. «Сегодня лыжи — мой любимый вид спорта, и зимой у нас в семье даже не возникает дискуссии, куда ехать отдыхать, — говорит Президент. — Конечно, в горы! Хотя, возможно, моей жене хотелось бы более пассивного отдыха. Но дети — и старшие и младшие — всегда поддерживают мою точку зрения».
Еще до избрания на пост Президента Украины Виктор Ющенко пережил тяжелый момент в жизни — в самый разгар президентской кампании 2004 года он оказался в больнице, куда попал после отравления диоксином. С тех пор прошло более четырех лет, но «воз» следствия, как говорится, и ныне там. Ровно через год после отравления — осенью 2005-го Виктор Андреевич в беседе с известным американским журналистом Ларри Кингом поделился своими воспоминаниями о произошедшем.
- Весь мир знает, что с вами произошло. Как вы себя чувствуете?
- Я чувствую себя намного лучше, чем 12 месяцев назад. Тогда не был уверен, что выживу, поэтому сегодня на многие вещи смотрю по-иному, многое переосмыслил. Я считаю, что это большой успех. Очень рад, что Бог не лишил меня главного — ни моего разума, ни моей силы. Я прохожу интенсивную терапию — а это значит, что выздоравливаю. Это непростой процесс. Наоборот, это очень сложно. Однако я знаю, что большинство людей, которые пережили то же, что довелось пережить мне, погибли. Поэтому я благодарен Богу и своей семье.
Знаете, когда я был в больнице, во всех церквах Украины люди молились за мое выздоровление. Я не могу себе представить, как отплатить этим людям, как долго должен стоять на коленях, чтобы отблагодарить их за голоса и усилия. Конечно, за 11 месяцев были и трагические, и уникальные, и счастливые дни. Я жив, я Президент страны, я выиграл выборы, нация — со мной. Это и есть счастье.
- Как вы эмоционально справляетесь с тем, что произошло с вашим лицом?
- Было тяжело привыкнуть к такому вот Ющенко в зеркале по утрам. Очень переживал, как меня воспримет семья. Потому что дети, знаете ли, не умеют вести себя дипломатично, а прямолинейно говорят, что думают. Но я им благодарен за то, что приняли меня таким, какой есть.
По публикациям «ФАКТОВ», «The Ukrainian», «Ukrinter. com», «Украина молода», ИТАР-ТАСС, «2000», «Сафари Украина» подготовила Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»