Происшествия

«за несколько метров до столкновения с поездом я увидела, что наш шофер смотрит в одну точку и… Не собирается тормозить! »

0:00 — 24 февраля 2009 eye 370

По одной из версий следствия, причиной автокатастрофы под Тернополем, в которой погибли шесть человек, могла быть внезапная смерть водителя автобуса, врезавшегося в дизель-поезд

За две недели в Украине это уже вторая крупная авария с участием рейсовых автобусов, в которой погибло много людей. Четырнадцатого февраля «ФАКТЫ» писали о трагедии в Донецкой области. И вот теперь страшная автокатастрофа произошла неподалеку от Тернополя: автобус, в салоне которого находился 21 человек, врезался на нерегулируемом переезде в поезд. Шесть человек погибли на месте. Был День святого Валентина, когда все влюбленные дарят друг другу подарки. Почти каждый из пассажиров того злополучного рейсового автобуса, который ехал из областного центра в село Скоморохи, вез с собой валентинку.

«Я и сообразить не успела, как поезд оказался… в автобусе»

- Мне повезло в тот день, я чудом осталась жива, — рассказывает учительница начальных классов Надежда Ивахив.  — Наверное, ангел-хранитель у меня все-таки есть. Но как же я не хотела ехать именно на этом автобусе! Накануне мне снились дети. Я знаю, что если девочки снятся, то это хорошо, а если мальчики, так это к хлопотам. Тогда еще подумала, как бы ничего плохого не случилось с моим родственником, у которого недавно был инсульт. А трагедия едва не случилась со мной.

Я собиралась в Скоморохи, в гости к родителям. Со мной должна была ехать подруга. Говорю ей: давай поедем через час, следующим рейсом, все равно не успеваем, поздно вышли из дому. Но моя попутчица сказала, что позже уже не поедет, и тогда мне пришлось бы добираться до Скоморохов самой. Как назло, ни троллейбуса, ни маршрутки долго не было. Решили ехать на автовокзал на такси, а там уж будь что будет. Успеваем — едем этим автобусом в село, нет — следующим. Проехала одна машина и не остановилась. Я тогда про себя подумала: ну и ладно, все-таки по-моему будет. Но следующее такси все же остановилось. На автовокзале мы были за две минуты до отправления автобуса.

Обратила внимание на женщину, которая прощалась со своей подругой. Слышала, как одна другую уговаривала, чтобы та ехала после обеда. Уже потом, после аварии, я увидела эту женщину снова. Узнав о том, что случилось, она примчалась к месту трагедии на такси и среди мертвых узнала свою подругу. Ох и плакала же она!

Обычно в автобусе я стараюсь садиться где-то спереди. Но меня увидел троюродный брат, который ехал этим же автобусом в село, и крикнул, что занял мне место в конце салона. Это наверняка и спасло мне жизнь. Ведь погибли все, кто сидел возле водителя. Кроме одной женщины…

- А вы знаете водителя, с которым ехали в Скоморохи?

- Обычно люди, которые часто ездят на пригородных автобусах, знают своих шоферов. Но этого мужчину я видела впервые. Говорят, в автопарке он работал недавно.

- Водитель не казался уставшим или больным?

- Да нет. Ничего особенного я не заметила. Приветливый. На вид лет пятидесяти. В автобусе было чисто. Все окна закрыты шторами. Я спокойно разговаривала с подругой и троюродным братом, как вдруг раздался гудок и я увидела прямо перед собой… поезд! Понимаете, я была в самом конце салона! Даже сообразить не успела, как поезд оказался… в автобусе. Оказывается, наш автобус врезался на переезде в дизель. Но об этом узнала уже потом. Несколько раз автобус перевернулся. Перед тем как потерять сознание, я слышала жуткий скрежет металла.

Очнулась, наверное, минут через пять, на снегу. В руках — пакет с лекарствами, который я должна была кому-то отдать в Скоморохах. Понять ничего не могу. Вижу: рядом лежит моя подруга. Слава Богу, живая! Шевелится. У меня все болит, дышать трудно. Уже в больнице мне сказали, что сломаны четыре ребра, которые только чудом не пробили насквозь легкое.

«Миленькие мои, только не умирайте!» — плакала молоденькая медсестра скорой помощи»

- Повсюду бегали люди, — продолжает Надежда Васильевна.  — Паника была страшная. Все кричали, суетились. Тут же рядом люди корчились от боли, стонали. Кто-то самостоятельно выбрался из автобуса, а кого-то спасатели буквально вырезали из искореженного салона автобуса.

Мне запомнилась молоденькая медсестричка из скорой помощи. Худенькая, в халатике, колени голые. То к одному пассажиру подбежит, то к другому. Каждому старалась помочь. Прямо так голыми коленками на снег и становилась перед каждым. Бегает и плачет: «Миленькие мои, только не умирайте!»

Я вспомнила, что надо передать в село лекарство, и, увидев знакомого мужчину, который приехал из Скоморохов вскоре после аварии, отдала ему пакет с медикаментами.

- Много зевак собралось?

- Машин пятнадцать, наверное, стояло около переезда. Некоторые люди бегали с мобильными телефонами и снимали все это на видео. Спасатели отгоняли их от нас.

- Я вообще не понимаю этих зевак с мобильными телефонами, — говорит психолог ГУ МЧС Украины в Тернопольской области Андрей Брык.  — Для чего им снимать на видео людское горе? Чтобы потом в интернете разместить? Представляете, какой шок будет для родственников пострадавших, если они, не дай Бог, увидят потом эти кадры!

Родные попавших в аварию людей приехали уже через несколько минут после случившегося. Кто-то позвонил в село и рассказал о том, что произошло, а там слухи быстро распространяются. Люди приезжали посмотреть, нет ли среди пострадавших родственников или знакомых. От Скоморохов до места автокатастрофы — километров двадцать.

Одним словом, пришлось поработать. Сразу же после аварии среди пострадавших началась страшная паника. Нужно было успокоить людей. Благо, мы быстро приехали на место катастрофы.

Спасатели ГУ МЧС Украины в Тернопольской области были на месте трагедии через двадцать минут.

- Автобус, скорее всего, даже не тормозил перед переездом, — рассказывает заместитель начальника оперативного отдела ГУ МЧС в Тернопольской области Андрей Ковбасюк.  — Остается только гадать, как водитель мог не увидеть, что не успевает проскочить переезд. И ехал-то автобус с небольшой скоростью: километров 40 в час, не больше.

- Может, видимость была плохая?

- Да нет, переезд хорошо просматривается. Приближающийся поезд видно издалека. Просто мистика какая-то.

Машинист тепловоза, увидев, что автобус старается перескочить переезд перед самым носом дизель-поезда, начал экстренно тормозить, но избежать столкновения не удалось. Автобус врезался в поезд, и его тут же отбросило в сторону метров на двадцать. Дизель же смог окончательно остановиться только через триста метров.

Перевернувшись несколько раз, «пазик» замер почти впритык к опоре линии высокого напряжения. Если бы провода упали на металлический салон автобуса, вряд ли бы кто-то выжил: люди могли погибнуть от поражения электрическим током. А потом, не дай Бог, искра, и автобус, у которого на крыше крепятся газовые баллоны как источник альтернативного топлива, мог бы взорваться.

К счастью, спасатели знали, как нужно действовать в такой ситуации. Всего полгода назад на учениях моделировалась именно подобная авария: спасение людей из перевернувшегося автобуса. Нужно было как можно скорее отсоединить баллоны с газом, обесточить провода высокого напряжения и слить топливо из бензобака.

- Врачей в искореженный салон автобуса мы допустить не могли. Это очень опасно, — продолжает Андрей Ковбасюк.  — Вытаскивали пострадавших сами.

Все люди, которые не смогли выбраться из автобуса, находились в сплющенной задней части салона. Помню женщину, на которой лежало два трупа. Она уже не могла кричать, а только махала рукой из-под тел. Пришлось сначала вытаскивать трупы, и только после этого мы смогли добраться до пострадавшей.

Я вам скажу, даже для меня это был настоящий шок! У женщины, видимо, был сломан таз. Ее ноги неестественно выгнулись под углом 90 градусов в сторону по отношению к туловищу. Ситуацию осложняло то, что женщину придавило креслами автобуса. Пришлось ее аккуратно вырезать. Она уже была не в силах что-то говорить, только головой кивала. Вот так, с загнутыми вбок ногами, мы ее и вынесли из салона и положили на специальные носилки.

Еще одна пассажирка была зажата в проеме, ширина которого составляла всего… 40 сантиметров. Как только она выжила после всего этого, ума не приложу! Аккуратно обложили ее специальным материалом и начали вырезать из груды железа.

Спасательные работы продолжались часа два. Но мне показалось, что время пролетело мгновенно. Так всегда бывает в экстремальной ситуации.

Одной из погибших оказалась мама депутата областного совета. Так получилось, что как раз в тот момент, когда мы вытаскивали тело этой женщины, мимо на автомобиле проезжал ее сын.

«После столкновения Ольгу выбросило на снег через заднее окно автобуса. Это чудо, но на теле женщины не было ни одной царапины»

- Пытался ли кто-то из пассажиров автобуса помогать вам?

- Люди, увы, больше мешали. Но запомнился один толковый парень. У самого рука поломана и с ногой не все в порядке, а он помогал нам вытаскивать из салона других пассажиров.

- В первую очередь медики должны оказывать помощь тем, кому можно реально помочь, — говорит начальник сектора медицины ГУ МЧС Украины в Тернопольской области Богдан Ягельский.  — Несколько человек не подавали признаков жизни. Но и чисто визуально было видно, что у них травмы, несовместимые с жизнью. Поэтому в первую очередь из автобуса спасатели вытаскивали тех, кому еще можно помочь. Многие пострадавшие получили очень серьезные травмы: переломы позвоночника, таза. Зрелище не для слабонервных.

- Последним, кого мы достали из салона автобуса, был водитель, — вспоминает Андрей Ковбасюк.  — В том, что он мертв, не было никаких сомнений… Прямо под телом мертвого мужчины лежала валентинка, вся в крови. И только тогда я вспомнил, какой сегодня праздник и что я не успел утром поздравить жену! Ужасно, что вспомнил об этом при таких обстоятельствах.

Как выяснилось чуть позже, на месте аварии погибли три человека. Еще две женщины скончались в машине скорой помощи. Погиб также пожилой мужчина — пассажир поезда, который вышел из дизеля подышать свежим воздухом. Его сердце не выдержало ужасающей картины, и он умер на месте.

Десять человек с серьезными травмами доставили в Первую тернопольскую городскую больницу. Как сообщил «ФАКТАМ» заместитель главного врача Евгений Голик, в настоящее время в очень тяжелом состоянии остается одна женщина. Врачи борются за ее жизнь и пока не дают никаких прогнозов. Она все еще находится без сознания. Остальным пострадавшим в аварии на сегодняшний день уже лучше.

Четверо пассажиров автобуса лечатся в областной больнице. Как рассказал заместитель главного врача по хирургической работе Виктор Запорожец, 15-летняя девушка уже выписалась из больницы. Состояние еще троих пациентов оценивается как стабильное.

Причины трагедии установит следствие. Как сообщил «ФАКТАМ» старший инспектор Управления ГАИ МВД Украины в Тернопольской области Николай Лецкалюк, по одной из версий, у водителя автобуса могли быть проблемы со здоровьем. Шофер даже не пытался затормозить перед поездом.

Чудом выжившая женщина по имени Ольга (просила не называть ее фамилию) рассказала корреспонденту «ФАКТОВ», что в момент столкновения с поездом она находилась рядом с водителем автобуса:

- Я видела, что мы не успеваем проскочить переезд. До железнодорожной колеи оставалось метров десять. Я глянула на водителя, а он смотрит в одну точку… и даже не собирается тормозить! Может быть, у него что-то с сердцем случилось и он вел автобус уже мертвым?

После столкновения Ольгу выбросило на снег через заднее окно автобуса. Это чудо, но на теле женщины не было ни одной царапины.

В автопарке, где работал погибший водитель, мне сообщили, что 48-летний мужчина устроился к ним недавно. В рейс выходил всего лишь четвертый день. Автобус, на котором он отправлялся в Скоморохи, был технически исправным. В половине шестого утра водитель, как положено, прошел медицинскую комиссию. Никаких проблем со здоровьем у него не выявили. Что же с ним произошло за несколько метров до столкновения с дизель-поездом, остается загадкой…

Автор выражает благодарность пресс-службе УМЧС Украины в Тернопольской области за помощь, оказанную при подготовке материала.