«Мама, практически у всех в нашем классе есть мобильные телефоны. Я хочу, чтобы мне купили сенсорный!» — сказала мне дочь-первоклассница буквально в первые дни своей учебы в школе. Я начала рассказывать ей о вредном воздействии мобильных телефонов на мозг. Но дочка меня не поняла и очень расстроилась. Пообщавшись с другими мамами, я узнала, что с подобной ситуацией столкнулись многие родители. Стоит ли маленьким детям покупать мобильный телефон? Как долго ребенку можно сидеть за компьютером и перед телевизором? На эти и другие вопросы «ФАКТАМ» ответила заведующая лабораторией гигиенического обеспечения условий жизнедеятельности детей Института гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева Академии медицинских наук Украины кандидат медицинских наук Алина Платонова.
— Маленьким детям не нужно покупать мобильные телефоны, — говорит Алина Георгиевна. — Для них это просто игрушка, а не необходимый предмет. Есть исследования наших и зарубежных ученых о том, что электромагнитное излучение мобильных телефонов плохо влияет даже на взрослых людей, в частности, может вредить клеткам мозга, не исключая развитие опухолей. Учитывая, что максимальное электромагнитное излучение регистрируется в момент вызова, детям предпочтительнее не разговаривать по мобильному телефону, а передавать sms-сообщения. Это безопаснее. И ни в коем случае не следует разрешать детям пользоваться гарнитурой, которая вставляется в ухо. К тому же малыши часто теряют вещи, а телефоны стоят немало. Некоторым родителям кажется, что они будут чувствовать себя спокойнее, когда с ребенком есть возможность связаться в любой момент. А если сядет батарея или малыш просто не сможет ответить на ваш звонок, что вы будете испытывать? По внутренним правилам школ мобильными телефонами пользоваться нельзя.
— Многие дети шести-семи лет уже играют в компьютерные игры. Сколько времени им можно проводить перед монитором?
— Если позволять такому маленькому ребенку играть в компьютерные игры, у него замедлится развитие левого полушария мозга, отвечающее за абстрактное мышление, слух, образную память, логику. Поскольку оно развивается до десяти лет, до этого возраста компьютерные игры запрещены. К тому же у некоторых детей мелькающие картинки, яркие вспышки на мониторе могут спровоцировать судороги или даже эпилепсию. Особенно, если у ребенка есть судорожная готовность из-за родовой травмы. Осанка и зрение у детей формируются до 13 лет. Приблизительно с этого возраста можно разрешать компьютерные игры, но не больше полутора часов в день.
Приобретите компьютерный стол с выдвижной панелью для клавиатуры, а также кресло со спинкой и подлокотниками. Монитор установите так, чтобы расстояние от глаз до его поверхности было не меньше 40 сантиметров, а взгляд упирался в центр экрана. Подбирая высоту кресла, проведите такой тест: если ребенок ставит руки локтями на стол и его пальцы достают до виска, значит, она оптимальная.
— А как быть с телевизором?
— Смотреть телевизор можно не больше часа. Кстати, если ребенок увлекается еще и компьютерными играми, это время следует максимально сократить, а лучше и вовсе отменить мультфильмы. Чередуйте: один день — телевизор, другой — компьютер.
Расстояние от телевизора должно быть равно трем — пяти диагоналям экрана. Если, к примеру, диагональ 54 сантиметра, ребенку можно сидеть на расстоянии 1,6 — 2,5 метра. Если малыш садится ближе, стоит обратиться к офтальмологу.
— Некоторые родители покупают первоклассникам домой парту и стульчик. Какие лучше выбрать?
— Отдавайте предпочтение деревянной мебели. Спинка стула и сиденье должны иметь физиологические изгибы. Для ребенка ростом до 130 сантиметров следует подбирать стол высотой примерно 50 сантиметров, а стул — 30.
Важно приучить малыша сидеть правильно, чтобы не навредить спине: ровно держать корпус и голову, опираться о парту или спинку стула, ставить ступни на пол или на специальную подставку.
— Сколько должен весить рюкзак ученика первого класса?
— Вес груза, переносимого на спине, не должен превышать
— Одежда школьника может содержать синтетику?
— Ребенку следует носить школьную форму, своего рода спецодежду. Ткань пиджака, брюк, юбки может содержать синтетику, но не больше 50 процентов. Главное, чтобы форма защищала от загрязнений, была комфортной. Но на ребенке обязательно должно быть белье из хлопка, а также рубашка или блузка из натуральной ткани. Кстати, спортивную форму тоже выбирайте не синтетическую.
— Родители замечают, что дети после школы очень устают...
— Это естественно, ведь нагрузки сегодня большие. Забрав ребенка из школы, погуляйте с ним часок на улице. Придя домой, не заставляйте его сразу выполнять домашнее задание. Некоторым детям рекомендуется поспать днем. Следует водить ребенка в спортивную секцию, бассейн.
Сегодня родители нередко отдают детей в первый класс уже в шесть лет. Мы проводили исследования среди шестилеток, которые учатся в школе. Оказалось, 46 процентов из них, то есть каждый второй, были биологически и функционально абсолютно не готовы к систематическому обучению! Если ребенок не выговаривает всех букв, неправильно строит предложения, не умеет рисовать мелкие детали, то не нужно спешить в школу. Считается, если у малыша уже есть два постоянных зуба, то по всем биологическим показателям он готов к школе.
Кстати, обнаружив, что их первокласснику тяжело учиться, некоторые родители решают подождать еще годик и забирают его из учебного заведения. И это правильно. Иначе у такого малыша могут возникнуть проблемы со здоровьем: он начнет часто болеть, станет сутулым, появятся проблемы со зрением.