Украина

Члены экипажа «Этели»: «Из-за накопившихся долгов у некоторых моряков уже личное имущество описывают»

6:00 — 1 октября 2013 eye 1904

Возвратившиеся на родину украинские моряки с захваченного в Ливии теплохода «Этель», возмущенные действиями судовладельца и бездействием официальных лиц, обратились в прокуратуру

Дерзкий захват в Ливии группой вооруженных людей теплохода «Этель» с украинским экипажем на борту «ФАКТЫ» освещали достаточно подробно. В начале сентября 13 из 19 моряков после почти полуторамесячного нахождения в плену возвратились в Украину. Это стало возможным благодаря урегулированию, в том числе и на дипломатическом уровне, конфликтной ситуации. «Украинская сторона приветствует успешное решение ситуации вокруг украинских моряков на судне „Этель“, которые с 19 июля по 1 сентября сего года содержались вооруженными лицами в порту Бенгази, и положительно оценивает действия ливийской власти по выполнению достигнутых в контексте этого дела договоренностей», — говорится в официальном сообщении МИД Украины.

*Моряки «Этели» (слева направо) Сергей Фомивка, Сергей Чипиженко и Сергей Кадыков заявили, что вместе с остальными членами экипажа будут продолжать бороться за свои права (фото автора)

Казалось бы, все решено и улажено… официально. Что происходит на самом деле, «ФАКТАМ» рассказали вчерашние пленники — моряки «Этели».

«К судовладельцу претензий у нас больше, чем к ливийским захватчикам»

— Мы до сих пор достоверно не знаем, из-за чего захватили судно, кто заказчик и исполнитель этой акции, — говорит третий механик «Этели» одессит Владимир Жорин. — Среди ночи нам сообщили, что капитан всех собирает в столовой, тогда мы и узнали, что неизвестные вооруженные люди задержали нескольких моряков, чтобы помешать отплытию «Этели». Вскоре подъехали представители местной власти — сообщили, что судно никуда не уйдет. Особо агрессивно захватчики вели себя в первую неделю плена: несколько раз обстреливали теплоход. Поэтому полтора месяца плена мы практически постоянно находились в закрытых помещениях судовой надстройки.

— Пробравшись на теплоход, бандиты сразу подошли к вахтенному матросу и приставили к его груди автомат, — вступает в разговор моторист-сварщик Владимир Нудненко. — Он попытался сообщить о происходящем капитану по рации, но ливийцы вырвали переговорное устройство. Матрос кинулся бежать, заперся в помещении, но вооруженные бандиты выломали входную дверь. К счастью, в этот момент сработала пожарная сигнализация, что испугало захватчиков.

В конце первой недели «ареста» капитан Михаил Кононов в телефонной беседе пояснил журналистам: «Судно осуществляло обычный рейс с грузом 220 автомобилей КИА и „Хюндай“ из порта Акаба в Иордании в ливийский порт Бенгази. Машины выгрузили 18 июля. Получили разрешение ливийских властей на выход в море. Но отчалить нам не дали — 19 июля около двух часов ночи на борт ворвалась группа вооруженных людей. Мы с экипажем закрылись в надстройке. Ливийцы попытались выломать двери. Но вскоре поутихли. Мы уведомили полицию и власти о неизвестных, однако реакции на это не последовало. Через день боевики пригнали грузовик и длинную лестницу, поднялись на верхнюю палубу и захватили троих членов экипажа, стоявших на вахте. Они закрыли ребят в какой-то кутузке в порту. Мы забаррикадировались на судне и по радиостанции сообщили руководству порта о захвате. Ливийцы выбивали двери и ломали судовое имущество. Кое-что стащили. Но главной их целью был захват заложников — для того чтобы судно оставалось в Ливии.

Спустя сутки в 23.50 на борт поднялся представитель порта, сказав, что судну не дадут выйти в море. Однако троих моряков все же вернули. Мне дали понять, что „Этель“ просто попала захватчикам под руку. Дескать, на нашем месте могло оказаться любое украинское судно…»

— Позже мы узнали, что наш захват является отголоском какого-то коммерческого конфликта, — продолжает Владимир Жорин. — Сейчас, если честно, к судовладельцу претензий у нас больше, чем к самим захватчикам. Ситуация плачевная. На протяжении всего срока контракта экипажу не выплачивали зарплату (в целом это порядка 45 тысяч долларов в месяц). Еще перед заходом в ливийский порт мы устроили забастовку, после чего часть денег выдали. Однако солидная задолженность осталась, у некоторых моряков — за 11 месяцев. Как выяснилось, фирма-судовладелец не выплачивает зарплату экипажам и других своих судов: «Авива», «Зои», а также печально знаменитой «Фаины», «прославившейся» пять лет назад. (Напомним: судно, перевозившее военную технику, в 2008 году захватили сомалийские пираты и держали экипаж в плену свыше четырех месяцев, пока бандитам не был передан выкуп в 3,2 миллиона долларов. — Авт.)

Моряки «Авива» и «Зои» вместе с родственниками членов экипажа «Этели» уже обратились с соответствующим заявлением в прокуратуру.

«Нам уже год не могут выплатить задолженность»

По словам моториста-сварщика Сергея Кадыкова, который раньше работал на «Этели», он сошел с судна еще в феврале, но до сих пор не получил заработанные деньги за четырехмесячный контракт (1100 долларов в месяц).

— А нам уже год не могут выплатить задолженность за три с половиной месяца, — дополняет электромеханик полтавчанин Сергей Фомивка. — Тянули-тянули, все откладывали «на завтра», а сейчас вообще ничего не обещают…

— Выходит, мы заложниками были, заложниками и остаемся, — возмущен системный механик Федор Губич из Херсона. — Там нас «держали за горло» иностранные бандиты, а здесь — судовладелец. Например, предыдущий системный механик с «Этели», которого я сменил в январе, до сих пор не получил зарплату. Зная о том, что у многих моряков имеются дома невыплаченные кредиты, финансовые проблемы, представители судовладельца выдвинули ультиматум: либо все дорабатывают срок контракта, либо возвращение домой исключительно за собственный счет. По этой причине капитан и еще пятеро наших моряков остались на «Этели». А представьте себе обстановку в Бенгази, где постоянная стрельба, поэтому приходится сидеть в помещении. Кто такое выдержит? Старшего помощника капитана и одного из матросов таки заставили лететь домой за свой счет. А сейчас у этого матроса кредиторы за долги отбирают личный автомобиль, описывают дом…

— Когда мой брат ушел в рейс, в нашей семье случилась беда — умерла мама, — рассказывает сестра второго помощника капитана Олега Полтарецкого Виктория. — Это случилось еще до захвата «Этели». Я сообщила на судно, но брата не отпустили. Я осталась одна с семилетним ребенком (муж тогда также находился в рейсе). Просила крюинговую компанию помочь, но — безрезультатно. Сейчас, когда необходимо срочно решать юридические вопросы, брата также не отпускают. Дескать, не доработал контракт.

— До наших проблем судовладельцу нет дела, — говорит четвертый механик Сергей Чипиженко. — Хотя в контракте четко оговорен шестимесячный термин рейса, плюс-минус еще два месяца. И почти весь экипаж «Этели» такой срок отработал. Однако контракты на руки никому из моряков не выдали. Более того, эти документы оказались не заверены печатью.

— К сожалению, в законодательстве масса лазеек для того, чтобы судовладелец не исполнял условия трудового договора, — констатирует Федор Губич.

«Бандиты по вечерам устраивали сабантуи с кальяном, шашлыками…»

Мои собеседники не сумели назвать точную общую сумму «зарплатного» долга судовладельца. По их подсчетам, это приблизительно 200−250 тысяч долларов. Многим членам экипажа поставили условие: либо идут в следующий рейс, в очередной раз поверив обещаниям, либо вообще могут забыть о зарплате. Однако они категорически отказываются от дальнейшего сотрудничества с данным судовладельцем. И напоминают: после освобождения «Фаины» из сомалийского плена компания так и не рассчиталась с моряками. Именно с этим связывают самоубийство одного из бывших членов экипажа.

Также бывшие заложники с «Этели» говорят, что серьезно разочарованы капитаном судна 57-летним Михаилом Кононовым. По словам моряков, за все время пребывания в плену он ни разу не собрал экипаж, не делился новостями. Всю информацию они получали от звонивших родственников.

— Капитан делал все, чтобы угодить судовладельцу, поставившему перед ним основную задачу: теплоход должен быть на плаву, в движении, — убежден Федор Губич. — Мы находились в Бенгази во время праздника Рамадан. Поэтому днем ливийские захватчики спали, а по вечерам пускали салюты. Причем невозможно отличить: фейерверк это или автоматная очередь. Бандиты на судне установили палатку, натащили туда матрасов, по вечерам устраивали настоящие сабантуи: кальян, шашлыки… Угощали только капитана, он с захватчиками сразу нашел общий язык.

— Появилась информация о том, что в Ливии капитану якобы подарили иномарку.

— Действительно, там у него появился автомобиль, — поясняет Владимир Жорин. — Однако, насколько нам известно, он его купил.

— Пока кто-то пополнял личный автопарк, семьи моряков буквально с ума сходили, — говорит Ольга Нудненко, супруга судового моториста-сварщика. — Ведь никто ничего нам не желал сообщать…

— Это точно! — поддерживает подругу по несчастью жена Федора Губича Евгения. — Нам позвонили из крюинговой компании 21 июля, сказали, что наших мужей не выпускают из Бенгази местные жители. Дали номера телефонов украинского МИД. Дескать, выкручивайтесь сами. А у меня — маленькая дочь на руках, она родилась за две недели до ухода мужа в рейс… Помогала нам лишь организация «Содружество моряков». Да еще черпали информацию из интернета.

— В конце концов мы, жены и родственники моряков «Этели», объединились и решили действовать, — говорит Ольга Нудненко. — Обращались в МИД, который просил крюинговую компанию написать гарантийное письмо о возврате долга, однако там на это наплевали. Звонили в штаб-квартиру Международного профсоюза моряков (ITF) в Лондоне — тоже безрезультатно. Ездили в Киев, в Генпрокуратуру, добивались разъяснений. Нас успокаивали, говорили, что все под контролем, что в Ливии занимаются поиском каких-то похищенных машин, которые перевозили на судне. Слава Богу, автомобили отыскали. Но мы пришли к однозначному выводу: граждане нашей страны, оказавшиеся в подобных ситуациях за рубежом, могут рассчитывать исключительно на активные действия своих родственников.