В Музее Вооруженных сил Украины открылась выставка «Песня о Соколе», посвященная
Большая модель-копия самолета-моноплана «Ньюпор-IV», погоны авиатора, его уникальные фотографии и документальный фильм, снятый первым киевским кинооператором Владимиром Добржанским, возвращают посетителей выставки в сентябрь 1913 года, когда русский поручик Петр Нестеров в небе над Киевом впервые в мире успешно выполнил вертикальный маневр, вошедший в учебники высшего пилотажа под его именем.
— Попытки выполнить петлю некоторые летчики делали и до Нестерова, — рассказывает сотрудница музея Ирина Мороз. — Но они не могли правильно рассчитать режим полета, конструкции не выдерживали перегрузок, самолеты ломались в воздухе, авиаторы гибли. Поэтому петлю и назвали мертвой. И только Петру Николаевичу удалось «оживить» ее и превратить в фигуру высшего пилотажа, необходимую пилотам боевых и спортивных самолетов.
К сожалению, через год, 8 сентября
Летом 1914 года после наступления в Галиции, ранее входившей в состав Австро-Венгрии, русские войска заняли имение австрийского барона Розенталя, который перед войной тоже стал летчиком. По иронии судьбы в его имении расположился авиаотряд, которым командовал Петр Нестеров. Поговаривают, что русский летчик спал на роскошной кровати барона. И от тоски по своим владениям, и по служебной надобности австриец принялся регулярно кружить над селом Воля Высоцкая недалеко от городка Жовква нынешней Львовской области. Отвадить его у наших летчиков никак не получалось. Это начало раздражать командование
Встретившись с противником в воздухе, Нестеров хотел ударить его сверху по крылу колесами шасси. Но не получилось. Возможно, потому, что русский авиатор в те дни совершал по несколько полетов, так как в отряде не хватало летчиков, и был переутомлен. Удар пришелся между крыльями биплана противника. В результате у самолета Нестерова разломался винт, и оба летательных аппарата вместе с пилотами упали на землю... У
*В доброй, застенчивой улыбке Петра Нестерова было что-то похожее на обаяние улыбки Юрия Гагарина (кадр из документального фильма 1913 года. Публикуется впервые)
Авиатора-героя похоронили с почестями на Аскольдовой могиле в Киеве. Когда в 1938 году кладбище сносили, прах перенесли на Лукьяновское кладбище. На базе ремонтных мастерских киевского авиапарка, где служил Нестеров, впоследствии вырос огромный авиационный завод, на котором в 70–80-е годы прошлого столетия строились самые большие в мире самолеты Ан-124 «Руслан». На примере жизни и подвигов Петра Нестерова сейчас воспитываются солдаты и офицеры Вооруженных сил Украины, в частности, служащие Военно-воздушных сил, говорили на открытии выставки руководители Министерства обороны Украины, ветераны авиации и другие высокие гости. «Как военный летчик я начался с выполнения петли Нестерова, — сказал в своем выступлении первый космонавт независимой Украины, Герой Украины Леонид Каденюк. — Этот вертикальный маневр является одной из основных фигур высшего пилотажа. Без таких людей, как Нестеров, современная наука и техника не имела бы нынешних достижений и не знала бы дороги в космос».
В поисках материалов о семье Нестеровых журналист «ФАКТОВ» еще в