В Министерстве образования Украины разработали новую концепцию среднего образования
Новая концепция среднего образования появилась совсем недавно, но она уже успела наделать немало шума среди учителей и учащихся. В некоторых СМИ вышли материалы с заголовками типа: «Биология и химия больше не будут обязательными предметами. Что будут учить дети?». Не меньше обеспокоил и другой слух — о том, что после девятого класса ученикам школ в обязательном порядке придется выбирать профиль и, соответственно, дисциплины, которые они хотели бы изучать. «А если ребенок после девятого класса еще не определился с направлением? — недоумевали родители. — В пятнадцать лет далеко не каждый знает, чем хочет заниматься всю жизнь. Неужели его заставят углубленно изучать одни предметы, отказываясь при этом от других?» Против новой концепции выступили и некоторые украинские ученые, подготовив совместное обращение к министру образования Дмитрию Табачнику. Между тем в профильном министерстве настаивают: запланированные изменения пойдут только на пользу. Дескать, все не так страшно, как об этом рассказывают. Побеседовав с директором департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Украины Олегом Ересько, «ФАКТЫ» выяснили плюсы и минусы нашумевшего предложения.
— Олег Викторович, новая концепция образования еще не утверждена, но в школах только о ней сейчас и говорят. Учителя опасаются, что даже не успеют подготовиться к грядущим изменениям…
— Пускай не волнуются: времени у них будет более чем достаточно. Хочу всех успокоить: изменения вступят в силу только в 2018 году. До этого времени и ученики, и учителя будут хорошо проинструктированы. Кстати, подготовка уже идет: в нынешнем году пятиклассники начали заниматься по программе, значительно отличающейся от той, по которой учились их предшественники. Почему именно пятиклассники? Потому что эти дети в 2018-м закончат девятый класс.
— И смогут перейти на новую систему обучения?
— Да. Возможно, кто-то считает их сегодняшнюю программу сжатой. Но я бы назвал ее более продуманной. У школьников, закончивших девятый класс, будет фактически такой же багаж знаний, как и у выпускников одиннадцатых классов. Да, какие-то вопросы они будут изучать менее углубленно. Но представление получат обо всем.
— Анализируя программы за десятый и одиннадцатый классы, можно сказать, что по некоторым предметам школьники просто повторяют курс пятого — девятого классов. Например, по украинскому языку десятиклассники начнут заново изучать фонетику, которая уже была в программе пятого класса. Но как же быть, например, с биологией? Ведь ту же генетику проходят только в одиннадцатом классе.
— Теперь о генетике будут иметь представление и девятиклассники. Конечно, углубленный курс мы для них вводить не станем. Но нужен ли он ребенку, который не собирается связывать свою жизнь с биологией? А те, кто планирует это делать, могут выбрать соответствующий профиль и изучать данный предмет досконально.
— А вот об этом, если можно, поподробнее. Что будет с учениками, закончившими девятый класс?
— Как и раньше, они смогут либо остаться в школе, либо перейти в профтехучилище, техникум. Но в школе их ждет новая система обучения. Как известно, сейчас в десятом классе учатся по такой же схеме, как и в девятом: у школьников больше 15-ти обязательных предметов. Теперь же обязательных предметов останется только шесть: украинский язык и литература, иностранный язык, история Украины и всемирная история (это будет один предмет), математика, природоведение и физкультура. Данные дисциплины будут читаться десятиклассникам по три раза в неделю. А остальные предметы школьник будет выбирать самостоятельно.
— Как в профильном лицее?
— Не совсем. В специализированных лицеях ученик выбирает направление, например, физико-математическое или филологическое. И все, его предметы уже определены. Поэтому если ты поступил на физмат, то, условно говоря, пять дней в неделю будешь учить физику, а на литературу отведут максимум час в неделю. И неважно, что ты, будучи математиком, возможно, хочешь знать еще и литературу, твое направление это не предусматривает. В концепции, которую мы разработали, все по-другому: ученик сам выбирает, какие предметы хотел бы изучать. В первую очередь он должен определиться со своим профильным предметом. Например, если им стала физика, ей будет посвящено до пяти часов в неделю. То есть курс станет чуть ли не более углубленным, чем в лицеях.
Таким образом получается, что десятиклассник изучает свой профильный предмет и шесть обязательных. У него остаются свободные часы, которые он должен потратить на другие дисциплины, выбрав их самостоятельно. И не обязательно, чтобы они были математического профиля. Это может быть всемирная литература, искусство и так далее.
— То есть ученик сам будет решать, сколько часов в неделю он хотел бы изучать тот или иной курс?
— Да, выбирая уровень его изучения: профильный (около пяти часов в неделю) или стандартный (два-три часа в неделю в зависимости от предмета). Школьник выбирает свой профиль, но делает его гораздо более разнообразным, чем тот, который ему могли бы предложить в специализированном лицее. Конечно, учителя будут помогать этот профиль корректировать.
— А если подросток захочет выбрать своим главным предметом, например, математику, которая входит в число обязательных шести дисциплин?
— С этим нет никаких проблем, ему просто добавят часы математики. И получится, что он будет изучать ее не три, а восемь часов в неделю. Кстати, профильных предметов может быть и два.
— Новая концепция напоминает западную схему образования: дети сами выбирают дисциплины, которые хотели бы изучать. Но только как это будет реализовано в украинской школе? И что делать, если все 20 учеников класса выберут разные профильные предметы?
— На первый взгляд, это действительно кажется невозможным. Но поверьте, перед тем как предложить новый проект, мы тщательно все продумали. Начнем с того, что предметов не так уж много. Соответственно, 20 человек не выберут 20 разных профильных дисциплин. В таком случае в составе своего класса ученики будут ходить только на обязательные шесть предметов. Остальные уроки станут посещать по отдельности, в зависимости от того, кто на какой предмет записался. Многие спрашивают, не придется ли расширять штат педагогов, дескать, для реализации таких планов потребуется больше учителей. Сразу скажу, что это не так. Количество часов не изменится, у школьников по-прежнему будет по шесть-семь уроков в день. Так зачем больше учителей? Какие-то уроки будут проводить утром, какие-то — позже. Но ни набирать, ни увольнять сотрудников из-за этого никто не станет.
— Представим себе такую ситуацию: ученик обычной сельской школы решил поступать в престижный столичный вуз и для этого хочет углубленно изучать физику. Но учитель, который одновременно тянет две ставки, преподавая и физику, и математику, не может дать этому ребенку необходимые знания, которые он получил бы в специализированном лицее.
— Мы этот вариант предусмотрели. Конечно, в некоторых сельских школах уровень преподавания недостаточно высокий, чтобы ученики углубленно изучали профильные предметы. Но есть школы в районных центрах, где педагогов больше и уровень их подготовки выше. Ученики из сел смогут ездить на уроки по профильным предметам в райцентры.
— То есть городским учебным заведениям придется обслуживать не только своих учеников, но и школьников из близлежащих сел. Для этого точно понадобится больше педагогов.
— Вовсе нет. Не забывайте, что десятиклассники этой районной школы тоже выберут профиль. И учитель будет читать такой предмет не классу, а группе учеников из разных классов, которые захотели углубленно изучать его дисциплину. К данной группе просто присоединятся школьники из соседних сел.
— Но каждый раз ездить в райцентр не так уж просто.
— Если ученик выберет профиль и захочет перед поступлением в вуз получить хорошие знания, думаю, он сможет это делать. Не исключено, что из сел будут чаще ходить школьные автобусы и привозить группы детей на занятия. Сейчас мы этот вопрос решаем. И, как показывает практика, решить его можно довольно успешно. Например, в райцентре Репки Черниговской области такая схема действует уже несколько лет. Там учителя по своей инициативе перешли на профильное обучение. И у них получилось! Руководство школы грамотно составило учебные планы, и педагоги дают уроки не классам, а группам учеников, которые собрались, чтобы учить профильный предмет. На эти занятия приезжают учащиеся других сельских школ, где уровень преподавания слабее. Как показывает практика, все это вполне реально организовать.
— Слышала, что новая концепция образования предусматривает проведение уроков по интернету.
— Да, в том случае, если школьник по какой-то причине не может ездить в райцентр на профильные занятия. При наличии интернета он будет общаться с преподавателем по скайпу. Могу сказать вам одно: если подросток захочет учиться по профилю, мы сделаем все для того, чтобы у него это получилось.
— А если не захочет? Допустим, закончив девятый класс, школьник еще не определился с будущей профессией и даже приблизительно не знает, какое направление выбрать.
— Именно по этому поводу мы слышали нарекания от родителей. Но, возмущаясь, они не учли, что новая концепция предусматривает еще один профиль — универсальный. То есть если вы еще не знаете, чем хотите заниматься в будущем, можете попросить оставить для вас все, как есть. Будете изучать все те же 15 предметов.
— Но может получиться и наоборот. Что, если все ученики в классе не захотят ничего менять и только кто-то один решит учиться по профилю? Ему придется подстроиться под большинство?
— Нет. Школьнику достаточно будет сообщить об этом в районное управление образования, и он сможет ездить на дополнительные занятия в райцентр. Кстати, ученик вправе в любой момент поменять выбранный профиль. Например, начал углубленно изучать физику, но через месяц понял, что это не твое. Ничего страшного, нужно написать заявление и изменить основной предмет. Придется только потратить время на то, чтобы догнать упущенную программу.
— Проект еще обсуждается или утвержден окончательно?
— Августовская коллегия министерства одобрила документ. Но не следует забывать, что концепция — это идея, декларация намерений. Для обеспечения профильного обучения еще следует разработать и утвердить ряд нормативных документов: учебных планов, программ; написать рекомендации по их внедрению. К проектам этих документов мы принимаем предложения. Их может отправить в Министерство образования любой желающий. За последние несколько месяцев рекомендаций получили немало. Кстати, многие родители и дети посчитали, что даже шесть обязательных предметов — это много. И предложили оставить… всего три.