«ФАКТАМ» стали известны подробности громкой мошеннической операции по распродаже магазинов на столичном Крещатике
О масштабной афере, поражающей своей дерзостью, «ФАКТЫ» рассказывали на днях. Этих мошенников некоторые СМИ уже окрестили «продавцами Крещатика». По большому счету, так и было — аферисты действительно распродавали помещения на главной улице столицы. И, несмотря на то, что эти площади им никогда не принадлежали, мошенникам удалось убедить состоятельного покупателя в обратном. Показывая депутату харьковского горсовета известные магазины трендовой одежды (такие, например, как «Гранд Галерея» или «Наф-Наф»), злоумышленники уверенно заявляли: «Вы можете купить эти помещения, причем со скидкой. Мы представляем интересы собственника и все организуем. Хотите?» Депутат захотел. И отдал… 120 миллионов гривен.
С мошенниками депутат харьковского горсовета Валерий познакомился еще в прошлом году. Будучи человеком весьма состоятельным, Валерий часто бывал в Киеве (у него здесь даже есть свой офис) и давно хотел инвестировать деньги в недвижимость. Выгодное и довольно заманчивое предложение появилось после того, как приятель познакомил его с 48-летним бизнесменом из Киева Вадимом Шмелевым. «Шмелев производил впечатление очень богатого и влиятельного человека, — рассказывал потом сотрудникам милиции Валерий. — Дорогой автомобиль, постоянные деловые встречи, звонки… О себе говорил, что он отставной военный, сейчас „работает с недвижимостью“, и это приносит хорошую прибыль. В детали своей деятельности не посвящал, но подчеркивал, что имеет дело с очень авторитетными людьми».
Один из его хороших знакомых, как сообщил Валерию Шмелев, владел помещением на Крещатике, которое сдавал в аренду магазину одежды. С учетом того, что помещение стоит около 25 миллионов гривен, он каждый месяц имел с аренды хорошую прибыль. «Это действительно выгодная инвестиция, — объяснял Шмелев. — Но сейчас хозяин переезжает за границу и хочет продать помещение. Попросил меня найти подходящих покупателей. Можете расценивать это как предложение». Валерий заинтересовался. С тех пор они со Шмелевым регулярно встречались, чтобы обсудить детали.
«С собственником помещения мы не виделись, но это и не нужно было — Вадим был в курсе всего, что касалось помещения и его купли-продажи, — рассказывал милиционерам Валерий. — Вскоре я познакомился с помощником Шмелева Сергеем. Это был коренастый мужчина плотного телосложения, с усами. Вадим сообщил мне, что Сергей — чуть ли не олигарх, его давний друг и правая рука. Тот действительно часто отвечал вместо Шмелева на звонки, ездил вместо него на деловые встречи. И активно посвящал меня в детали, показывал документы».
Вскоре депутат убедился, что ему действительно сделали очень выгодное предложение. Мало того, что, купив помещение, он смог бы получать большую прибыль с аренды, так еще и приобрел бы недвижимость дешевле рыночной стоимости. Ведь если по нынешней конъюнктуре такой магазин стоит около 22 миллионов гривен, то собственник просил за него лишь двадцать. Когда основные нюансы обсудили, Шмелев с помощником предложили депутату съездить в магазин, чтобы «увидеть все собственными глазами».
«Мы поехали, — вспоминал потом Валерий. — Причем посмотрели не только магазин, но и служебные комнаты, в которые могут заходить только сотрудники. Шмелева никто не останавливал — он уверенно водил меня по магазину и рассказывал: „Здесь у нас бухгалтерия — видите, люди работают. Кстати, в комнате есть вытяжка и кондиционер…“ Одним словом, вел себя как настоящий хозяин. Ни охранников, ни сотрудников магазина это абсолютно не удивляло. Они вообще никак не реагировали».
Часто встречаясь со Шмелевым, депутат познакомился с ним поближе. Говорит, Вадим любил рассказывать о себе и своей непростой судьбе. Дескать, его богатство и связи — это, конечно, хорошо, но в личной жизни он глубоко несчастен: похоронил супругу, отца. «Я очень люблю своих детей, — делился Шмелев едва ли не со слезами на глазах. — Каждый день сам готовлю им завтраки. Жаль, что жизнь такая непростая». Его помощник Сергей любил говорить о работе и о прибыли, все время что-то организовывал. С владельцем помещения депутат познакомился уже в кабинете у нотариуса, где заключали договор купли-продажи. Собственник и Шмелев, который присутствовал при сделке, предоставили нотариусу все необходимые документы на недвижимость, заверенные мокрыми печатями. Валерий заплатил 20 миллионов гривен. Первая сделка состоялась.
Еще перед подписанием договора Шмелев поднял вопрос аренды. Ведь в помещении, которое собирался приобрести депутат, находился элитный магазин женской одежды. «Надеюсь, вы не будете искать новых арендаторов, — сказал Шмелев. — Сами посудите: этот магазин здесь давно, арендную плату еще ни разу не задерживали. А у меня с этими людьми очень хорошие отношения, не хотелось бы их испортить». Валерий согласился — менять арендаторов действительно не имело смысла. С тех пор Шмелев каждый месяц лично приносил Валерию деньги за аренду. Депутата это вполне устраивало.
«Я был спокоен, потому что думал, что все абсолютно законно, — заявил сотрудникам милиции Валерий. — Ведь нотариус сразу записала меня в реестр как нового собственника помещения. Какие еще могли быть вопросы?»
Сотрудничество со Шмелевым продолжалось. Вскоре он предложил депутату купить еще один магазин — тоже на Крещатике, примерно за такую же стоимость. «Вам просто повезло, — говорил Шмелев. — Собственник этого помещения тоже продает свою недвижимость. И обратился ко мне как к хорошему товарищу. Могу посоветовать вас в качестве покупателя». Таким образом за год Валерий обзавелся сразу тремя магазинами в самом сердце столицы. Каждый купил за 20 миллионов гривен, и за каждый магазин Шмелев регулярно приносил ему арендную плату. Валерий тем временем решился на еще одну крупную покупку — «Гранд Галерею» на Крещатике. Это помещение стоило столько, сколько он заплатил за три предыдущих, — 60 миллионов гривен. Но депутата это не остановило. Покупать собирался, естественно, через Шмелева.
— Несколько месяцев назад с арендной платой, правда, возникли трудности, — рассказывает «ФАКТАМ» заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью в Киеве Александр Горбачев. — Деньги начали задерживать. Но Шмелев заверил, что это временно — дескать, арендатор человек честный, слов на ветер не бросает. Валерий сомневаться не стал. Будучи уверенным, что владеет тремя магазинами, он ни разу туда не наведывался. Да и зачем, если помещение в аренде? Так бы состоялась и четвертая сделка, если бы однажды Валерий не решил посетить один из «своих» магазинов.
Там депутата ждал неприятный сюрприз. Зайдя на правах хозяина в бухгалтерию, он столкнулся с представителем… владельца этого помещения. «Как вы можете быть представителем хозяина, если хозяин я?» — удивился Валерий. Женщина удивилась не меньше: «Этого не может быть. Кто вы вообще такой?»
— Рассказывая о хозяине, женщина назвала фамилию человека, который продал Валерию помещение, — говорит Александр Горбачев. — Валерий пытался доказать, что несколько месяцев назад он заключил с этим человеком сделку купли-продажи. Даже показал соответствующие документы. Но у настоящего владельца магазина тоже были документы, судя по которым… никакой продажи не было. Ситуация начала проясняться, когда Валерий увидел хозяина помещения. С человеком, который приходил на оформление сделки, тот не имел ничего общего.
— Получилось, что магазин продал мужчина, который представился настоящим собственником, — продолжает Александр Горбачев. — Поняв, что это афера, Валерий обратился в правоохранительные органы. И вскоре узнал, что на протяжении года его мастерски обводили вокруг пальца четверо мошенников.
— Четверо? — уточняю я. — Пострадавший ведь рассказывал только о Шмелеве и его богатом помощнике.
— Валерий действительно видел только их. На самом же деле это была преступная группировка, в которой четко распределялись роли. Вадим Шмелев считался ее главарем. В его задачу входило найти помещение, которое они будут «продавать». Уже имея опыт в этой сфере (Шмелев ранее был судим за мошенничество с квартирами), он выбирал дорогие бутики на Крещатике. И вместе со своим помощником (Сергей, которого потерпевший запомнил как олигарха, действительно был правой рукой Шмелева) они начали искать человека, готового купить магазин за 20 миллионов гривен. Вскоре через общего знакомого вышли на Валерия. Будучи прекрасным психологом, обработкой клиента Шмелев решил заняться сам. Как видите, у него это прекрасно получилось. Автомобиль представительского класса, дорогая одежда, постоянная имитация деловой занятости — образ успешного коммерсанта ему удался. А его помощник Сергей этот образ только дополнял.
Еще два сообщника находились в тени. Это были юрист и бывший сотрудник милиции. Юрист отвечал за подделку документов. Надо сказать, здесь была проведена колоссальная работа. При обыске у аферистов изъяли десятки печатей и бланков. Как только Шмелев решал, какой магазин будет «продавать», юрист начинал подделывать документы: акт о праве собственности, выписку из БТИ, даже паспорт владельца помещения.
— Неужели это возможно?
— Как оказалось, да. Мошенники продумали схему: они подделывают документы и находят человека, который в кабинете у нотариуса изобразит собственника. Но ведь сыграть роль — мало, нужно еще иметь при себе паспорт. Для этого юрист фальсифицировал паспорт с данными настоящего владельца помещения, но с другой фотографией — на снимке был изображен тот, кто играл его.
— И нотариус не замечал подвоха?
— Нет, и не мог заметить. Поддельный документ был изготовлен очень качественно — это отметили даже эксперты. Представьте: к нотариусу приходит человек, который представляется собственником помещения и дает пакет документов. Не ксерокопий, а, как и положено, оригиналов с мокрыми печатями. Зайдя в электронный реестр, нотариус видит, что собственником недвижимости является (предположим) Иванов Иван Иванович. В реестре есть его данные, но фотографии нет. И тут приходит человек с паспортом, судя по которому он и есть Иванов Иван Иванович. Паспорт на вид самый что ни на есть настоящий, документы на недвижимость тоже. У нотариуса не было оснований в чем-либо сомневаться.
— Но чтобы качественно подделать паспорт собственника, да еще и внести в него правдивые данные, нужно было видеть оригинал документа.
— Да. Очевидно, мошенники его видели. Может, не оригинал, но копии так точно. Как они эти копии заполучили, сейчас выясняет следствие. Не исключено, что у аферистов были связи в государственных учреждениях. После того как договор между мнимым собственником и пострадавшим был подписан, нотариус вносила в реестр фамилию Валерия как нового собственника — это обязательная процедура. Настоящий владелец тем временем даже не подозревал, что его имущество «переписали» на другого человека.
— А какая роль отводилась бывшему сотруднику милиции?
— Он появился только на последней сделке, во время которой аферистов и задержали. Бывший сотрудник милиции исполнил роль собственника «Гранд Галереи». Тут был разыгран целый спектакль. На сделку, как всегда, пришли Шмелев с помощником. Сказали, что владелец помещения сейчас приедет, но он, дескать, сильно болен, поэтому уделить много времени не сможет. Тут привезли «владельца». Он был одет в дорогой костюм, приехал на новенькой иномарке. Сам при этом был в медицинской маске и сильно кашлял. «Мне очень плохо, — сказал слабым голосом. — Можно, я дам Шмелеву генеральную доверенность? Пускай все сделает за меня». Демонстративно кашляя и задыхаясь, он протянул нотариусу липовый паспорт. И, выдав Шмелеву доверенность, ушел. Это и был бывший милиционер. Мошенники разыграли весь этот спектакль, чтобы Валерий не стал задавать «собственнику» лишних вопросов и тот не попался на мелочах.
— Кто же играл роль собственника в трех других случаях?
— Сейчас устанавливаем. По словам пострадавшего, это были три разных человека. И все они старались находиться в кабинете нотариуса как можно меньше. При задержании Шмелев и его помощник Сергей начали все отрицать. «Мы вообще не имеем отношения к этим сделкам! — заявили они. — Мы свели продавца и покупателя — только и всего». А когда поняли, что доказательств их вины более чем достаточно, Сергей попытался взять всю вину на себя… Сейчас Шмелев, его помощник и бывший милиционер арестованы. Юриста суд отпустил на подписку о невыезде.
— Что должен был сделать пострадавший, чтобы уберечься от аферы? И возможно ли это было в принципе?
— По документам Валерий, как и нотариус, не смог бы ничего понять — они были подделаны очень качественно. Шмелев приводил его в магазины, где при всех сотрудниках изображал хозяина. Вы спросите, почему персонал это не смущало? Но ведь сотрудники магазина и не должны знать собственника помещения (а уж тем более его представителя) в лицо. Другое дело, что показывая Валерию ту же бухгалтерию, Шмелев сильно рисковал — ведь на месте мог оказаться человек, знавший настоящего собственника. Однако мошеннику везло. Единственное, чем мог обезопасить себя пострадавший, — навести справки о «влиятельном коммерсанте» Вадиме Шмелеве. И только потом решать, сотрудничать ли с этим человеком. Но Валерий ему доверял.
Есть ли у депутата шанс вернуть свои деньги, решит суд. Как стало известно «ФАКТАМ», миллионов, которые Валерий заплатил «собственникам» помещений, у задержанных не нашли. Однако и Шмелев, и его помощник жили на широкую ногу — у обоих особняки под Киевом, иномарки. Поэтому какую-то компенсацию Валерий все-таки должен получить. Тем временем сотрудники милиции подозревают, что харьковский депутат не единственная жертва Шмелева и его сообщников. Как сообщили нам источники в правоохранительных органах, уже известно, что одним обеспеченным людям Шмелев точно так же пытался продать квартиры на столичном Печерске. И настоящие владельцы квартир об этом до сих пор ничего не знают.