Генпрокуратура продолжает досудебное расследование по факту поставки компанией VAMED неработающих кувезов для выхаживания новорожденных. Еще три года назад спецслужбы предупредили правительство Украины, что деятельность данного предприятия наносит государству экономический ущерб
За годы независимости Украины не было построено ни одной соответствующей европейским стандартам новой детской больницы, в которой можно было бы обследовать маленьких пациентов с помощью самой лучшей аппаратуры и лечить по современным методикам. Огромное воодушевление вызвала инициатива жены бывшего Президента Виктора Ющенко Катерины Ющенко создать «Больницу будущего». Под данный проект были собраны миллионы гривен. Но до сих пор даже не заложен фундамент здания. Не удивительно, что после этого строительство нового корпуса на территории главной детской больницы страны «Охматдет» люди восприняли скептически. Мол, и это будет не во благо больным малышам… Но восьмиэтажное здание уже возведено и застеклено. В специальный бункер завезен линейный ускоритель, с помощью которого можно будет проводить сеансы облучения страдающим раком детям. Практически готовы помещения, где смогут проводить пересадку костного мозга.
К сожалению, темпы строительства за последние полгода заметно снизились — финансируют объект теперь не так активно, как вначале, объясняя все кризисом. А недавно и вовсе прозвучал тревожный звонок: якобы правительство Украины передает права на поставку аппаратуры для новой клиники компании VAMED. Хотя ее деятельность в данный момент является объектом досудебного расследования, которое проводит Генеральная прокуратура Украины, и компания не раз была уличена в том, что ввозила в нашу страну некачественное медицинское оборудование.
Именно украинская компания, официально представляющая на отечественном рынке австрийскую фирму VAMED, была партнером правительства Юлии Тимошенко по закупке тысячи машин скорой помощи для сельской местности. Позже выяснилось, что «Опели», поставленные предприятием, вовсе не приспособлены для этих нужд. Более того, они не отвечают государственным стандартам Украины, не зарегистрированы как медицинские, да и больного в положении лежа в фургончике разместить невозможно. Несмотря на это, стоимость автомобилей была завышена поставщиком в полтора раза. В итоге Генеральная прокуратура обвинила правительство Юлии Тимошенко в нецелевом использовании государственных средств.
Спустя время эта же компания «помогла» купить и ввезти в Украину 600 аппаратов УЗИ, которые не были оснащены датчиками, из-за чего большинство оборудования до сих пор не используется. Об этих и других фактах недобросовестной работы поставщика сказано в официальном письме спецслужб, датированном еще 2010 годом. В нем прозвучало предупреждение: сотрудничество с данной компанией представляет экономическую угрозу безопасности государства.
Четыре месяца назад появилась информация, что закупленные в 2010-м Министерством здравоохранения в огромном количестве кувезы для выхаживания новорожденных оказались некачественными и не приспособленными для работы. Более того, вместо заявленного оборудования, изготовленного в Австрии, детские инкубаторы произведены в… Бразилии. Их для Украины тоже приобрела компания VAMED. Несмотря на досудебное расследование по этому факту, проводимое Генеральной прокуратурой, представители поставщика решили не терять времени и поработать на важном и финансово затратном для нашей страны объекте — строящемся корпусе детской клинической больницы «Охматдет».
В официальном письме, направленном в адрес правительства в августе нынешнего года, представители компании просят о скорейшей передаче им полного контроля над закупкой оборудования в новую клинику. В документе говорится, что договоренность о таком сотрудничестве достигнута на самом высоком уровне, но нет ни слова о тендерах и других юридических процедурах, предусмотренных законом для подобных случаев. Может, чиновники, решившие сотрудничать с VAMED, просто позабыли, что компания уже ввезла в Украину тонны ненужного медицинского оборудования на миллионы гривен? Или их не предупредили об осторожности ведения дел с организацией, в отношении которой прокуратура еще не закончила проводить разбирательство, связанное с поставками аппаратуры для выхаживания новорожденных?
Выводы комиссии, оценивавшей качество инкубаторов, потрясают. Осмотр проводили семь экспертов, каждый из которых является специалистом в своей области. Это были представители киевского НИИ судебных экспертиз, Государственного медицинского центра стандартизации, врачи-неонатологи. Все они подписались под выводом: «Использование данного аппарата медицинского назначения опасно как для пациента, так и для персонала. И даже если бы недостатки хотели устранить, сделать это невозможно».
— Проблемы с этим оборудованием начались сразу после того, как оно поступило в больницы, — говорит член экспертной комиссии, неонатолог-реаниматолог Олег Корнейчук. — В Киеве кувезы были завезены в роддома № 7 и № 6, в детскую больницу «Охматдет». Врачи уже на следующий день стали сообщать в Минздрав: с аппаратами невозможно работать. Когда выяснилось, что ни один из 85 инкубаторов нельзя использовать для перевозки и выхаживания недоношенных малышей, было открыто уголовное дело и проведена комплексная экспертиза. Меня пригласили как независимого консультанта, ведь наша клиника не получила это оборудование, и я могу оценить его качество объективно.
Изначально говорилось, что в этих кувезах малышей можно будет транспортировать из роддомов в больницы. Но из-за огромного веса аппарата — более 160 килограммов — это невозможно.
— Как правило, за новорожденными ухаживают медсестры, которым явно не под силу было бы управлять такими тяжелейшими агрегатами, — продолжает Олег Корнейчук. — Более того — не все врачи и медсестры могут дотянуться до окон кувеза, которые находятся на высоте почти полутора метров от пола. Это значительно усложняет, если не сказать, делает невозможной работу с младенцами.
*Члены комиссии, определявшие качество поставленных в Украину кувезов, сделали этот снимок, который красноречиво свидетельствует: медсестры не смогут работать с новорожденным, находящимся в инкубаторе, — они просто не дотянутся до малыша
Кроме того, в акте отмечено: специальная тележка для перевозки кувеза спроектирована так, что даже маневрировать ею в коридоре трудно без того, чтобы не оббить углы и не потревожить крохотного пациента. Аппарат искусственной вентиляции легких, которым укомплектован инкубатор, нельзя использовать при температуре окружающей среды ниже плюс 15 градусов. То есть даже при сегодняшних погодных условиях его применять невозможно, не говоря уже о зимних морозных днях. Еще существеннее то, что данный аппарат не может увлажнять и подогревать дыхательную смесь, которую должен получать недоношенный малыш. Если новорожденный подключен к такому аппарату, у него, как правило, развивается воспаление легких, с которым очень сложно справиться.
Маркировка производителей на этом инкубаторе может поставить в тупик любого специалиста, — сказано в акте экспертов. На передней панели есть наклейка, что он австрийского производства, на задней — «Сделано в Бразилии», монитор и инфузионный насос — вообще украинские. Хотя, согласно документам, аппаратура — исключительно австрийская.
85 инкубаторов, завезенные в украинские лечебные учреждения, обошлись стране в 53 миллиона гривен (пять миллионов евро). Каждый кувез стоит свыше 600 тысяч гривен. Кстати, в то же время небольшая харьковская компания предлагала купить аналогичные аппараты по цене 60 тысяч гривен за штуку. То есть стоимость оборудования при государственной закупке была завышена в десять (!) раз. И за эти огромные деньги Украина купила фактически металлолом!
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины в Киеве, куда Минздрав подал иск к компании VAMED, обязал поставщика заменить кувезы качественными. Но бразильские инкубаторы с австрийской маркировкой все еще стоят в детских больницах по всей стране, загромождая помещения. И никто не знает, что с ними делать.
В результате Генпрокуратура открыла уголовное производство по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Минздрава и Кабмина в ходе осуществления госзакупок непригодных для использования инкубаторов для младенцев. Так разве можно допустить, чтобы эта же компания поставляла оборудование в новый корпус «Охматдета» для детей, страдающих раком и требующих пересадки костного мозга, лучевой терапии?
Главный врач Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» Юрий Гладуш подтвердил, что инкубаторы, которые невозможно использовать, поступали и в его больницу. И что для него важно не допустить подобного впредь. Сотрудничество с компанией-застройщиком его вполне устраивает, пока у врачей клиники не возникало претензий по поводу качества уже закупленной аппаратуры.
Мы связались с Ириной Коваль, директором государственного предприятия «Укрмедпроектбуд», которое с первого дня занимается строительством нового корпуса «Охматдет» и закупкой оборудования. Она подробно рассказала обо всем, что происходит сейчас на стройке.
— Сегодня на месте четырех снесенных корпусов стоит новое здание площадью 67 тысяч квадратных метров, — говорит Ирина Юрьевна. — И мы, и заведующие отделениями уже знаем, где и какое оборудование будет расположено. Новый «Охматдет» должен работать четко и эффективно, как здоровый живой организм. Поэтому перед нами изначально стояла двойная задача. С одной стороны, нужно было привлечь лучшие мировые технологии, научить украинских врачей их использовать, а с другой — адаптировать эти инновации согласно украинскому законодательству. Команда, с первого дня работающая над данным проектом, сформирована из лучших специалистов — проектировщиков, строителей, инженеров, медицинских технологов. Поверьте, мы все искренне хотим создать современную детскую больницу в Украине.
Очень часто спрашивают, что нового получит «Охматдет», кроме здания. В первую очередь я рассказываю о центре онкогематологии и трансплантации костного мозга, где будет проводиться пересадка костного мозга от неродственного донора. Сейчас на подобные операции детей приходится возить за границу, что очень дорого для родителей и страны. Новая больница поможет сэкономить бюджету огромные средства, но самое главное — сохранить детские жизни. 28—29 ноября в столичном Украинском доме мы проведем международную конференцию, на которой подробно продемонстрируем технологические решения, методики, современное оборудование в контексте создания нового «Охматдета».
Строительство корпуса «Охматдета» является крупным национальным проектом, что позволяет нам привлекать лидеров отрасли и лучших иностранных консультантов. Мы очень тесно сотрудничаем с компаниями-поставщиками как инженерного, так и медицинского оборудования, что гарантирует сервисную поддержку в будущем. Так, при планировании и сооружении бункера для линейного ускорителя, а позже при монтаже самого оборудования наряду со специалистами нашей компании работают инженеры из Англии, при подготовке боксов для трансплантации костного мозга — из Германии. Наше предприятие реализует проект в полном объеме, что называется, «под ключ». В качестве партнеров привлекли 23 лучшие украинские компании: строительные, инженерные, IT, проектные… Также с нами тесно работают более 20 производителей медоборудования, являющихся мировыми лидерами в этой отрасли. Мы планомерно идем к завершению строительства и открытию современной детской больницы.
Но несколько недель назад правительство поручило нам начать сотрудничество с представителями австрийской компании VAMED. Мы уже провели несколько встреч, вместе посетили возводимый объект, познакомили их с ходом строительства и необходимой документацией, чтобы их специалисты могли уточнить свои предложения. На сегодняшний день конкретных ответов, чем именно нам может помочь эта компания, мы не услышали. И договорных отношений VAMED с заказчиком строительства или с застройщиком не существует, а следовательно, участие компании в проекте пока не определено.
«ФАКТЫ» обратились и к представителю компании VAMED, чтобы выяснить, действительно ли теперь это предприятие будет закупать оборудование для «Охматдета». Нас попросили связаться с юристом компании: «Только она знает, как правильно ответить на ваш вопрос». Увы, юрист оказалась в командировке. Пока материал готовился к печати, получить комментарии нам так и не удалось…