Происшествия

В первый день поста хозяйки перемывали всю посуду и пекли пресные коржики, а мужчины полоскали рот горилкой, чтобы в зубах не осталось ни крошки творога

0:00 — 28 февраля 2009 eye 932

С понедельника начинается самый суровый и длительный пост — Великий

В понедельник (2 марта) у православных и греко-католиков начнется самый строгий и продолжительный в году пост — Великий. Семь недель до Пасхи (в этом году — 19 апреля) верующие люди проведут в молитве и покаянии, воздерживаясь от пищи животного происхождения, а также от участия в развлекательных мероприятиях.

Ограничивать себя всегда было сложно, а потому за неделю до Великого поста люди гуляли Масленицу. Православные ходили в гости, катались на санях, а главное — наедались жирными варениками и блинами с разнообразными вкусными начинками. Завтра последний день Сырной недели — Прощеное воскресенье.

Люди набожные и монахи в первые три дня поста старались вообще не есть, а силы поддерживали святой водой

В Прощеное воскресенье обязательно старались помириться с родными и соседями, чтобы во время поста обиды не мешали душе очищаться. А еще в последний день Масленицы поминали умерших — для душ усопших хозяйки готовили вареники и ритуальное коливо, которое в западных регионах Украины называли «страшною кутею». Эти блюда оставляли на ночь на столе, полагая, что заступничество предков ускорит приход весны.

Первый день Великого поста — он назывался «Жилавий понедiлок» — женщины начинали с хлопот по хозяйству. Главная задача — отмыть от скоромного всю посуду. Наверное, поэтому в центральных областях Украины понедельник именовали еще и Чистым. В домах наводили порядок, люди мылись и надевали новые сорочки. А на Черкасщине в этот день следили за погодой и говорили: «Якщо у Чистий понедiлок погода ясна, то й пшениця вродить рясна!»

Кроме того, в понедельник хозяйки пекли пресные коржики на воде — «жиляники». Существовало поверье, что эти коржики придают постящимся силы, делают их жилистыми и стойкими. Пока жены стряпали, мужья отправлялись в гости к родственникам или кумовьям справлять мужским кругом «полоскозуб» — полоскать рот горилкой, чтобы в зубах не осталось ни крошки творога. Люди верили, что такой обряд защитит их от чертей, которые якобы придут и заберут творог вместе с зубами. А еще «полоскозуб» помогал облегчить переход к постному меню, ведь выплюнув горилку (пить спиртное уже не разрешалось), мужчины ели пресные коржики-»жиляники» и картофель, сваренный в мундире, приговаривая: «Не завжди котовi Масляна». «Жиляниками» в понедельник и обедали, и ужинали, смазывая их для разнообразия хреном. Люди набожные и монахи в первые три дня поста старались вообще не есть, а силы поддерживали святой водой. И несмотря на суровый пост, все радовались: «Дiло вже йде до Великодня».

Законы Великого поста распространялись даже на детей. Малышей лишали сладостей и развлечений. Остальные отказывались от мяса, рыбы, яиц.

В Карпатах особенно стойко постились пастухи, поскольку в горах бытовало поверье, что у овчара, который оскоромится, волки утащат всех овец или же на выгоне скотину убьет громом.

В народе верили: если на Крестопоклонной неделе в ночь со среды на четверг выйти на улицу, можно услышать, как пост переламывается

В некоторые дни (среда, пятница, а также первая и последняя недели поста) не разрешается есть пищу горячую и приготовленную на растительном масле — это называется сухоядение. Православные вкушают хлеб, соленья, сырые овощи и фрукты, орехи и семечки… В остальные дни рацион состоит в основном из каш, блюд из картофеля, фасоли, грибов и капусты, постных супов и борщей.

Рыбу в Великий пост позволяется есть только в большие праздники — Благовещение и Вербное воскресенье. В Лазареву субботу к столу подают икру. Современные православные приспособились разнообразить свое меню в субботу и воскресенье кальмарами, креветками, мидиями, улитками и прочими нерыбными продуктами моря. Правда, учитывая нынешнюю сложную финансовую ситуацию, далеко не всем верующим такие деликатесы по карману. А потому для экономии большинству придется налегать на овощи и каши.

Кстати о кашах, в старину в селах их готовили не только из круп, но и из муки. Назывались такие блюда «соломаха» и «лемiшка». А еще делали квашу. В печи запаривали три вида муки (ржаную, пшеничную и гречневую). В массу, похожую на кисель, добавляли солод и ждали, пока начнет бродить. Хозяйка следила, чтобы кисель не перекис, и в определенный момент ставила его варить. Кваша приобретала приятный кисло-сладкий вкус и считалась лакомством, поэтому ее не готовили в первую и последнюю недели поста. А на Полтавщине говорили: «Не пар на перший тиждень квашi, бо корова загрузне на болотi».

Послабление в пост дается пожилым и больным людям, беременным женщинам и кормящим матерям. Но и они должны отказываться от мяса, отдавая предпочтение рыбе. Воины, путешественники и заключенные не имеют возможности выбирать, что им есть, поэтому не всегда говеют по церковным канонам.

На Великий пост выпадают три Родительские субботы — поминальные дни, когда нужно сходить в церковь и отстоять службу за упокоение душ усопших родственников. Собираясь в храм, берут с собой хлеб, постное масло, крупы, варенье, сухофрукты… После службы эти продукты раздают нуждающимся прихожанам. На Херсонщине этот обычай назывался «давати мисочку».

На третьей неделе поста — Крестопоклонной — хозяйки выпекают особое печенье, «хрести», с маком и медом, которое мужчины берут с собой на поле во время первого сева. Это середина поста, поэтому в народе верили, что если ночью со среды на четверг выйти на улицу, обязательно услышишь треск — пост переламывается.

Особняком стоит выпадающий на пост праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — 7 апреля. По традиции в этот день можно не только есть рыбные блюда, но и выпить немного вина. Работать на Благовещение не полагалось — «даже птица гнезда не вьет». Исключение делали только для посадки капусты на рассаду.

А на шестой неделе отмечают день воскресения праведного Лазаря — Лазареву субботу. Когда-то празднику особенно радовалась детвора. Ребятишки шли в церковь на вечернюю службу и несли на освящение веточки вербы. По дороге выясняли, у кого ветка длиннее. Ведь ее обладатель будет самым счастливым.

После Вербного воскресенья верующим остается провести в покаянии и молитве Страстную неделю и с чистым сердцем встречать Светлое Христово Воскресение.

КАРТОФЕЛЬ, ТУШЕННЫЙ С ЧЕРНОСЛИВОМ И ИЗЮМОМ

Для приготовления понадобится: картофель — 1 кг, чернослив — 200 г, изюм — 50 г, масло растительное — 50 г.

Очищенный картофель нарезают крупными кубиками (или дольками). Изюм и чернослив хорошо промывают. Все это кладут в кастрюлю, заливают горячей водой и тушат до полуготовности. Затем добавляют растительное масло, смешанное с мукой и солью. Перемешивают. Продолжают тушить до готовности. Перед подачей на стол посыпать зеленью.

ИКРА ГРИБНАЯ

Для приготовления понадобится: 300 г сушеных грибов, 3-4 головки репчатого лука, 0,5 стакана растительного масла, соль, сахар, уксус, чеснок.

Грибы замочить на 2-4 часа, поставить варить в небольшом количестве воды. Вынуть грибы из отвара, пропустить их через мясорубку, соединить с отваром и тушить, пока не испарится лишняя влага. Прибавить к грибам мелко нарезанный и обжаренный лук, сахар и уксус, охладить и заправить измельченным чесноком.