В Украине появились «собачьи мошенники», которые вымогают у хозяев пропавших животных деньги, обещая после этого вернуть домашнего питомца
— Своего стаффордширского терьера Геру я всегда выгуливала без поводка, — рассказывает «ФАКТАМ» киевлянка Екатерина Бобрусь. — Собака очень послушная и смышленая. Бывало, увидит кошку, сорвется с места, побежит за ней. Правда, тут же возвращается: Гера хорошо знала дорогу домой. Но недавно она погналась за кошкой и, видимо, забежала так далеко, что заблудилась. Я искала собаку с четырех часов вечера до двенадцати ночи — безрезультатно. С самого утра начала расклеивать объявления по всем Теремкам. В объявлении была фотография Геры, указан мой телефон и написано, что нашедший животное получит вознаграждение. Вечером решила дать еще объявления о пропаже Геры в социальных сетях и на сайтах объявлений в рубрике «Пропала/найдена собака». Параллельно я звонила в несколько приютов, куда привозят потерянных породистых животных. Звонила даже на бородянскую живодерню — там, знаю, животных держат пять дней. Если приезжают хозяева, с них требуют пятьсот гривен. Если нет — собак убивают. К счастью, в Бородянке Геры не было.
Вскоре после того, как Екатерина опубликовала объявление в интернете, ей позвонили. Судя по неестественно низкому голосу и заторможенной, местами бессвязной речи, собеседником девушки был наркоман.
— Он сразу стал говорить мне «ты», не представился, не поздоровался, — возмущается Екатерина. — Разговор начал со странной фразы: «Слышь, тебе мои друзья уже звонили?» Я вообще не поняла, о чем речь. Тогда мужчина попытался собраться с мыслями и объяснить. Мол, у его друзей находится моя собака. Я должна скинуть на счет, который они укажут, двести гривен, и Геру мне вернут. Обещали, что собаку привяжут к какому-то дереву, а мне укажут точное место. Я сразу заподозрила, что тут что-то нечисто. Тем более что описать собаку подробно мой собеседник не мог. «Да ваша, ваша собака, че вы переживаете? Рыжая, как на фотографии». Я твердо сказала: пока не увижу Геру, денег не дам. «Ну так я ее повезу в село, и вы никогда больше ее не увидите, — рассвирепел вымогатель. — Посажу на цепь и буду делать все, что хочу». В сердцах я бросила трубку. Через пять минут позвонил еще один мужчина. Тоже хотел денег наперед. Действовал не угрозами, а уговорами: мол, собачка в порядке, его друг-ветеринар ее осматривал, она здорова. «При чем тут это? — не выдержала я. — Я и так знаю, что она здорова. Мне надо увидеть животное!» Вымогатель отсоединился. Прошло еще десять минут, и раздался третий звонок. На этот раз со мной разговаривал очень дружелюбный и милый мужчина. Представился Владимиром, водителем такси. Сказал, что мою собаку нашли люди, гулявшие по Голосеевскому парку (это действительно недалеко от меня). Отдали ему вместе с моим номером телефона. Он говорил так спокойно и убедительно, что я поверила! Тем более после того, как Володя сказал, что сам привезет Геру к нам. Он предложил встретиться возле ближайшего торгового центра через пятнадцать минут.
На встречу с «таксистом» Екатерина летела, как на крыльях. Наконец-то нашелся порядочный отзывчивый человек, который согласился вернуть ей любимицу! Но следующий его звонок поверг девушку в шок: «Я уже здесь, возле торгового центра. Сижу в машине. Ищите там банкомат и переводите деньги на мой счет, — заявил Владимир. — Иначе никакой собаки не увидите».
— У меня руки опустились, — вздыхает Екатерина. — Опять мошенник! Я твердо сказала, что ничего платить не буду. И тогда «добрый» Володя сразу преобразился: «Ваша Гера сидит у меня в багажнике, в мешке. Вам что, ее не жалко? Нет? Ну тогда я сейчас пойду и сделаю ей очень больно. Если не хотите, быстро платите деньги. А нет— до свиданья». После этого случая я уже не верила, что найду собаку. Но случилось чудо. На третий день после ее пропажи позвонил украиноязычный мужчина, подробно расспросил о том, какой ошейник на собаке, какого цвета лапы и уши, после чего сказал приходить забирать животное… на автозаправку. Оказывается, потерявшись, Гера забрела туда. Заправщики ее накормили и взяли жить к себе в вагончик. Когда мне навстречу из вагончика выскочила довольная сытая Гера, начала прыгать и облизывать меня, эти ребята стояли и едва не плакали. Они очень полюбили ее, кормили вкусненьким, баловали. От кого-то узнали, что пса разыскивает хозяйка, и позвонили. Самое интересное, что заправщики наотрез отказались брать у меня деньги. Конечно, я была счастлива, что моя любимица нашлась. В милицию не стала обращаться — кто там будет заниматься какими-то собаками? Зато в интернете рассказала о вымогателях и выложила номера их телефонов. Может, это убережет тех, кому негодяи будут звонить после меня.
— Я вообще не подозревала, что есть люди, которые наживаются на беде других таким гнусным и циничным образом, — возмущается жительница Луганска Кристина Олейникова.— Для меня, например, мой хорек был не игрушкой, а очень дорогим существом, полноценным членом семьи. Муж целый день на работе, я — на поздних сроках беременности, сижу дома одна. Хорек Тоша — единственный, с кем я общалась, за кем ухаживала, кого ласкала. Тоша все время был рядом со мной, мы даже спали в одной кровати. В тот день я уехала в районный центр погостить у мамы. Муж пришел с работы, забыл закрыть за собой дверь, и хорек убежал. Узнав об этом, я рыдала так, что никто не мог меня успокоить. Супруг сразу дал объявление, указав мой номер телефона. Я готова была заплатить за Тошу его полную стоимость (в зоомагазине такие хорьки стоят до полутора тысяч гривен). На следующий день позвонил мужчина и сказал, что нашел Тошу.
От радости я забросала его вопросами, в которых незаметно для самой себя выболтала всю информацию. «А где вы его нашли? Наверное, в парке? Возле десятого садика? Мы живем там рядом. Вы моего мужа, наверное, знаете. Он тут тоже неподалеку работает». Сказала я и то, что забрать хорька не смогу — меня нет в городе, а ехать издалека мне сложно, потому что я в положении. Тогда мошенник стал звонить мужу. Сказал, что вернет хорька вечером, после работы, но двести гривен на карточку ему нужно сбросить прямо сейчас. Муж сказал, что отдаст деньги при встрече. Тогда аферист стал втираться к нему в доверие: «Да я тебя знаю, ты здесь рядом работаешь, живешь возле десятого садика. Мы соседи. Что ж ты думаешь, я своего соседа обману? Переведи деньги, я тебе отдам хорька. Или тебе жену беременную не жалко?» Была бы я на месте мужа, сделала бы все, что просил вымогатель, просто из страха за Тошу. Но у супруга хватило ума понять, что его пытаются «развести». Мошенник остался ни с чем. Позже мы узнали, что нашего любимца уже нет в живых— Тошу разорвали собаки в соседнем дворе в первую же ночь. Это, конечно, горе и для меня, и для супруга. Но ведь ужасно и то, что на нашей беде пытались нажиться подонки, у которых нет ничего святого: их не остановило даже то, что они шантажируют беременную женщину! Позже прочитала в интернете, что в последнее время этот вид мошенничества — повальный. Как только выходит новое объявление о пропаже животного, хозяину тут же начинают звонить аферисты. И главное, с одних и тех же телефонов.
Мошенники действительно не боятся звонить своим жертвам, не меняя номеров телефонов. Как будто они знают: хозяева потерянных собак не будут писать заявления в милицию независимо от того, заплатили они вымогателям деньги или нет. Некоторые телефоны, правда, бывают временно недоступными — они включаются только на время разговора с хозяевами животных. Но остальные активны. Журналисту телеканала СТБ удалось дозвониться до одного из аферистов и рассказать выдуманную историю о потерянной таксе.
— Да, ваша собака у меня, — ответил проходимец. — Пожалейте ее, забирайте поскорее. Давайте сделаем так: 100 гривен переведете на указанный номер и после этого его же и наберете. Я вам скажу, куда подъехать забрать собаку. Все нормально с ней, вообще умница она. Только аппетита нет. Может, из-за того, что скучает по родным, — закончил он.
— Очень жаль, что пострадавшие от мошенничества, вымогательства и шантажа, касающегося пропавших животных, редко обращаются с заявлениями в милицию, — прокомментировала ситуацию начальник пресс-службы главного управления МВД Киева Ольга Билык. — У нас есть возможность вычислить злоумышленников, промышляющих таким образом, и обезвредить их. Тем более если они не меняют телефонные номера. Часто у людей пропадают породистые животные, которые очень дорого стоят. Соответственно, мошенники выманивают у хозяев крупные суммы, а в результате те остаются и без животного, и без денег. Но даже в этом случае не обращаются в правоохранительные органы, хотя их заявление и последующее расследование помогло бы не только наказать преступников, но и предотвратить подобные случаи в будущем.
Милиция предостерегает: о чем бы ни шла речь — о попавших в беду родственниках или пропавших животных, — ни в коем случае не перечисляйте деньги на карточки, не сообщайте своих кодов, не пополняйте телефоны вымогателям. Ведь очевидно, что человек, у которого на самом деле находится ваш домашний любимец, обязательно предъявит вам хотя бы фотографию животного. А скорее всего — просто его вернет.
Чтобы собака не потерялась, выгуливайте ее на поводке. На случай, если поводок порвется и собака убежит, к ее ошейнику прикрепите жетон с вашим номером телефона и именем. Если же сбежавший питомец не возвращается, разумнее всего обратиться в приюты для животных. Прохожие, которым небезразлична судьба потерянных животных, свозят туда найденных на улице собак, кошек, хорьков и морских свинок. Сотрудники приютов выставляют фотографии и описания «потеряшек» в социальные сети, расклеивают объявления, и хозяева животных в конце концов обязательно находятся.