38-летний турецкий бизнесмен Ибрагим Кандемир, впервые прилетев в Полтаву на свидание к девушке, нашел здесь сразу два социальных объекта, над которыми взял шефство
Четырехлетний Гриша, которому еще трудно дается четкое произношение, прильнул к Ибрагиму и, светясь от счастья, залепетал: «Мы очень ждали гостей! Я знал, что вы будете таким добрым и хорошим!» Гостю из Турции ничего не нужно было переводить. Ибрагим Кандемир чувствует детей сердцем. «Очень симпатичный мальчик!» — говорит он по-английски, с улыбкой обнимая ребенка. И Грише все понятно без перевода: этот чужой человек, иностранец, которого он впервые видит, любит его и восхищается им.
В тот день у воспитанников Полтавского областного учебно-реабилитационного центра был настоящий праздник. С помощью воспитателей они готовили для зарубежного гостя пирожки с яблоками. Веселились от души, когда учили турка лепить тесто! Да и взрослый мужчина вел себя как мальчишка: ставил на носиках детворы отметины из муки и заразительно смеялся. Правда, и сам оказался весь в муке.
А перед этим ребятню пригласили в кабинет директора, где их ждали подарки, привезенные из Турции: красивые спортивные костюмы и кроссовки им в тон. Для мальчиков — серые, для девочек — розовые. Благотворитель — 38-летний бизнесмен из Стамбула Ибрагим Кандемир — помогал примерить обувь некоторым детишкам и радовался, что обновки сидят так хорошо. «Супер! Супер!» — восхищенно приговаривал он.
*Во время игры с детьми солидный бизнесмен превратился в шаловливого мальчишку (фото автора)
— Я ждал этого момента два месяца, — говорит Ибрагим Кандемир. — Хотелось самому посмотреть в счастливые детские глаза. С этим ничто не может сравниться! Я очень люблю радовать детей…
У себя на родине Ибрагим пять лет назад открыл два социальных учреждения для детей с особыми потребностями, где они находятся до 18 лет, постепенно адаптируясь к жизни. Кроме того, бизнесмен уже более 20 лет возглавляет медицинскую компанию по изготовлению неврологического оборудования. Именно знание проблем, с которыми ежедневно сталкиваются маленькие инвалиды и их родители, подтолкнуло Ибрагима Кандемира, отца двух дочерей, к созданию специализированных заведений, которые работают в рамках правительственной программы — ежемесячно на каждого ребенка государство выделяет по 200 долларов в месяц. Этого вполне хватает на нужды воспитанников. Но Ибрагиму доставляет удовольствие и самому баловать деток какими-то подарками.
— Как вы оказались в Полтаве и почему решили стать спонсором здешнего учебно-реабилитационного центра?
— Мы — мусульмане, христиане, иудеи, люди разных вероисповеданий и национальностей — живем на одной планете, и над нами есть только один Бог, — по-философски отвечает Ибрагим. — Нельзя делить детей на своих и чужих… А в Полтаве у меня живет девушка Оля, которая недавно получила диплом финансиста местного университета экономики и торговли. Мы познакомились через интернет, и когда в июле этого года я впервые к ней приехал, решили, что будем вместе заниматься благотворительностью.
— Вообще-то, Ибрагим сначала влюбился в Полтаву, а потом уже в меня, — смеется невеста Ибрагима Ольга. — Три года назад он принимал участие в международном медицинском симпозиуме в Харькове и имел возможность попутешествовать по Украине. Ему очень понравился наш чистый уютный город и его жители. Наверное, поэтому и произошла наша встреча.
Влюбленные рассказывают, что об областном учебно-реабилитационном центре они случайно узнали от таксиста. Ибрагим спросил, не знает ли водитель какое-либо детское заведение в городе, которому требуется помощь, и тот привез их на улицу Героев Сталинграда, 16.
— Были летние каникулы, поэтому воспитанники разъехались из центра, который мне сразу показался по-домашнему приветливым, — вспоминает Ибрагим Кандемир. — В тот раз я передал директору учреждения ноутбук и мультимедийную приставку — сейчас педагоги используют их в учебном процессе. Но мне хотелось встретиться с детками, чтобы увидеть, как они радуются подаркам. Попросил заместителя директора Наталью Резник составить список необходимых для ребят вещей. Она очень скрупулезно подошла к делу — выслала размеры обуви и одежды на тридцать человек. Через пару месяцев планирую снова приехать в Полтаву с подарками. Скорее всего, это будут развивающие игрушки.
Турецкий бизнесмен не называет сумму, которую он потратил на маленьких полтавчан (Ибрагим передал также массажное кресло еще одному специализированному детскому заведению, с которым и дальше планирует сотрудничать). Говорит, детскую радость не измерить никакими деньгами на свете.
Сначала он не хотел, чтобы о его поступке писала пресса. А потом согласился побеседовать.
— Возможно, моему примеру последуют украинские предприниматели, — объясняет Ибрагим. — Если они проведут с этими детьми какое-то время, то, уверен, испытают настоящее счастье.
— Поступок Ибрагима Кандемира напомнил мне о другом благотворителе — гражданине Германии Вилли, фамилию уже не вспомню, — говорит директор учебно-воспитательного центра Любовь Сичкарь. — Он, будучи в преклонном возрасте, ездил по миру, развозил гуманитарную помощь для детей. Вилли уже несколько лет нет в живых, а игрушками, мебелью, посудой, которую он передал нам, пользуемся до сих пор… Благотворитель приезжал к нам раз в полгода. И глухие дети, выбегая ему навстречу, показывали на свою одежду: «Это ты нам привез! Помнишь?»
Мне везет в жизни на добрых людей. Это сейчас в нашем центре есть все — государство обеспечивает. А в 1996 году, когда я только стала директором специализированного детского садика для глухих и слабослышащих детей (потом его реорганизовали в центр ранней социальной реабилитации инвалидов, а четыре года назад — в областной учебно-воспитательный центр), в стране практически все было дефицитом. У нас не имелось даже сменного белья. Помню, мне приходилось просить бизнесменов выделить хотя бы мешок крупы или сахара. Сама тогда выглядела измученной — весила 45 килограммов, под глазами темные круги… Первый предприниматель, к которому я пошла с «протянутой рукой», посмотрев на меня, иронично заметил: «Если в садике такой худой директор, то какие же там дети?» До поры до времени я «эксплуатировала» свой образ — несчастной женщине невозможно было отказать. Зато дети получали полноценное питание.
А другой бизнесмен пожелал посмотреть, в каких условиях находятся воспитанники, коль директор вынуждена «попрошайничать». Пригласила спонсора в садик, и он не смог скрыть разочарования: «Я думал, здесь все рушится, а тут, как дома, уютно и ухоженно». «Значит, я правильно использую спонсорские деньги», — заметила в ответ. «Тогда и дальше можете рассчитывать на мою поддержку», — заверил бизнесмен.
Лишь однажды меня упрекнули: «И вам не стыдно просить?» Директор фирмы, который задал этот вопрос, был совсем молодой. Я кратко объяснила, что помощь нужна не мне, а детям-инвалидам. Он понял, извинился и распорядился выделить десять банок краски. А потом еще не раз выручал материально.
Но со временем благотворительность сошла на нет. Наверное, все стали жить более благополучно, да и государство стало лучше финансировать социальные учреждения. У центра сегодня остался только один верный помощник. Это бизнес-леди, полтавчанка, которая не забывает на все праздники делать подарки обездоленным деткам. Она же привозит то мебель, то бытовую технику, то посуду, то ковры. Единственное, о чем просит, — нигде не называть ее фамилию. Говорит, помогает по велению души.
…Маленький Гриша, забравшись на колени к Ибрагиму Кандемиру, просит: «Приезжайте еще, мы за вами будем очень скучать!» К сожалению, не все воспитанники могут произнести то, что чувствуют — в центре находятся в основном детки с тяжелыми дефектами развития. И далеко не каждый взрослый может полюбить их такими, какие они есть. Ибрагим полюбил еще до того, как увидел. Поэтому обещает, что обязательно вернется — на пирожки.