В Днепропетровске представители ракетно-космической отрасли Украины и России почтили память выдающегося конструктора ракетно-космической техники, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий Владимира Уткина. 17 октября ему исполнилось бы 90 лет
В Украине его имя и сегодня знают немногие. А в 70—80-е годы, на которые пришелся расцвет конструкторского таланта Владимира Федоровича Уткина, в Днепропетровске, где он создавал самые мощные в мире стратегические ракеты, его работа была строжайшим образом засекречена. Конечно, генеральный конструктор секретного КБ «Южное» был человеком публичным: избирался членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, но редко появлялся на людях с двумя Звездами Героя Соцтруда и шестью орденами Ленина на лацкане пиджака. И не только из скромности. Во времена гонки вооружений, когда мирное равновесие обеспечивала только военная мощь государства, идеи и наработки Уткина были настолько уникальными, что их приходилось охранять как зеницу ока. Не только «Южмаш» и КБ «Южное», где разрабатывали и производили ракетные комплексы стратегического назначения, но даже город Днепропетровск был закрыт для въезда посторонних людей. А указы о награждении ракетчиков не публиковались в прессе.
На состоявшемся 17 октября торжественном заседании научно-технического совета Государственного предприятия КБ «Южное», посвященном 90-летию со дня рождения Владимира Уткина, возможно, впервые за все годы о конструкторе говорили так много и открыто. Коллеги и соратники подчеркивали, что вклад Владимира Федоровича в ракетно-космическую отрасль еще предстоит оценить по достоинству, тем более что его разработки до сих пор охраняют наши рубежи.
— В 80-е годы была поставлена задача коренного перевооружения ракетных войск стратегического назначения, — рассказал генерал-лейтенант, Герой России, начальник Главного управления ракетного вооружения РВСН России Владимир Болысов. — И за короткое время был создан уникальный ракетный комплекс «Воевода», который в Америке прозвали «Сатаной» (SS-18), а также «Молодец» — ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования. Этот специально сконструированный железнодорожный состав мог нанести удар по противнику из любой точки Советского Союза. Многие ракеты Уткина вот уже тридцать лет стоят на вооружении в России, и изобрести что-либо более совершенное просто невозможно. В те годы именно благодаря этой мощи удалось сохранить мир на планете.
Ученик и продолжатель дела выдающегося конструктора Михаила Янгеля, Владимир Уткин почти сорок лет жизни отдал работе в КБ «Южное». Председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев напомнил слова министра машиностроения СССР Сергея Афанасьева: «Да ему только за SS-18 памятник надо поставить». Но в том-то и состояла гениальность Уткина, что гонка вооружений прошла, а его творения продолжают служить человечеству. Стратегическая ракета РС-20 стала ракетоносителем «Днепр». Экологически чистый «Зенит», разработанный Уткиным, выводит сегодня на орбиту мирные спутники и с морской платформы, и с наземных космодромов. По мнению Юрия Алексеева, действительно, пришла пора поставить Уткину памятник в Днепропетровске, чтобы об этом человеке узнали и в Украине. Кстати, в России и премию имени Владимира Уткина в области науки и техники присуждают.
— Он научил Украину летать в космос и вывел страну на такую орбиту, куда в те годы добирались только избранные государства, — подчеркнул Президент Украины (1994—2005 гг.) Леонид Кучма, длительное время работавший с Владимиром Уткиным. — Но сегодняшнее состояние ракетно-космической отрасли не внушает мне оптимизма. Говорят, что нельзя разучиться плавать и ездить на велосипеде. А вот летать можно и разучиться, ведь сейчас все больше стран выходят на космические орбиты и претендуют на первенство в освоении космоса. Мне бы хотелось, чтобы на столетии Уткина мы были уверены, что он был бы доволен достижениями Украины.
В рамках торжественного заседания состоялась также презентация книги о Владимире Уткине «Звезды генерального конструктора». Биография и творческий путь академика составили почти семьсот страниц увесистого тома, изданного его соратниками по КБ «Южное».