Мир

«В Италии любой человек может получить информацию о доходах учредителей общества с ограниченной ответственностью»

6:30 — 30 октября 2013 eye 9378

«ФАКТЫ» продолжают рассказывать о том, как открыть свое дело за границей

В конце ноября на саммите «Восточного партнерства», который пройдет в Вильнюсе, наша страна планирует подписать Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС. Среди положений документа есть и такие, которые могут упростить деятельность украинских предпринимателей за рубежом. Так, отечественные компании смогут открывать в Евросоюзе свои представительства, а условия их работы ничем не будут отличаться от тех, по которым работают местные бизнесмены. Кроме того, сотрудники-украинцы получат право работать в филиалах до трех лет. Впрочем, останутся и некоторые ограничения. В частности, в список сфер, разрешенных для ведения предпринимательской деятельности нерезидентов, не попали сухопутные и морские перевозки. Пока одни украинские компании только собираются знакомиться с европейскими правилами ведения бизнеса, другие наши соотечественники давным-давно освоили этот рынок, открыв за границей собственное дело.

«Многие спорные бизнес-вопросы предприниматель может решить… по знакомству»

Валерия Пиффари приехала с мужем в Италию еще в 1987 году. Первое время работала по найму: секретарем, переводчиком, менеджером. А поднабравшись опыта, организовала собственный бизнес — консалтинговую компанию Trade & Consulting sas. Помимо предоставления консультационных услуг клиентам, желающим получить вид на жительство, и помощи предпринимателям, задумавшим учредить компанию в Италии, бизнес-леди создала крупнейший портал о стране — «Италия по-русски». На сегодняшний день Валерия Пиффари является одним из лучших русскоговорящих специалистов по итальянскому иммиграционному праву.

— Когда мы только приехали в Италию, наших здесь практически не было, и человек со знанием русского и итальянского языков ценился на вес золота, — вспоминает Валерия Пиффари. — Ведь как раз тогда многие итальянские предприятия начинали выходить на открывающийся советский рынок. Бизнесменам требовалась соответствующая документация и ее сопровождение на русском языке. Поработав в этой области некоторое время, я узнала столько ценной информации, что научилась не только хорошо разбираться в сложностях итальянского законодательства, но и решать довольно сложные проблемы. Так родилась моя компания, специализирующаяся на бизнес-консалтинге. Это наиболее сложная сфера деятельности. Ведь если за границей работаешь по найму, то все твои проблемы решает работодатель, а перед предпринимателями стоит более сложная задача — адаптироваться не только к местному законодательству, но и к жизненным реалиям.

— Неужели людей, занимавшихся бизнесом в постсоветских странах, еще можно чем-то удивить?

— Местные условия отличаются как от постсоветских, так и от европейских. Многие проблемы, которые, скажем, в России или Украине можно уладить за деньги, в Италии решаются… по знакомству (raccomandazione). Таким способом тут можно устроиться на работу даже в правительство. Взятки, конечно, тоже дают, их форма и размер зависят от сложности вопроса, положения чиновника и просителя. Разумеется, от незнакомого человека деньги никто и никогда не возьмет. Но это одна сторона дела. Второй момент связан с тем, что итальянские учреждения хоть и работают по букве закона, но часто трактуют ее довольно свободно. Именно этим объясняется различие в требованиях, которые вам могут предъявить по одному и тому же вопросу в различных учреждениях. Например, в двух разных муниципалитетах для прописки затребуют схожий, но все же не одинаковый пакет документов. Чтобы заставить «вольнотрактовщиков» соблюдать ваши права и делать так, как это на самом деле предписано законом, нужно не только хорошо владеть итальянским языком, но и знать законодательство. Поэтому я могла бы дать предпринимателям, планирующим организовать свой бизнес в Италии, совет: первые года два пользоваться услугами специалистов.

— Сложно ли иностранцам начать свое дело в Италии?

— Учреждать компании нерезиденты могут только в том случае, если находятся в стране легально: либо с визой, в том числе и туристической, либо с видом на жительство. Наиболее распространенные юридические формы предприятия — это индивидуальное предпринимательство (impresa individuale или ditta individuale), хозяйственные товарищества (SNC, SAS) и общества (SRL, SPA). Самая простая форма — индивидуальное предприятие с одним учредителем, упрощенными бухгалтерией и системой налогообложения. Есть, правда, одно но: такую компанию в Италии можно зарегистрировать только при наличии вида на жительство.

Нерезиденты могут создавать коммерческие организации типа хозяйственных товариществ и обществ. В первых субъектами права являются учредители, а во вторых — сама компания. Товарищество — самая распространенная юридическая форма предприятия в Италии. Она больше подходит для компаний семейного типа, имеющих менее десяти работников, и для малых предприятий, у которых годовой оборот не превышает 10 миллионов евро. Создание таких форм обходится недорого и выгодно во всех аспектах: от стоимости нотариальных услуг до упрощенных налогообложения и бухгалтерии.

А вот создавать в Италии общество с ограниченной ответственностью (SRL) начинающим предпринимателям я бы не рекомендовала. И организация, и содержание такого бизнеса обходятся очень дорого. Как в бухгалтерском обслуживании, так и при уплате налогов. Такую форму имеет смысл выбирать только для средних и крупных предприятий, имеющих до 250 работников и годовой оборот от 10 до 50 миллионов евро. Кроме того, у SRL абсолютно прозрачная бухгалтерия: доходы учредителей, доли участников и протоколы заседаний может получить любой человек, сделав запрос в Торговую палату. Для сравнения: это совершенно невозможно, если форма предприятия — товарищество. Эти две формы предпринимательства существенно отличаются и по системе налогообложения: у обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ она более сложна. С доходов, полученных в Италии, нерезиденты платят такие же налоги, как и резиденты.

«Право на покупку лицензии в Италии имеют исключительно резиденты»

— Обязательно ли нанимать в фирму местный персонал или же брать в соучредители бизнесмена-итальянца?

— Итальянское законодательство не содержит таких требований по трудоустройству. Более того, привлечение местного специалиста влечет за собой серьезные расходы. Кроме уплаты социального (INPS) и других налогов, необходим дополнительный сотрудник (consulente del lavoro), который, помимо расчетного листа, будет заполнять на специалиста все декларации. Уволить же наемного работника в Италии очень сложно, процедура может затянуться вплоть до разбирательства в суде.

Что же касается местного компаньона, то это необязательно. Впрочем, тем, кто собирается заниматься лицензированной деятельностью, без партнера-итальянца не обойтись. Это, например, необходимо при покупке ресторанного бизнеса. Дело в том, что хотя лицензия приобретается на предприятие, получить ее можно лишь при условии, что там работает резидент, у которого есть определенные реквизиты, дающие право на ее покупку.

— Является ли наличие офиса обязательным условием для начала бизнеса?

— Без юридического адреса в Италии не может быть зарегистрирована ни одна компания. Как правило, это место непосредственной работы компании, и только крупные фирмы часто регистрируются по местонахождению администрации. Самостоятельно зарегистрировать предприятие в Италии могут только индивидуальные предприниматели. Остальными формами хозяйственной деятельности занимаются нотариусы. Общества и товарищества регистрируются не только в Торговой палате, но и в других государственных органах. Поэтому без услуг специалистов, в частности, бухгалтера (commercialista) не обойтись даже тем, кто хорошо знает язык. Процедура регистрации компании длится около трех недель. После ее завершения фирме выдается сертификат Торговой палаты о регистрации и присваивается налоговый номер. Для организации своего дела в Италии наши соотечественники чаще всего создают компании по оптовой и розничной торговле, а более обеспеченные вкладывают деньги в ресторанный и гостиничный бизнес. Не обходят вниманием и сферу услуг — их спектр в Италии совсем невелик. Поэтому кроме переводчиков, русскоязычных гидов и сопровождающих в шопинг-турах, пользуются спросом и частные преподаватели различных дисциплин, особенно для детей, клининговые компании и так далее.

— Как часто бизнесменов проверяют контролирующие органы?

— Первое время проверок обычно не бывает. Если, конечно, за компанией не числятся явные нарушения. Чаще всего контролируют фирмы, работающие с пищевыми продуктами: бары, рестораны. Их нередко посещает местная санитарная служба. Повышенное внимание уделяют и компаниям, имеющим наемный персонал. Их проверяет местный инспекторат труда. Проверка, как правило, бывает внезапной, и заранее узнать о приходе комиссии невозможно. В компанию может наведаться также налоговая инспекция, но она, как правило, проверяет бухгалтерию — у того коммерчалиста, который обслуживает фирму.

— Есть ли какие-то преимущества у бизнесменов-иностранцев?

— Им проще получить вид на жительство при условии, что фирма постоянно приносит хорошую прибыль и с нее платятся все налоги. Но, с учетом моего опыта, хочу сказать, что лучше сначала оформить вид на жительство, а уже потом регистрировать свое дело. Ведь бизнесменам нужно иметь возможность контролировать собственную компанию постоянно, а не периодически, изредка наведываясь в страну. А если вдруг владельцу откажут в визе? Разумеется, это не касается крупных компаний, которые открывают в Италии свои филиалы и нанимают персонал. Но эта схема совершенно не подходит маленьким предприятиям семейного типа — для них это рискованно и дорого.

Регистрация бизнеса в Испании может занять от одного часа до трех дней

А вот в Турции ситуация совершенно противоположная: иностранцу проще создать общество с ограниченной ответственностью (Limited Sirket, Ltd. Sti.). Правда, такие предприятия нерезидентам нельзя учреждать в ряде сфер. Это, в частности, банковское дело, страхование, брокерская деятельность. Для подготовки документов обычно нанимают местного администратора, а присутствие главы будущей компании потребуется лишь для прохождения некоторых процедур. Общий объем расходов на открытие бизнеса в Турции специалисты оценивают в две-три тысячи турецких лир (тысяча-полторы тысячи долларов). Процедура регистрации может длиться около месяца.

В Нидерландах год назад вступил в силу новый закон, которым существенно упростили правила создания частной компании с ограниченной ответственностью (besloten venootschap met beperkte aansprakeijkheid, bv). Согласно старым правилам, бизнесмен должен был обязательно внести на счет минимальный уставной капитал — 18 тысяч евро. При этом размер заявленного уставного капитала не мог превышать эту сумму более чем в пять раз. Для подтверждения этой операции следовало предоставить нотариусу, регистрирующему предприятие, соответствующую выписку из банка о поступлении суммы на накопительный счет.

На практике это занимало более двух недель. В течение этого времени нужно было также открыть счет на еще незарегистрированную компанию и получить соответствующую справку. Только при наличии такой справки и стандартного пакета документов нотариус регистрировал компанию, и можно было подавать документы в публичный реестр для завершения процесса регистрации, а также становиться на налоговый учет. По новому закону сумму объявленного уставного капитала устанавливают учредители. Кроме того, от предпринимателя уже не требуют справку из банка о том, что он внес на счет уставной капитал в денежной форме.

Бытует мнение, что новичкам проще всего начать собственный бизнес в Испании. Консультанты уверяют, что оформление пакета документов занимает всего… один час. Правда, процедура может затянуться, если бизнесмену нужно зарегистрировать недвижимость. Как и в Турции, в Испании всю подготовительную работу выполняет наемный администратор, услуги которого обойдутся будущему владельцу фирмы в 300—700 евро.