61-летняя Татьяна Скитецкая доказала: обрести личное счастье и открыть свое дело можно в любом возрасте и в любой точке мира
Почти каждый второй украинец, по данным опроса компании Research & Branding Group, мечтает переехать жить за границу. У желающих эмигрировать разные цели и планы, но все они объединены желанием жить лучше.
Бесспорно, лучшую жизнь приятнее и правильнее строить на родине. Но для тех, кто все же решился на этот сложный шаг, «ФАКТЫ» публикуют серию материалов о способах выехать, найти себя и справиться с трудностями жизни в чужой стране.
«Никогда не думала, что на склоне лет перееду в чужую страну и буду там заниматься любимым, приносящим доход делом», — признается пенсионерка из села Стайки Киевской области Татьяна Скитецкая. Шесть лет назад Татьяна Михайловна вышла на пенсию и… заскучала. Всю жизнь она вертелась, как белка в колесе: растила троих детей, строила дом, работала с утра до ночи. Теперь дети выросли, разъехались и редко навещали мать. В мыслях Татьяна Михайловна готовила себя к одинокой, бедной старости в родном селе, не зная, что судьба припасла для нее неожиданный сюрприз.
— Однажды старшая дочь привезла в село ноутбук, подключила интернет, — рассказывает 61-летняя Татьяна Скитецкая. — Сказала: «Мама, чтобы не скучать, осваивай компьютер». Я быстро научилась компьютерной грамоте. Зарегистрировалась в социальных сетях, нашла там одноклассников и потерявшихся в вихре жизни друзей. Все вечера проводила в интернете, общаясь со старыми и новыми знакомыми. Однажды зашла на страничку мужчины из Тбилиси. Увидела, какое холодное оружие он делает, и, не удержавшись, написала лестный комментарий. Между нами завязалась переписка.
Оказалось, Роналди Одишелидзе — известный в Грузии кузнец, мастер оружейных дел. Он в домашних условиях льет булатную сталь, а затем кует из нее необыкновенной красоты ножи, кинжалы, сабли. На лезвие наносит изящные рисунки, а рукоять и ножны изготавливает из разных пород дерева, кожи, рогов животных. Его произведения выставляются в художественных галереях Тбилиси, Франции, Италии. Незаметно мы перешли на личные темы. Роналди рассказал, что несколько лет назад развелся. Без семьи он потерял всякий интерес к жизни и, что еще хуже, вдохновение в работе.
Этот человек нравился мне все больше и больше. В нем было то, что я ценила в мужчинах: надежность, порядочность, душевная теплота. После развода я прожила одна десять лет. Поклонники были, звали замуж, но никто не пришелся по сердцу. И вдруг это неожиданное знакомство с чужестранцем! Когда Роналди пригласил меня приехать в Тбилиси, я сразу согласилась. А почему бы и нет? Ведь давно мечтала побывать в Грузии.
*"Роналди говорит, что я полностью изменила его жизнь, — смеется Татьяна Скитецкая. — Называет меня своей музой"
Личная встреча превзошла все мои ожидания. Между нами сразу возникли удивительная гармония и взаимопонимание. Роналди познакомил меня со своей родней и друзьями. Грузины очень гостеприимные, душевные, ценят традиции, родственные связи. Меня поразило, что на свадьбу, крестины или похороны съезжаются по 300—400 человек. Еще больше я удивилась, узнав, что здесь не принято запирать двери в домах. Даже на ночь. Как мне объяснили, воровство считается страшным грехом. К слову, грузины очень набожны, ходят в церковь всей семьей.
Незадолго до моего приезда Роналди перебрался в деревню Давати рядом с Тбилиси. Это красивейшее место в горах — более полутора тысяч метров над уровнем моря. Роналди перестроил там родительский дом и соорудил во дворе кузню-мастерскую. Я была только рада его переезду: в городских квартирах задыхаюсь. Привыкла к сельскому воздуху, простору, работе на земле. Не успели мы приехать, а соседи уже бегут знакомиться. Принесли замоченное мясо для шашлыка, свежеиспеченный хлеб, козий сыр, вяленую хурму… Устроили пир горой, говорили трогательные тосты, пели грузинские песни. Я чувствовала себя самой желанной гостьей.
Мы с Роналди серьезно поговорили и решили: будем жить вместе. В Украине меня ничего не держало, и я переехала в Грузию. Как настоящая украинка, первым делом бросилась наводить порядки. Привезла с родины семена чернобривцев, барвинка, мальвы, подсолнуха, петуньи. Засадила цветами весь двор, устроила альпийскую горку в украинском стиле. Соседи удивлялись: что за диковинные цветы? В Грузии таких нет. Просили поделиться семенами. Теперь по всей деревне красуются чернобривцы и мальвы. Местные хозяйки, копируя меня, соорудили на подворьях альпийские горки с барвинком. Кто ни приедет, ахает: «Не деревня, а филиал Украины в грузинских горах!»
Здешние крестьяне живут бедно. Грузинское правительство провело много важных реформ. Но все они направлены на развитие городов, организацию высокого уровня образования, создание рабочих мест для молодого поколения. В грузинских селах нет молодежи: все выехали в большие города. Остались только люди среднего возраста и старики. О них грузинские власти совершенно забыли: ни работы, ни государственных дотаций. Выживают за счет собственного хозяйства. Обрабатывают поля, держат скотину, сами пекут хлеб. В основном едят фасоль, кукурузу и молочные продукты. В магазинах почти ничего не покупают. Пенсионеры получают мизерную пенсию — сто лари, это около пятисот гривен.
Несмотря на все трудности, грузинские крестьяне умеют радоваться жизни, поддерживать друг друга. Недавно тете нашего соседа сделали тяжелую операцию, буквально вытащили с того света. Узнав об этом, жители деревни собрались за одним столом. И весь вечер благодарили Господа за добрую весть. Жизнь в грузинской деревне очень колоритная. Я впервые увидела, как свиньи гуляют по селу, будто собаки. Оказывается, хозяева их не кормят: животные находятся на вольных хлебах. Коровы, козы и барашки тоже самостоятельно щиплют травку в горах. Что интересно: вечером скотина сама возвращается во двор и устраивается на ночевку в хлеву.
Известно, что грузины пьют много вина. Но, побывав на многих застольях, я ни разу не увидела пьяного. Причина в том, что для местных жителей алкоголь — средство коммуникации. Они собираются, чтобы поговорить, обсудить дела и провозглашать бесконечные тосты. При этом вино пьют не стаканами, как у нас, а лишь отпивают из бокала. К слову, бокалы постоянно меняют — в зависимости от тоста: от маленького, изящного до огромного рога. Кроме вина, грузины употребляют чачу (виноградная водка. — Авт.) и фруктовую водку. Ее делают из груш без добавления сахара.
Местные жители готовы поделиться последним. Соседки постоянно присылают к нам детей с гостинцами: горячий пури (грузинский хлеб. — Авт.), яйца, мясо, молоко. Взамен угощаю детишек привезенными из Украины сладостями. Здесь и дети, и взрослые обожают наши конфеты. В деревне живет многодетная семья — восемь ребятишек. Самый младший, двухлетний Илья часто прибегает к нам и, стоя у калитки, кричит: «Тани-и-ия! Украи-и-на!» Это он так конфеты просит. А еще грузины любят… наше сало. Всегда наказывают привезти из Украины побольше. Дело в том, что у выпасающихся в горах свиней сало растет тонкое, невкусное.
В Грузии я поразила всех блюдами украинской кухни. Я и в Украине удивляла гостей фирменными рецептами. Например, вареники готовлю только на пару. При этом тесто получается легкое, как пух. А домашнюю колбасу запекаю на вишневых веточках. Это придает мясу тончайшую фруктовую нотку. К Роналди часто приезжают клиенты, коллеги из разных уголков Грузии. По традиции мы усаживаем всех за стол и угощаем тем, что есть в доме. Обычно это традиционные украинские блюда: борщ и вареники.
Сваренный с грузинскими овощами борщ получается невероятно вкусным. Возможно, потому, что здешние поля не обрабатывают химикатами. Местные жители не знакомы с колорадским жуком или другими вредителями. Выращенные под ярким южным солнцем на чистой земле помидоры, свекла и морковь сладкие, как мед.
Еще один секрет вкуснейшего борща — местная вода. В грузинских деревнях используют воду, поступающую из горных родников по специально проложенному водопроводу. А если сварить борщ на молодой баранине — это вообще объедение! Грузины готовят много блюд из фасоли, или, как ее здесь называют, лобио. Это их любимый овощ. Украинский борщ с лобио стал для грузин настоящим открытием.
Попробовав мой борщ или вареники с творогом, гости приходят в полный восторг. Называют вареники «украинскими хинкали» (хинкали — национальное грузинское блюдо из теста с различными начинками. — Авт.) и просят продать им кушанья. На минувшую Пасху я напекла куличей по старинному семейному рецепту. Украсила их, как принято в Украине, пасхальными рисунками. И по традиции раздала куличи соседям, друзьям. Они заявили: «В следующем году пеки в три раза больше. Мы купим их за любые деньги, будем родственников угощать». В Грузии тоже пекут куличи, но не такие. Кроме того, богато украшать пасхальную сдобу здесь не принято.
Идея открыть свой ресторан у нас возникла, когда Роналди выиграл конкурс среди мастеров народных ремесел и к нам зачастили заказчики. Кто-то сказал: «Вам нужно построить гостиницу и кафе. Мы бы с удовольствием провели здесь несколько дней, поели украинской еды». Обдумав совет, мы решили: «Надо рискнуть!» Многие мои украинские знакомые хотят приехать в Грузию, просят организовать для них жилье и культурную программу. Честно говоря, еще живя в Украине, я мечтала заняться зеленым туризмом (организация отдыха в сельской местности. — Авт.). Но не было поддержки. А вместе с Роналди можно горы свернуть.
Этим летом мы приняли первых гостей. Люди остались очень довольны, собираются снова приехать. Следующей весной ждем туристов из Украины. Роналди разрабатывает для них туристические маршруты, а я осваиваю грузинскую кухню: беру кулинарные мастер-классы у соседок. Украинцев ведь борщом и варениками не удивишь. Сейчас обустраиваем комнаты для гостей, делаем перепланировку двора. Благо территория большая, места хватит для всех.
Роналди говорит, что я полностью изменила его жизнь. Называет меня своей музой. Он целый день возится в мастерской: кует, точит, рисует. Время от времени я уезжаю в Украину навестить детей. Тогда Роналди не может работать, объясняет: «Тебя нет, и вдохновения нет». Его друзья в один голос твердят: «Роналди стал другим: повеселел, помолодел, строит планы на будущее. Вот что украинка сделала с грузинским мужчиной!»
А мои друзья в Украине удивляются: «Как ты смогла все бросить и на старости лет уехать в чужую страну?» Отвечаю: «Я там, как дома». По духу и традициям Грузия нам ближе, чем страны Западной Европы или Америка. Нет языкового барьера: старшее поколение грузин прекрасно изъясняется на русском языке. Еще один плюс: чтобы жить в Грузии, виза не нужна. Да и перелеты стоят очень дешево. Авиабилет из Кутаиси в Киев можно купить за 300—500 гривен. А скептикам я скажу: «Обрести личное счастье и заняться любимым делом можно в любом возрасте и в любой точке мира».