Чудом выживший в автокатастрофе в Пакистане украинский велопутешественник вернулся на родину со сломанной рукой
В тот роковой день, 29 сентября, мы вместе с моими новыми друзьями-белорусами отправились в поселок Минапин, чтобы оттуда пойти в поход к базовому лагерю альпинистов на горе Ракапоши (7788 метров). Если честно, ехать мне тогда не хотелось, так как не очень хорошо себя чувствовал. На дороге остановили небольшой грузовичок. В кабине было три человека, поэтому мы с ребятами разместились в кузове на мешках с мукой. Когда почти добрались до поселка, с машиной произошло что-то странное: она вдруг выехала на встречную полосу, а потом упала с обрыва. Перевернувшись в воздухе, автомобиль приземлился на кузов. Все случилось мгновенно. Я сидел в задней части кузова и инстинктивно выпрыгнул, а Леша и Катя не успели… Их привалило мешками. Затем я узнал, что причиной аварии стало лопнувшее колесо.
— Долго пришлось ждать помощи?
— Люди, сбежавшиеся на грохот от падения машины, сразу же вызвали «скорую». Спастись удалось не только мне, но и пакистанцам, сидевшим в кабине. Правда, они получили серьезные травмы. По дороге в госпиталь я лихорадочно искал объяснение, почему все это произошло. Вспомнил, что накануне поездки прочел изречение одного индийского философа: «То, чему не случиться, никогда не случится, как бы человек ни пытался этого добиться. А то, что должно случиться, непременно произойдет, как бы человек ни старался это предотвратить».
В госпитале города Гилгит мне наложили гипс на сломанную руку. Врачи говорили, что мои друзья живы и находятся в другой больнице. На следующее утро сказали правду — ребята погибли. Мне пришлось связаться с их родителями. Больше всего хотелось, чтобы все это оказалась кошмарным сном.
Мне очень помогли служащие гостевого дома, в котором я остановился перед аварией. Они забрали меня из больницы, постоянно были рядом, о чем-то со мной говорили.
Вскоре меня отправили в Исламабад под опеку украинского посольства. Я встретился с послом, оставил ему номера телефонов родственников Алексея и Кати, ведь в Пакистане нет посольства Белоруссии. Вполне возможно, что организацией доставки тел в Минск занялись либо наши, либо российские дипломаты.
*Алексей и Екатерина из Белоруссии сразу после свадьбы отправились путешествовать по миру автостопом
— После случившегося вы не отказались от идеи доехать на велосипеде до Индии?
— Индийская виза у меня открыта до февраля, так что, может, еще и воспользуюсь ею. Прежде на моем счету были только вылазки по Украине. Встреча в Виннице с одним англичанином, который ехал на велосипеде из Лондона в Китай, стала толчком к тому, чтобы воплотить мой давний замысел о путешествии в Индию. Добраться туда планировал за четыре месяца. Маршрут проложил через восемь стран: Молдавию, Румынию, Болгарию, Турцию, Грузию, Армению, Иран и Пакистан. Затем еще три месяца намеревался колесить по Индии. Стартовал в Виннице 15 июня.
— Вы преодолели тысячи километров. Как организм выдерживал экстремальные нагрузки?
— Я довольно быстро адаптировался. Правда, первые две недели болели ягодицы — даже были синяки от седла. В Турции разболелось колено. Пришлось обратиться к врачу. Он сказал, что поврежден мениск и, видимо, понадобится операция. Прописал таблетки, наколенник и рекомендовал прервать путешествие. Кстати, визит к врачу и покупка всего, что он назначил, обошлись мне в 550 гривен.
Я решил ехать дальше. Вскоре стало ясно, что поступил правильно — боль прошла, хотя в Армении пришлось штурмовать очень высокие и крутые перевалы. Ужасно уставал, но колено не подвело.
— Сколько весила ваша поклажа?
— Килограммов тридцать. Со мной были палатка, спальный мешок, несколько комплектов одежды, туалетные принадлежности, медикаменты, продукты, электронная книга, планшетный компьютер. Я сделал очень много интересных снимков и выложил их на страничке «ВКонтакте». Вещи упаковывал в специальные велосипедные непромокаемые кофры, которые крепил к багажнику.
— Какая еда в дороге была самой практичной?
— Макароны — они сытные, вкусные и варятся быстро. Тушил рис с баклажанами и помидорами, жарил яйца, варил кашу. Готовил на бензиновой горелке. Мяса я не ем. С наслаждением пил сладкий чай. Днем часто перекусывал, поэтому у меня всегда были печенье, орехи, сухофрукты, яблоки. Также принимал витамины.
Запас продуктов рассчитывал таким образом, чтобы два-три дня не заезжать в магазин. Предпочитал покупать полукилограммовые упаковки. Старался пополнять запасы воды, не тратя деньги. Скажем, в городах Ирана во многих местах можно встретить автоматы с бесплатной питьевой водой.
Одежду стирал в реках, ручьях. Купался при любой возможности. Если оказывался в гостях, то пользовался стиральной машиной.
— Что предпринимали для защиты от опасных животных?
— Вы не поверите, но за все это время я ни разу не натолкнулся на змею. Скорпиона видел лишь однажды. Моя палатка плотно закрывается, так что заползти в нее никто не сможет.
— Удалось избежать солнечных ожогов?
— Да, солнцезащитным кремом смазывал лицо, нос, так как они больше всего обгорали. Но все равно кожа за эти месяцы несколько раз облезала. Чтобы не перегреваться, смачивал водой шею, руки, ноги и специальный головной убор — бафф, — который надевал под защитный шлем.
Большинство ночей спал в палатке, а если было слишком жарко — под открытым небом. В Пакистане пришлось ночевать на крыше полицейского участка. Жара не спадала даже после захода солнца, поэтому полисмены и вместе с ними иностранные туристы спали на свежем воздухе.
— Как вы оказались в полицейском участке?
— В первый раз я попал под опеку правоохранителей еще в Иране, хотя большую часть страны проехал на велосипеде без всяких препятствий. Они начали меня охранять, когда я добрался до города Захедана, расположенного недалеко от границы с Афганистаном и Пакистаном, затем передали своим пакистанским коллегам. Все это делается ради безопасности иностранцев.
Впрочем, пакистанская полиция прибегает к особым мерам и для охраны своих граждан: автобусы передвигаются колоннами, а впереди — джип с пулеметом. Я тоже ехал в одном из таких конвоев из Исламабада в Гилгит. Интересно, что водители автобусов очень любят кондиционеры: воздух в салонах охлаждают до двенадцати градусов, тогда как «за бортом» стояла жара в тридцать пять градусов.
В Пакистане крыши автобусов активно используются как багажники для вещей. На моих глазах мужчина затащил на крышу мопед. Да и все пассажиры, которым не досталось места в салоне, едут на крыше.
— У вас было что-либо для самообороны?
— Ничего. Спрашивал у местных, где лучше поставить палатку. Как правило, мне помогали, угощали фруктами, овощами, водой.
— Свежа в памяти трагедия с расстрелом в Пакистане украинских альпинистов.
— Да, но преступники есть и в Украине. Украинское посольство не рекомендовало мне ехать на север Пакистана, но я все равно отправился и встретил там много иностранных туристов. Природа этого края потрясает своей красотой — высоченные горы, глубочайшие ущелья, по дну которых несет воды великая речка Инд… Местные относятся к европейцам приветливо. Другое дело, что ты постоянно находишься в центре внимания. Это немного утомляло.
— Языковой барьер сильно мешал общению?
— Знаете, я был порядком удивлен, когда в провинциальном городке Каримабад, который расположен на севере Пакистана, дедушка приветствовал меня на английском. А с теми, кто не знает английского, можно объясниться с помощью жестов.
— Много километров проезжали за день?
— В первые недели старался покрывать по сто километров в день. Но потом из-за усталости отказался от жесткого графика.
В Пакистане вместе с опекавшими меня полицейскими побывал на процедуре вечернего закрытия границы с Индией. Это настоящее шоу: на пакистанской стороне стоят трибуны, на которых отдельно размещаются мужчины и женщины, внизу расхаживает распорядитель действа. По его сигналу народ начинает скандировать: «Пакистан! Пакистан!» С противоположной стороны границы тоже собираются люди и кричат: «Индостан! Индостан!» Пакистанские пограничники маршируют, строя гримасы индийцам. Их индийские коллеги отвечают тем же. Все это продолжается минут сорок и завершается спуском национальных знамен. В тот день я был в нескольких десятках шагов от цели своего путешествия — Индии.
— В странах Востока водители не склонны соблюдать правила дорожного движения…
— По Ирану я передвигался на велосипеде и на себе испытал местные дорожные порядки. На улицах городов, каким бы интенсивным ни было движение, люди ездят, как кому вздумается. Мотоциклисты вообще носятся, как угорелые, и часто по встречной полосе. Получается хаос, к которому нужно привыкнуть.
Загазованность на оживленных улицах ужасная. Явственно чувствуешь во рту привкус свинца. Много социальной рекламы, призывающей граждан пересесть на велосипед, но она не очень действует, ведь этот вид транспорта считается в Иране чуть ли не символом бедности.
— Велосипед вас не подводил?
— Перед стартом я заменил колеса, шины, седло, цепь, зубчатую передачу. Обновленный велосипед успешно выдержал нагрузки. Правда, возле Еревана, пытаясь обогнать грузовик, я влетел в яму. В результате сломался передний багажник, погнулось колесо. Исправить все помогли в мастерской по ремонту… автомобильных глушителей.
*Александр Боярский вез с собой 30 килограммов различных припасов. Этот снимок сделан в турецкой провинции Каппадокия на фоне скал, расположенных в Долине Любви
— Много потратили на путешествие?
— Бюджет составил две тысячи долларов. Пятьсот из них предназначались на обратный билет на самолет, еще пятьсот ушло на оформление виз. Старался, чтобы расходы на еду не превышали четырех долларов в день, но это не всегда получалось.
— Кто вы по профессии?
— Я психолог, учился в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова. Правда, в последнее время работал инженером в компании мобильной связи. Перед путешествием пришлось уволиться, ведь ни одна организация не отпустит сотрудника в отпуск на семь-восемь месяцев…
Фото из архива Александра Боярского