55-летний Владимир Мельников, живший в лесу под Борисполем и в одиночку воспитывавший четверых детей, позавчера получил паспорт и земельный участок под строительство дома в Процеве
Об этом удивительном семействе «ФАКТЫ» писали уже дважды. Новость о том, что в лесной чаще возле железнодорожной станции имени Георгия Кирпы (бывшие Бортничи) в шалаше, обтянутом клеенкой, живут мужчина и четверо маленьких детей, вызвала у общественности настоящий шок. «Еще одни маугли», — сразу окрестили ребятишек журналисты, имея в виду львовскую семью Кучумовых, где отец и мать вырастили двух совершенно диких, потерявших людское обличье мальчиков. Но бориспольские «лесные дети» не имели с маугли ничего общего: несмотря на спартанские, можно даже сказать аскетичные условия проживания, девятилетний Толик, семилетняя Оля, пятилетний Илюша и четырехлетний Добрыня Мельниковы, к всеобщему изумлению, оказались чистоплотными, развитыми, коммуникабельными и грамотными, хотя никто из них не ходил ни в детский садик, ни в школу. Учитывая, что и документов ни у детей, ни у мужчины, назвавшегося Владимиром, их отцом, не было, социальные службы и криминальная милиция по делам детей забрали малышей в реабилитационный центр. А почерневшему от горя Владимиру, для которого дети составляют весь смысл жизни, еще долго предстоит отстаивать свои права на отцовство и добиваться, чтобы ему вернули малышей. Но первый шаг на этом пути мужчина уже сделал…
Коротко напомним, как Владимир Мельников, уроженец Иркутска, всю жизнь проживший в Шепетовке Хмельницкой области, очутился в лесу под Борисполем. Десять лет назад у него украли паспорт. Чтобы восстановить документ, Володе, отказавшемуся дать паспортистке взятку, пришлось ходить в паспортный стол 43 (!) раза. В то время его как раз пригласили работать в киевскую фирму, занимающуюся продажей лесоматериалов. На столичном железнодорожном вокзале у Владимира из борсетки украли портмоне со всеми деньгами и новенький паспорт. У мужчины произошел нервный срыв. «Возвращаться в Шепетовку, опять 43 раза ходить в паспортный стол? Ну уж нет!» — сказал себе Владимир. Сел в ближайшую электричку и поехал куда глаза глядят. Вышел на станции имени Кирпы, ушел в лес и остался там жить. Рукастому мужчине, которому приходилось в жизни работать и печником, и кузнецом, и столяром, ничего не стоило за день смастерить себе маленькую хибару, обтянуть ее клеенкой, чтобы не промокала, и сложить печку. Как зарабатывать себе на жизнь, он придумал сразу: собирал в лесу траву для букетов и продавал ее в цветочные лавки в Киеве. Здесь же, в лесу, 45-летний Володя познакомился со Светланой — миловидной женщиной моложе его на двадцать лет. Света тоже собирала траву на продажу. Любовь вспыхнула сразу. Светлана осталась жить в балагане (так любовно называет свой шалаш Владимир) — и вскоре забеременела.
— Я сразу решил, что рожать жена будет в роддоме, — рассказывал «ФАКТАМ» Владимир Мельников. — Думал вызывать «скорую», когда начнутся схватки. Не успел. Толик родился прямо у меня на руках. Мне было, конечно, боязно, да еще пуповину пришлось ножом обрезать. Слава Богу, все обошлось. Следующие роды я уже принимал как заправский акушер. После Толика родилась Оля, потом — Илюшка и Добрыня. Дочке имя выбирала Света, сыновьям — я. Мы были очень хорошей семьей. Жена у меня была идеальная — золото, а не женщина. Готовила вкусно, за детьми ухаживала, стирала. Мы не ругались, не ссорились, жили в любви и согласии. Да и быт ее устраивал, хоть у нас обстановка и неказистая. Света говорила, что любит жить в лесу. Но полтора года назад между нами словно черная кошка пробежала. Мы стали чужими друг другу. Я не понимал, в чем дело, а потом узнал, что моя жена нашла другого мужчину. Для меня это было как гром среди ясного неба. За девять дет, что я с ней прожил, ко мне не раз приставали женщины и девушки — я ведь по своей работе со многими общался. Однако я, хоть и не был расписан со Светой, не изменил ей ни разу, клянусь. А она не просто изменила — бросила и меня, и детей. Ушла со своим любовником. Мне было трудно, но я справился — понял, что не имею права раскисать, ведь нужно поднимать детей.
Чего стоило мужчине, живущему без каких бы то ни было удобств и благ цивилизации, в одиночку воспитывать ребятишек, невозможно себе даже представить. Вставая еще затемно, Владимир носил в баклажках воду с соседней железнодорожной станции, собирал траву, готовил завтрак и обед, делал с детьми зарядку и занимался уроками, ехал в Киев, чтобы продать собранную зелень, возвращался, рубил дрова, готовил ужин, стирал, мыл, убирал, читал детям сказки… В это трудно было бы поверить, если бы не уровень физического и умственного развития детей, которых забрали в реабилитационный центр неизвестно чего перепугавшиеся сотрудники социальных служб. Толик отжимался двести раз и подтягивался на одной руке, свободно читал, считал и неплохо знал астрономию, Оля становилась на «мостик» и обладала почти гимнастической растяжкой, знала стихи и так же, как брат, умела читать. Младшие — Илья и Добрыня — различали цвета и формы, четко и хорошо говорили. При этом все четверо чудесно знали названия многих трав, грибов, ягод, ели только натуральные продукты, были отлично закалены, так как в любую погоду обливались холодной водой, и никогда не болели.
— Мне, конечно, было трудно с ними управляться, — признается Владимир. — Крутился, как белка в колесе. Но зато все успевал. И обеспечивал малышню полностью. Ведь трава в лесу есть с ранней весны до поздней осени — холодок, кукушка, папоротник, лимонник. Только собирай и вези на продажу. В день я получал от 150 до 400 гривен. Половину тратил на еду и одежду, а половину откладывал на зиму. Детвора имела все — игрушки, книжки, даже магнитофон на батарейках. Толяшка мой очень классику любил. Бывало, сидим с ним вместе, симфонии слушаем. И на душе так хорошо!
После того как случайно забредшие в чащу чужие грибники (местные-то все знали Владимира и хорошо относились к нему и к ребятишкам) обнаружили в лесу детей и сообщили об этом в милицию, прошло уже два месяца. Все это время Толик, Оля, Илья и Добрыня живут в Центре социально-психологической реабилитации детей в селе Копылов Макаровского района Киевской области. Двое старших недавно пошли в школу и радуют своими успехами учителей. Но вот здоровье всей четверки пошатнулось. Немудрено: детки, выросшие на свежем воздухе, попали в так называемую домашнюю атмосферу, когда на прогулки отведено максимум несколько часов. И Оля, и ее братья переболели тяжелым гриппом и никак не могут избавиться от кашля и насморка. Отец старается проведывать их, привозить гостинцы, но у него это получается не так часто, как ему хотелось бы.
— Сердце рвется, к детям хочется страшно, — вздыхает Владимир. — Хотя я знаю, что в центре к ним нормально относятся — хорошо кормят, не обижают, недавно вот возили на «Шоу динозавров». Но плохо то, что от детей никак не отстанут болячки. У Оли вообще пропал интерес к учебе и книгам, Добрынька голову себе разбил о кровать. Короче, свои трудности. Каждый раз, когда я приезжаю, у малышни один и тот же вопрос: «Когда ты нас заберешь?» Я им говорю, что скоро. И, как взрослым, объясняю: чтобы их отпустили ко мне, я должен восстановить документы себе, выправить метрики им, получить жилье и официально трудоустроиться.
Невероятно, но половину этих проблем Владимиру уже удалось решить. Конечно, не без посторонней помощи. После выхода статьи в «ФАКТАХ» редакционные телефоны буквально разрывались от звонков отзывчивых людей. Одни предлагали бесплатные юридические консультации и помощь в оформлении документов, вторые — временное жилье. Немало было и таких, кто готов был оформить на Владимира дарственную на свои старенькие дома или дачи в селах Черкасской, Хмельницкой, Житомирской и Киевской областей. Но самым лучшим пока оказался вариант постройки нового дома в селе Процев Бориспольского района Киевской области. Глава сельсовета, услышав удивительную историю отца-одиночки, решила выделить ему землю. Два дня назад Владимир Мельников позвонил в «ФАКТЫ» и пригласил нас приехать посмотреть на подаренный ему участок в шесть соток. А заодно похвастаться полученным накануне паспортом, который многодетному отцу помогли сделать сотрудники фонда «Социальное партнерство». В сельсовете Владимир предъявил документ и написал заявление на получение земельного участка по адресу: село Процев, улица Софиевская, 16. Заявление было завизировано и представлено на рассмотрение на ближайшую сессию сельсовета.
— В данном случае сессия — формальность, — объяснила председатель Процевского сельсовета Любовь Чешко. — И я, и другие депутаты уже решили, что обязательно выделим Владимиру этот земельный участок. А я, если что обещаю, всегда это делаю. Володя — уникальный папа, каких не сыщешь во всей Украине. Я просто не могла ему не помочь! Наше село находится в двадцати пяти километрах от Киева, земля здесь очень дорого стоит, но это не имеет значения. Такие семьи, как эта, нужно поддерживать. Сейчас Процев расширяет территорию. Мы построили высотный дом, новый детский сад, выделили двадцать пять гектаров под участки. Я отдала Владимиру лучший из тех, что есть на сегодняшний день, — недалеко от трассы, возле домов, которые уже обживают люди, совсем рядом с газопроводом. Такая земля стоит не меньше двадцати тысяч долларов, но Володе мы, конечно, даем ее бесплатно. Думаю, что вся Украина будет помогать этому удивительному человеку, потрясающему и мужественному отцу так же, как сейчас помогаю я. Общими усилиями, сбросившись, кто сколько может, люди соберут деньги, и Володя построит пусть небольшой, но все-таки свой собственный новый дом и сможет забрать сюда детишек. Старших мы отдадим в школу, маленьких — в наш новый детский садик. Володю мы обеспечим работой, хотя он такой трудолюбивый и неутомимый, что нигде не пропадет. От всего сердца желаю этой семье поскорее воссоединиться и жить спокойно и радостно!
— Я обратился за помощью в Киевскую областную госадминистрацию, — сказал напоследок Владимир Мельников. — Меня пригласили на специально созванную комиссию, выслушали и пообещали, что губернатор Анатолий Присяжнюк поможет в строительстве дома в Процеве. Служба по делам детей обещала, как только я получу паспорт, оформить свидетельства о рождении детей. Останется только через суд доказать свое отцовство (для чего необходимо будет пройти анализ ДНК) и как можно быстрее построить дом. Это все сложно и в одиночку с таким количеством задач я бы ни за что не справился. Но я даже не ожидал, что столько совершенно незнакомых мне людей примут участие в моей судьбе и судьбе моих детей. Мне помогают Бог и человеческая доброта. Поэтому я точно знаю: все у нас будет хорошо.
*"И я, и другие депутаты уже решили, что обязательно выделим Владимиру этот земельный участок", — говорит председатель Процевского сельсовета Любовь Чешко (фото автора)
P. S. Те, кто хочет помочь Владимиру Мельникову и его детям финансово, могут переводить безналичные и наличные средства по таким реквизитам:
Получатель: ПриватБанк
Наименование банка: ПриватБанк
Номер счета: 29244825509100
МФО: 305299
ОКПО: 14360570
Назначение платежа: Благотворительная помощь Мельникову Владимиру Анатольевичу.
Номер карты: 5211 5373 2781 3080