История современности

Виктор Шокин: «Цвигун согласилась съесть лишь немного еды у меня с ладони»

7:45 — 8 ноября 2013 eye 11266

Двадцать лет назад, 10 ноября 1993 года, во время попытки захвата Софийского собора были задержаны руководители секты «Белое братство» Юрий Кривоногов и Марина Цвигун, после чего сотни религиозных фанатиков в знак протеста объявили сухую голодовку

В начале 90-х годов проповедовавшие на улицах и возле станций метро члены «Белого братства» собирали толпы прохожих. Юноши и девушки, одетые в длинные белые балахоны со звенящими колокольчиками, предрекали скорый конец света и призывали очиститься от грехов, молясь вместе с ними.

— Конец света был назначен на 24 ноября, а с 1 ноября Юоанн Свами (так называл себя Юрий Кривоногов) объявил декаду покаяния, — рассказал «ФАКТАМ» один из бывших членов секты, попросивший не называть его настоящего имени. — В СМИ упорно распространялся слух, что члены «Белого братства» якобы собираются покончить с собой путем самосожжения. На самом деле мы хотели только молиться. Около 25 верующих, среди которых были Мария Дэви Христос и Юоанн Свами, вошли в Софийский собор по билетам — он был открыт как музей. Мария Дэви Христос взошла на алтарь, как на самое святое место в храме, и начала проповедовать. Минут через десять в соборе появились люди в штатском, вывели экскурсантов. Потом ворвались две роты спецназа. Нас стали травить слезоточивым газом, избивать резиновыми дубинками.

Сотрудник милиции, участвовавший в задержании членов «Белого братства», описывает ситуацию несколько по-другому:

— Обстановка на Софийской площади была очень напряженной, к собору пришли сотни религиозных фанатиков, готовых на любые действия. Почти у каждого из них имелись при себе спички и зажигалки, а также бутылочки с горючей смесью. Несколько человек ворвались в собор, где в это время находились и другие посетители. Они заперли в подсобке двух служителей музея. Была информация, что во время «богослужения» члены «Белого братства» намерены поджечь себя. Один из фанатиков пришел с пистолетом — в случае непредвиденного поворота событий он должен был выстрелить в Марину Цвигун, их «живого Бога». Мария Дэви Христос, согласно их учению, не должна была остаться в живых, и сама потом признавалась, что была готова к концу. Чтобы предотвратить массовое самоубийство, членов секты хотели спокойно вывести из собора, но они оказали яростное сопротивление. Срывали со стен огнетушители, направляя в бойцов спецназа пенные струи, потом дрались ими, как дубинами…

В тот день милиция задержала более шестисот человек.

*Чтобы предотвратить массовое самоубийство, членов секты хотели просто вывести из собора, но они оказали яростное сопротивление (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)

Надо сказать, что сначала правоохранительные органы не слишком интересовались проповедовавшими на улицах «белыми братьями».

— Страну захватила волна проповедников и экстрасенсов, Чумак и Кашпировский гипнотизировали людей прямо с телеэкранов, поэтому на очередных «богов» никто не обратил особого внимания, — говорит тогдашний заместитель начальника пресс-службы МВД Украины Александр Наумов. — Когда в милицию обращались родители, от которых ушли дочери и сыновья, одурманенные «учением», их заявления попросту ложились под сукно. Молодые люди уносили с собой ценности и передавали их духовным лидерам, некоторые даже продавали свои квартиры, чтобы пополнить казну братства, бросали учебу, голодали… Но эти действия трактовались как добровольные — ведь в уголовном кодексе тогда не было статьи о вовлечении в тоталитарные секты, наносящие вред здоровью и психике людей. Каким образом можно было привлечь к ответственности руководителей «Белого братства»? Тем временем истерия напряженного ожидания конца света захватила тысячи людей в Украине, России, Белоруссии. Тоннами раздавались брошюры, расклеивались листовки.

— Мой старший сын отслужил в армии, поступил в институт, — вспоминает киевлянка Людмила Петрова. — Собирался жениться, затеял ремонт в своей однокомнатной квартире. Однажды пришла к сыну, а он не открыл мне дверь: «Мама, сюда нельзя. Здесь святые». Когда он меня все же впустил в квартиру, оказалось, что нет ни мебельной стенки, ни мягкого уголка, ни кухонного гарнитура. Позже я узнала, что в секту надо было отдавать все свое имущество. Если кто-то отдавал лишь часть, к нему относились гораздо хуже.

Правоохранители всерьез заинтересовались «Белым братством», когда в секту стали вступать несовершеннолетние. Вот их рассказы о том периоде жизни.

— Я искала себя, искала какую-то веру, стержень, на который могла бы опереться в жизни, — рассказывает харьковчанка Лена. — Люди в белых одеждах, проповедовавшие в переходах, показались мне честными, открытыми. Родители, воинствующие атеисты, восприняли мое увлечение в штыки. Тогда я сочла это испытанием веры. В 16 лет ушла из дому, не говоря никому ни слова. Вместе с другими девочками я ездила по разным городам, жила на квартирах у членов организации, проповедовала на улицах. Подавали нам много — на эти деньги вполне можно было прожить. Употреблять в пищу мясо запрещалось. Дисциплина в секте была очень жесткая, следили друг за другом, то и дело приезжали проверяющие из Москвы. Нам все время твердили, что нужно быть мужественными, быть готовыми пойти за «братство» даже в огонь.

— Вместе с «братьями», с которыми познакомился в родном городе, я приехал в Киев, — сумчанину Игорю Негодину тогда исполнилось 15 лет. — Мы жили в частном доме в Рыбном переулке. Молились по много часов подряд, спали на полу на матрасах. Ночью тоже надо было несколько раз вставать на молитву. Есть давали мало — потому что в полуголодном состоянии человек находится в эйфории, им легче управлять. В секте была система наказаний — за лишнюю ложку каши, долгий разговор с соседом по матрасу и так далее. За это могли отправить проповедовать в «экстремальные места» — к примеру, под управление милиции или к православному храму, где было действительно небезопасно.

— Вследствие морального и физического истощения участились случаи тяжелых заболеваний членов «Белого братства», — рассказал «ФАКТАМ» бывший заместитель генерального прокурора Виктор Шокин, в то время работавший следователем по особо важным делам Киевской прокуратуры. — Полуголодный рацион, основанный в основном на жиденьких кашах, наряду с бессонными ночами, приводил к тому, что все больше сектантов попадали на больничные койки. Однако добраться до руководителей секты не удавалось. По вызову они не являлись. Пришлось официально объявить их в розыск. Но они находились не в Украине, а скрывались в западных странах и оттуда руководили паствой.

…Идея создания религиозной секты юсмалиан (так называли себя адепты «Белого братства») родилась у сотрудника киевского Института кибернетики, кандидата технических наук Юрия Кривоногова. Во время командировки в Донецк, где Кривоногов от общества «Знание» читал лекции об оккультных и паранормальных явлениях, после выступления к нему подошла молодая женщина, представившаяся редактором местного радиовещания Мариной Цвигун. В то время ей исполнилось 30 лет, она была членом КПСС, членом Союза журналистов Украины. Марина рассказала лектору о галлюцинациях, пережитых ею во время клинической смерти, случившейся, когда она делала седьмой (!) аборт. Молодая женщина понравилась 50-летнему лектору. Кривоногов объяснил, что ее душа покинула тело и вознеслась на небеса, а в покинутое тело Марины вселилась другая душа — божественная.

Похоже, Марина в это искренне поверила. Бросив мужа и 11-летнего сына, женщина уехала вслед за Кривоноговым. Тот вскоре женился на ней (это был его третий брак) и объявил ее «Богом на земле». Себя Кривоногов называл то Иоанном Предтечей, то Илией Пророком, но в конце концов назвался наместником Бога на земле Юоанном Свами. Название «Юсмалос» — сокращенное от Юоанн Свами Мария Логос.

Юрий и Марина основали религиозную секту под названием «Белое братство» и даже официально зарегистрировали ее в Министерстве юстиции Украины. Согласно их теории, Марина Цвигун должна была провести три с половиной года на земле, чтобы собрать «верный остаток» — 144 тысячи юсмалиан. В день конца света юсмалиане попадут в рай, остальные будут гореть в аду. Но вместо рая несколько сотен «братьев» оказались в отделениях милиции, изоляторах временного содержания и приемниках-распределителях.

— Когда членов секты задерживали, они отказывались называть себя, — продолжает Виктор Шокин. — В районных отделениях милиции их фотографировали. Они закрывали глаза, специально корчили гримасы, чтобы остаться неузнаваемыми. Толстенные альбомы с этими снимками лежали в столичном ГУВД, в Киев со всего СНГ съезжались родители в поисках своих детей. Среди задержанных попадались дети высокопоставленных чиновников, была даже дочь одного из российских губернаторов. А какое количество религиозной литературы было найдено в нескольких киевских гаражах! Тонны бумаги! Откуда они брали деньги? Они уверяли, что на пожертвования, но я до сих пор уверен, что вся эта затея финансировалась из-за рубежа.

Во время первого же допроса Марина Цвигун объявила сухую голодовку, остальные братья последовали ее примеру.

*Даже во время суда Мария Дэви Христос продолжала проповедовать (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)

— Минздрав тут же выпустил распоряжение о принудительном кормлении задержанных, — вспоминает бывший член секты Игорь Негодин. — В спецприемнике в Сумах был такой инструмент — расширитель, похожий на плоскогубцы. Его вставляли в рот, после чего заливали внутрь какую-то жидкость.

— А в Боярском спецприемнике нас подвешивали за одну руку к отопительной трубе, протянутой под потолком, — рассказывает член «Белого братства» с духовным именем Воамил. — Говорили: «Начни есть, и все твои мучения прекратятся». На столе стояла тарелка с перловой кашей. Вы представляете, что для человека на четвертый-пятый день сухой голодовки съесть тарелку перловки? Любой врач скажет, что это верная смерть.

Медики вспоминают, что на третий-четвертый день принудительного питания у задержанных «включались мозги» — приходило понимание ситуации, они начинали критически относиться к своим действиям, интересоваться родными и близкими. Но, слегка подлечившись… опять попадали в спецприемники, где они вновь принимались голодать и молиться.

Между тем идейный вдохновитель секты уже на третий день после задержания попросил поесть. Марина, голодавшая десять дней, не простила мужу предательства — прокляла его и развелась еще во время следствия.

— На допросах она убеждала меня вместе помолиться, — вспоминает Виктор Шокин. — Брала за руки, закрывала глаза… И потом рассказывала, где она была и что видела во время наших «совместных» астральных путешествий. Я во время этих «сеансов» ничего не видел. Марина действительно долго отказывалась принимать пищу. Согласилась лишь съесть немного меда, который я принес из дому, прямо у меня с ладони. «Братья», оставшиеся на свободе, пытались помешать мне работать. Например, в прокуратуру начали названивать люди с улицы: «Это вы продаете золото?» — «Нет, а откуда у вас этот номер?» Позже оказалось, что юсмалиане, узнав мой рабочий телефон, развесили по городу объявления: «Продается антиквариат», «Имеются породистые щенки», «Сдаю квартиру». Телефон у меня не умолкал!

В марте 1996 года руководителей «Белого братства» осудили по нескольким статьям — за организацию ритуалов, наносящих вред здоровью людей (эта статья была специально добавлена в Уголовный кодекс во время следствия), хулиганство и захват государственного здания. Марину Цвигун приговорили к четырем годам лишения свободы, ее супруга Юрия Кривоногова — к семи, а третьего лидера Виталия Ковальчука — к шести.

Полностью отбыл срок лишь Юрий Кривоногов. Руководство колонии было недовольно его поведением, он устраивал песнопения, для антуража жег полиэтиленовые пакеты и даже пытался присвоить продуктовую посылку другого заключенного. Выйдя на волю, Кривоногов устроился работать в один из киевских универмагов. Холостяком оставался недолго: женился на преданной ему юсмалианке и взял ее фамилию. В письме к одному из своих последователей Кривоногов (сейчас ему 73 года) написал: «Я уже немолод и остаток жизни хочу провести в покое. Раньше в прессе часто писали, что я гипнотизер и экстрасенс. Все это, конечно, вздор. Я хочу сказать честно и прямо: я больше не верю в Марию Дэви Христос и никакого отношения к „Белому братству“ не имею. У меня теперь совсем другая жизнь, другие взгляды. Мне стыдно за тот бред, который я в свое время нес. Но я за это уже отсидел».

Марина Цвигун, отбывавшая наказание в Днепродзержинской женской колонии общего режима (плела там сетки для овощей), была освобождена условно-досрочно еще в 1997 году. Спустя несколько месяцев, дождавшись выхода на свободу Виталия Ковальчука, она вышла за него замуж. В день бракосочетания на невесте было белое платье до пят и прелестная шляпка. Марина разрешила пастве есть мясо, объявила главным жизненным приоритетом семейные ценности и попыталась снова зарегистрировать секту в Министерстве юстиции, но на этот раз ей отказали.

*Марина Цвигун сменила имя и фамилию. Теперь она Виктория Преображенская — художница, поэтесса, гранд-доктор теософии и теологии

В течение нескольких лет семейные фотографии Ковальчуков, на которых дородная женщина в египетском наряде обнимается с худосочным длинноволосым юношей, служили иконами для членов «Белого братства». На них смотрели с умилением, ими восхищались. Лет пять назад «божественная чета» обосновалась в Москве. Однако последние годы о молодом муже Марины ничего не слышно. Яркие семейные фотографии исчезли со страниц сайта «Юсмалос», теперь на них в экзотических костюмах красуется одна Марина. Она, впрочем, в очередной раз поменяла имя. Теперь она — Виктория Преображенская. Сайт, скромно называющий ее «волшебницей слова», «художницей мироздания», сообщает: великая «мать мира» основала многоуровневое «Космическое полиискусство третьего тысячелетия», объединяющее духовную живопись, графику, поэзию, танец. Она пишет стихи и музыку, стала членом Российского творческого союза профессиональных художников. Выставки ее «космических» картин проходили в частных галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Израиля, Канады. Все ее произведения — от музыкальных альбомов до философских книжек — можно заказать на сайте.

Привозила художница свои работы и в Украину, выставлялась в Киевском политехническом институте, Украинском доме и одной из частных галерей. Однако самой ее видно не было — возле фотографий и постеров (по цене от 20 до 4000 гривен) дежурили две худые женщины. На вопрос, как бы пообщаться с автором художественных творений, они резко ответили: «Она интервью не дает! И если вы журналистка, не тратьте своего времени!»

Не удалось связаться с Мариной-Викторией и с помощью интернета. И хотя сайт «Юсмалос» любезно предлагает: «Напишите нам письмо, оно не останется без ответа!» — многочисленные попытки пообщаться с нынешними юсмалианами не увенчались успехом.

О судьбах бывших членов «Белого братства» (тех, которые вспоминают пережитое как страшный сон) известно немногое. Живут среди нас, работают. Один даже закончил духовную семинарию, стал православным священником. Люди не любят вспоминать о заблуждениях юности.

— Когда мама забирала меня из спецприемника, — призналась корреспонденту «ФАКТОВ» Лена из Харькова, — мы с ней договорились: если конца света не будет, я посижу немного дома, отдохну, а потом снова вернусь в школу. Так и случилось.