Отдыхающие и сотрудники курорта «Миргород», услышавшие ранним утром мольбу о помощи, доносившуюся с реки Хорол, сделали все, чтобы спасти 25-летнего мужчину, провалившегося под лед
Вместе с участниками спасательной операции, сотрудниками МЧС и коллегами с местного телевидения поджидаем главного виновника переполоха, случившегося на берегу реки Хорол, протекающей через территорию курорта «Миргород». Пока рассматривали место происшествия, появился и Игорь Квасков — симпатичный высокий парень с пакетом, в котором интригующее звенели бутылки. А он и не скрывал, что хочет поблагодарить тех, кто вытащил его, считай, с того света. Увидев наведенные на него камеры, пошутил: «Надеюсь, мне не нужно будет нырять в полынью, чтобы продемонстрировать, как все происходило?.. »
Начиналось все хорошо. 23 февраля Игорь вместе с друзьями, как и полагается мужикам, отмечали День защитника отечества. Празднование затянулось до утра. В компании были и девушки, одну из которых Игорь, вызвав такси, проводил домой.
- Чтобы вернуться на такси, денег уже не оставалось, и я из центра отправился домой пешком, — рассказывает Игорь Квасков. — Надеясь сократить путь на пару километров, пошел напрямик — по речному льду, хотя ходить по нему не имел привычки. Вообще, лишний раз на лед старался не ступать. Тут же храбрости, наверное, придало спиртное. Дойдя до реки, сначала хотел перебраться в самом узком месте, но, заметив там промоину, пошел чуть дальше.
Вначале все было нормально, но на середине реки я неожиданно провалился. При этом лед даже не треснул, не прогнулся В первые минуты не сообразил, что произошло, у меня и в мыслях не было на помощь кого-то позвать. Как только оказался в воде, течение начало затягивать меня под лед. Хорошо, что он оказался тонким. Я уперся в него ладонями, и он проломился над моей головой До дна не доставал. Потом я уточнил, что глубина в том месте больше двух метров.
Еще некоторое время молодой человек пытался самостоятельно спастись. Надеялся добраться до берега, ломая лед руками. Но не тут-то было. Холодная вода сковывала руки, и каждое движение давалось с большим трудом.
- Я почему-то пробивался к зданию реабилитационного центра «Миргород», в котором отдыхают работники МВД, — улыбается Игорь. — Хотя смотрю теперь, если бы пытался выбраться на противоположную сторону, может быть, мне это и удалось. Там лед покрепче. Чуть подтянусь на руках — и снова проваливаюсь в воду. Пробовал на спину лечь. Но только начинаю локтями упираться, опять проваливаюсь. Раз пять, не меньше, уходил с головой под воду. Когда силы, казалось, вот-вот меня оставят, подумал: «Уйти навсегда или остаться?». Но вспомнил о родителях, представил, как им тяжело будет хоронить единственного сына, и закричал: «Помогите!» Только крикнул — смотрю, мужчина какой-то ко мне бежит. У меня словно второе дыхание открылось
«Мужики, не уходите! Спасите меня, я замерзаю!» — умолял утопающий, когда первая попытка достать его из полыньи оказалась неудачной. «Куда тебя понесло?!» — разразился трехэтажным матом человек, бежавший к нему на помощь. Эти слова стали для парня мощным зарядом энергии. Игорь Квасков сразу поверил, что будет спасен.
Мужчины наугад бросились к Хоролу, ведь возле корпуса не видно место, где находился Игорь. Майор МВД в отставке схватил ветку вербы из кучи дров, которую оставили накануне рабочие, прореживая деревья. Лег на лед и стал по-пластунски подползать к тонущему. Молодой человек был в болоньевой курточке, без шапки и все время повторял: «Спасите меня, я замерзаю!» «Ломай лед руками! Я сейчас!» — подбадривал Игоря спаситель. Но не успел бывший работник милиции проползти и четырех метров, как слабый лед под ним тоже начал потрескивать. Да еще, как на зло, ветка, которую прихватил Дмитрий Огородний, оказалась коротковатой — метра полтора не хватало, чтобы тонущий мог за нее ухватиться.
- Тогда я скомандовал, чтобы мужчина, спешивший на автобус, бежал в корпус и звал подмогу, а сам бросился к другой куче дров, находившейся метрах в ста, — продолжает рассказ Дмитрий Васильевич. — За шесть дней пребывания в санатории успел изучить все «достопримечательности» территории и знал, что на противоположной стороне за корпусом сложены срубленные молодые березы. Стал отползать, а молодой человек в полынье испугался, что мы его бросим, кричит: «Мужики, не уходите!»
Дмитрий Огородний схватил молодое дерево метра четыре длиной и бросился обратно. Березка так и осталась лежать на берегу речки — не понадобилась. Спасательный круг, который принес еще один отдыхающий, тоже оказался лишним. Потому что к месту происшествия подоспел дежурный сантехник Сергей Сапьянник с куском полиэтиленовой водопроводной трубы небольшого диаметра.
Двадцатипятилетнему жителю Миргорода Игорю Кваскову не раз доводилось вытаскивать из водоемов утопленников. Администратор местного кафе «Эдем» раньше работал инспектором МЧС. А вот спасать утопающих не приходилось. «Хорошо, хоть провалился в удачном месте», — говорит парень.
Мужчина по фамилии Шпаченко (к сожалению, его имя не удалось узнать) хоть и должен был уезжать домой, принял активное участие в спасательной операции. Он взял у Сергея Сапьянника трубу, лег на лед и стал подбираться к тонущему.
- Рук я уже почти не чувствовал, мне стоило больших усилий разжать пальцы, чтобы схватиться за трубу, — говорит Игорь. — После этого последовал резкий рывок, и меня потащили по льду. Сразу слезы на глаза навернулись. Понял, что я живой! А что было дальше, не помню, очнулся уже в обед в реанимации горрайонной больницы.
- Я проснулся от криков о помощи, которые доносились со стороны речки, — вспоминает Андрей Королев, приехавший на отдых в Миргород из Сумской области. — Не мешкая, оделся и спустился вниз. Когда подбежал к месту происшествия, увидел, что тонущий ухватился за трубу, однако его не могут вытащить из полыньи — не хватает сил. А на льду двое мужиков лежат, один другого за ноги схватив, но никак не справятся. Я тогда взялся за крайнего, и наконец-то дело сдвинулось с места! Молодец парень, что кричал. Иначе ушел бы под воду, и никто не знал бы, куда он делся.
- Замерзшего молодого человека мы завели в одну из комнат, сняли с него одежду, укутали одеялами, — говорит вахтер Нина Репина. — Начали спиртом его растирать, горячим чаем отпаивать. Сбежались медики. Выяснилось, что мама парня когда-то работала в нашем санатории. Вызвали «скорую помощь» и отправили спасенного в больницу.
К счастью, Игорь даже насморк не подхватил. Денек полежал под капельницами и — домой.
- Лучше полчаса лишних потратить, но обойти лед стороной, — глядя на место, где чуть не утонул, размышляет молодой человек. — Жизнью рисковать не стоит. Когда мама принесла домой мою одежду, дедушка подумал, что меня уже нет в живых. Мама потом созналась, что ей сон страшный накануне снился — будто бы наши ворота черными платками увешаны. Если бы не счастливое стечение обстоятельств, наверное, меня уже и не было бы.
- А мне ведь тоже вещий сон приснился, — вспомнил Дмитрий Огородний. — Снилось точно это же место на речке, и я кого-то вытаскиваю из воды
Игорь крепко пожимает руки всем своим спасителям и каждого обнимает со словами благодарности. Мужчины обмениваются номерами мобильных телефонов.
- Может, отметим вместе мой второй день рождения, — говорит Игорь. — Хотя он для меня теперь будет первым. Двадцать четвертое февраля
P. S. За содействие в подготовке материала автор благодарит Центр пропаганды ГУ МЧС Украины в Полтавской области.