Дети украинских знаменитостей поведали «ФАКТАМ», как им живется во время кризиса
Обзванивая сыновей и дочерей известных соотечественников, я узнала: многие дети политиков и бизнесменов после Нового года уехали за границу. Кто учиться, кто работать, кто — просто жить или отдыхать. Там спокойнее. К счастью, уехали не все
- На мне кризис пока особо не отразился, — откровенничает дочь бизнес-леди Влады Литовченко Маргарита Кердина. — Я учусь на третьем курсе Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Нам преподаватели много рассказывают по поводу экономики и экономических прогнозов. Так что, конечно, мы в курсе.
- Знаю, вы сейчас занимаетесь обустройством своей собственной квартиры. Она куплена в кредит?
- К счастью, нет. И никаких других кредитов я не брала.
- А ваши друзья, однокурсники пострадали? Быть может, кто-то брал машину в кредит?
- Нет, машины в основном покупались еще на первом-втором курсе. И не в кредит, а за наличные. Знаю, меньше стали ходить в рестораны, а вот в кино, наоборот, больше ходят, чтобы отвлечься от проблем. Везде ведь сокращения. А те ребята, которые планировали устроиться сейчас, говорят, что студентов нигде брать не хотят. Я пока не работаю. Планирую трудоустроиться летом.
- Пойдете по маминым стопам в модельный бизнес?
- Нет, хочу заняться пиар-проектами в каком-нибудь журнале.
- Сколько в день вы обычно расходуете?
- Ну, это зависит от того, какой день (улыбается). В среднем гривен до ста, наверное. На еду, прессу Бензин не считаю.
- Вы водите машину?
- Нет, езжу с водителем.
- В магазинах бываете?
- Конечно, о подорожании продуктов и многих товаров знаю не понаслышке.
- Совсем недавно вы вернулись из Доминиканской Республики. Туда кризис тоже добрался?
- Это очень бедная страна, наверное, там кризис был всегда. Я вот на что обратила внимание: там отдыхало столько американцев! Многие тратят свои сбережения, беспокоясь о том, что завтра, быть может, отдых будет еще дороже. А вообще, туристов было столько, что гостиницы битком забиты, занимать место на пляже приходилось не позже, чем в семь утра.
- Вы брали кредиты?
- Да, я брал в кредит «Шкоду». И вот, когда случился кризис, мне подняли процентную ставку с 12 до 27! И что теперь делать?!
- Вы не пробовали поговорить с банкирами, сказали бы, что вы сын известного певца. Быть может, из уважения к его таланту вам сделали бы скидку?
- Они знают, чей я сын. Возможно, поэтому и решили, что у меня есть деньги и можно бесконечно поднимать плату. Точно, конечно, не знаю, однако это не исключено. Обидно! Людей жмут со всех сторон. И главное, некуда обращаться за помощью. Куда ни пойдешь — никто ничего не решает, везде футболят. Многие сейчас в отчаянии. А больше всего обидно то, что пока одни не знают, как в это трудное время выжить, другие используют момент, чтобы побольше урвать, нажиться на чьей-то беде.
- Политики, с которыми я беседовала, советуют это трудное время «перетерпеть».
- А если человека лишили работы, у него жена и двое детей? Думаю, подобный совет ни к чему — может только окончательно обозлить. Многие на грани отчаяния! Не знают, куда податься и что делать. У меня на концертах были случаи, когда зрители выходили на сцену и рассказывали о своих безвыходных ситуациях. Например, человек проработал 27 лет на заводе, точнее, пропахал! И в результате сегодня остался без работы и средств к существованию — его практически «стерли с лица земли»! Трудно понять, как можно так поступать с людьми
- Я работаю в сегменте «лакшери» (то есть роскоши. — Авт. ), — говорит владелица киевского салона красоты, дочь известного политика Александра Мороза Руслана Мороз. — Наши клиенты — хорошо обеспеченные люди, имеющие приличный заработок. И мы зависим от того, насколько хорошо идут у них дела. Если у них все хорошо, то и у нас, сами понимаете, тоже.
Но у многих наших клиентов сейчас не лучшие времена. Кроме того, закупки импортной косметики, с которой мы работаем, и расходных материалов обходятся дороже, ведь цены привязаны к курсу доллара. Значительно больше приходится платить за коммунальные услуги. Расценки пришлось повысить. Мы же не можем работать себе в убыток! К счастью, мы практически ни одного клиента не потеряли.
- В одном из столичных салонов, мне рассказывали, начали экономить на лаке для волос, шампуне
- Мы качество услуг не снижаем — об этом не может быть и речи.
- А в семье вы начали экономить?
- Я никогда не тратила много и в прежние времена, шопинг — не мое увлечение. Тем не менее расходов в нашей семье достаточно: у нас с мужем трое детей, их нужно поставить на ноги.
- Ваш отец Александр Александрович дает вам какие-то советы по поводу вашего бизнеса?
- Нет, он же не бизнесмен (улыбается). А я смотрю в будущее все-таки с оптимизмом. Несмотря на кризис, планирую взять в аренду еще одно помещение, создать еще салон, уже сейчас мы набираем стажеров, готовим для себя кадры, арт-директора поедут на бизнес-форум в Париж. Жизнь, как говорится, продолжается
- Знаю, что вы, владелица салона, работаете в нем как стилист-парикмахер. Зачем вам это?
- Я создаю новые коллекции причесок, мне нравится заниматься творчеством, важно профессионально расти. Чтобы бизнес шел успешно, лидер должен быть профессионалом.
- Как-то вы говорили, что стрижете отца. Это ведь тоже своего рода экономия?
- Ну, не только отца. И мужа, и детей, и племянников Но не из соображений экономии. Так было и до кризиса.
- Многие люди, кстати, не понимают, зачем платить в дорогом салоне большие деньги за стрижку, которая почти не отличается от сделанной хорошим мастером в недорогой парикмахерской.
- Объясню: клиент в нашем салоне покупает не только красоту, но и сервис на самом высоком уровне. Кстати, сервис такого класса, несмотря на кризис, сейчас популярно преподносить в подарок. Для этого даритель покупает подарочный сертификат на определенную сумму и преподносит его любимой девушке. Сертификат может быть именным.
- И какая сумма максимальна?
- Сто тысяч гривен! Поверьте, о таком подарке девушка будет помнить очень долго.
- Но у вас же есть муж Кстати, он бизнесмен?
- Нет, много лет проработал в «Нефтегазе Украины» заместителем председателя правления, а сейчас возглавляет Ассоциацию частных собственников жилищно-коммунального хозяйства — это общественная деятельность.
- Как вы экономите?
- Из-за того, что нужно отдавать кредит, пришлось сократить многие расходы. Например, у нас с мужем маленькая дочка Женечка. Импортное детское питание и памперсы очень подорожали. Мы нашли выход: сами делаем для малышки пюре, соки — это намного выгоднее. У сестры Зои тоже недавно родилась дочка, и такая же ситуация. Детскую одежду передаем по наследству: какие-то вещи наши девочки донашивают еще за Софией — нашей младшей сестрой. Благо, мама у нас бережливая! Точно так дело обстоит с колясками, манежами
- А на себе как экономите?
- Походы в рестораны, бары, клубы вообще исключили! Практикуем домашние встречи с друзьями. Вот и первый день рождения нашей Жени отмечали дома.
- Многие отказываются сейчас от заграничного отдыха. Вы тоже?
- Нет, недавно мы большой компанией ездили на неделю в Италию — в Турин. Все было оплачено задолго, потому можно сказать, что мы съездили почти бесплатно.
- Кризис в Италии ощущается?
- Однозначно. Туристов было немного. Кафе, рестораны полупустые. По сегодняшним ценам, думаю, мы тоже вряд ли поехали бы
В рубрике «Искусство выживать» программы «Шустер. Live» (ТРК «Украина», с понедельника по четверг в 19. 30) хроникёр этой передачи, известный ресторатор Маргарита Сичкарь при информационной поддержке «ФАКТОВ» рассказывает о народных рецептах, помогающих людям преодолеть сложную финансово-экономическую ситуацию. Не пропустите! В рубрике «Искусство выживать» программы «Шустер. Live» (ТРК «Украина», с понедельника по четверг в 19. 30) хроникёр этой передачи, известный ресторатор Маргарита Сичкарь при информационной поддержке «ФАКТОВ» рассказывает о народных рецептах, помогающих людям преодолеть сложную финансово-экономическую ситуацию. Не пропустите!