По мнению экспертов, Украина будет вынуждена ввозить недостающий спирт из-за рубежа, поэтому после уплаты всех обязательных налогов и сборов он будет гораздо дороже отечественного. А значит, и стоимость горючего существенно увеличится
Несмотря на нынешнюю стабильность цен на топливном рынке, все чаще эксперты высказывают опасения, что уже с начала января ситуация может измениться и стоимость горючего резко пойдет вверх. Более того, специалисты не исключают возможности возникновения дефицита легального топлива на заправках. Причиной столь неутешительных прогнозов стала законодательная норма об обязательном добавлении в нефтепродукты биоэтанола. По мнению экспертов, выполнить данное требование в нынешних условиях невозможно. Этот факт признают даже в правительстве. Так что же вскоре ожидает миллионы украинских автомобилистов?
Стоит напомнить, что еще летом прошлого года был принят поданный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторного топлива с содержанием биокомпонентов». Согласно документу в 2013 году рекомендуется добавлять до 5 процентов биоэтанола в бензины моторные, которые производятся и реализуются на территории Украины. Однако уже с 2014 года вводится обязательная норма содержания в горючем не менее 5 процентов биоэтанола. А с 2016 года спирта должно добавляться уже как минимум 7 процентов. Также закон гласит, что теперь производством бензинов моторных смесевых или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе будут заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности.
Эксперты признают, что добавлять биоэтанол нужно, это европейская практика. Но действующий в Украине закон может иметь негативные последствия
— Не меньше 5 процентов биоэтанола в бензине — это может быть 5, 8, 10, 15 процентов, — отмечает президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Короче говоря, ложка, стакан и ведро. Во всех нормативных актах и стандартах принято указывать граничные нормы содержания. Например, «не больше», а здесь — «не меньше».
Выходит, с 1 января 2014 года неизвестно, что лить, куда лить, как смешивать и как контролировать. На сегодня этот закон не готов нормативно-технически, поскольку у нас в стране очень мало автомобилей, в которых можно использовать этаноловую смесь.
Все рассказывают, что так мы адаптируем украинское законодательство к европейским нормам, но на самом деле мы перевернули все с ног на голову. Ни в одной стране Европы нет требований, чтобы весь без исключения бензин перевести в смесевой с содержанием биоэтанола.
Более того, в последнее время в Евросоюзе пришли к выводу, что чрезмерное увлечение производством биоэтанола в качестве горючего может больше навредить, чем принести пользу.
— Есть рекомендации Еврокомиссии, в которых четко сказано, что Европа предлагает ограничить 5 процентами объем биотоплива, которое будет производиться до 2020 года, — утверждает директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. — Специалисты считают, что наращивание объемов производства будет негативно влиять не только на экономические, но и на экологические показатели европейских стран. Поскольку топливо с добавлением этанола не настолько экологичное, как об этом говорят некоторые эксперты.
Еще одной проблемой является нехватка собственного спирта для того, чтобы полностью обеспечить выполнение закона. По оценкам специалистов, Украина будет вынуждена ввозить недостающий спирт из-за рубежа, с уплатой всех обязательных налогов и сборов, из-за чего он будет гораздо дороже отечественного. А значит, и стоимость горючего существенно увеличится.
— После добавления биоэтанола в топливо никто не будет нести ответственность за качество полученного продукта, — считает Геннадий Рябцев. — Кроме того, такое добавление увеличит стоимость литра топлива на 2—5 гривен, поскольку будет считаться производственной операцией, то есть облагаться налогом на добавленную стоимость.
Похоже, что даже в правительстве, по инициативе которого была введена обязательная норма добавления биоэтанола в горючее, уже поняли, что выполнить ее пока невозможно. Как признал министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий, наши предприятия пока в состоянии обеспечить производство только 73 процентов спирта, необходимого для добавления в нефтепродукты. Хотя другие эксперты называют цифру 50—60 процентов. Поэтому сейчас проходят консультации по альтернативным законопроектам, касающимся биотоплива. Министр заверил, что уже к концу ноября правительство определится, будет ли введен какой-то переходный период или топливный рынок начнет работать по закону, принятому Верховной Радой.
— Многим участникам топливного рынка до сих пор кажется, что тема биоэтанола «пройдет мимо» них, но это глубокое заблуждение, — считает директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Независимо от того, начнет ли действовать норма об обязательном добавлении биоэтанола в бензин с 1 января 2014 года, необходимо понимать, что рано или поздно работа с биокомпонентами неизбежно ждет украинский рынок. И чем раньше его участники начнут вникать в нюансы этого процесса, тем менее болезненным будет переход на европейские стандарты в данной сфере.
Даже если удастся решить вопрос поставок, который является сейчас ключевым, хранение, доставка, контроль качества этого капризного продукта — все это станет частью жизни каждого, кто имеет дело с бензином. Основной проблемой добавления биоэтанола в горючее является абсолютное непонимание проблем топливной отрасли производителями спирта. И наоборот, участники рынка нефтепродуктов зачастую не осознают всех нюансов проектов, связанных с биоэтанолом.