В следующем году «Укрзалізниця» выделит около 300 миллионов гривен на жилищное строительство и беспроцентные ипотечные кредиты для железнодорожников
Для миллионов украинцев собственное жилье продолжает оставаться мечтой — ресурсы государственных жилищных программ крайне ограничены, ипотечные кредиты чрезвычайно дороги. Когда-то дома для своих сотрудников строили крупные предприятия, но сейчас это, скорее, исключение из правил. Тем не менее такая практика, к счастью, еще существует. Благодаря отраслевой программе строительства и реконструкции жилья «Укрзалізниці» новоселье отпразднуют сотни семей железнодорожников. В частности, на прошлой неделе 30 работников Коростенского железнодорожного узла получили ордера на квартиры в пятиэтажке по улице Кирова, в следующем году по соседству сдадут девятиэтажный 35-квартирный дом.
— Событие для наших жителей неординарное, — говорит мэр Коростеня Владимир Москаленко. — Если в городе и строится жилье, то исключительно на коммерческой основе. Но чтобы работник получил квартиру от своего предприятия — такое сейчас возможно только на железной дороге.
Один из новоселов — 46-летний машинист электровоза Сергей Васькивский, много лет с женой и двумя детьми ютившийся в крошечной «однушке» жилой площадью всего 13 квадратных метров! Теперь у семьи новая трехкомнатная квартира. Пока она имеет статус служебной. Оформить право собственности Сергей сможет, когда выйдет на пенсию. По его мнению, это правильно: таким образом, жилье получат лишь те, кто действительно связал свою жизнь с железной дорогой, а не пришел ради временных выгод.
До конца этого года новоселье отпразднуют и в Херсоне — строители Одесской железной дороги заканчивают девятиэтажку на 109 квартир.
В следующем году почти сто железнодорожников поселятся во львовском микрорайоне Левандовка. Здесь силами Львовской железной дороги возводится десятиэтажный дом на 90 квартир. По договоренности с «Укргазбанком» и Государственным фондом содействия молодежному жилищному строительству будущие жильцы получили льготные условия по ипотечному кредиту (погашают лишь 3 процента, а остальное компенсирует государство). Со своей стороны, «Укрзалізниця» предоставила каждому новоселу беспроцентный кредит в размере до 25 процентов от стоимости жилья. Опыт беспроцентного кредитования львовских железнодорожников планируют перенести и на другие железные дороги — привлекательные условия получения своего жилья позволят создать дополнительные стимулы и поддержать молодых специалистов. Ведь в отрасли трудятся около 73 тысяч работников моложе 28 лет.
— В последние годы динамика обеспечения железнодорожников жильем положительная, — говорит генеральный директор «Укрзалізниці» Сергей Болоболин. — Темпы, которые мы задали, не будут снижаться.
По его словам, несмотря на сокращение объема грузоперевозок и огромные затраты на обновление основных фондов, финансирование жилищной программы в 2014 году составит порядка 300 миллионов гривен. Это позволит каждой из шести украинских железных дорог обеспечить жильем не менее ста своих сотрудников. Всего же к 2015 году запланировано построить 719 квартир.
— Решение социальных вопросов является приоритетным для железнодорожной отрасли, — отмечает Сергей Болоболин. — Мы выполняем все обязательства по социальной защите работников, предусмотренные коллективными договорами предприятий и железных дорог, а также отраслевым соглашением «Укрзалізниці» с профсоюзом.