Культура и искусство

Эдуард Назаров: «Хитрук — просто вылитый Винни-Пух! Чего только стоила их общая манера чесать у себя башку за ухом»

7:00 — 5 декабря 2013 eye 3735

Ровно год назад ушел из жизни известный мультипликатор, народный артист СССР Федор Хитрук

На мультяшных героях советского режиссера Федора Хитрука выросло не одно поколение зрителей. Это он нарисовал Лису в «Серой Шейке», Оле-Лукойе, Каштанку. Собственные мультфильмы Федор Хитрук стал снимать, когда ему уже перевалило за 40. Зато каждый новый становился шедевром: «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «История одного преступления» и, конечно, «Винни-Пух».

*Легендарный «Винни-Пух» был достоянием только советских зрителей. Чиновники отказались покупать права на экранизацию книги Александра Милна, поэтому мультик нельзя было показывать на международных фестивалях

Федор Савельевич прожил долгую жизнь. В годы Великой Отечественной войны командовал взводом 17-й воздушной армии, служил переводчиком при штабе 3-го Украинского фронта, затем несколько лет провел в Берлине, работая в военном ведомстве. Говорят, последние месяцы жизни, когда Федору Савельевичу становилось уж совсем плохо, он неожиданно переходил на немецкий язык и говорил на нем даже лучше, чем на родном. Хитрук умер, когда ему было 95 лет. В преклонном возрасте режиссер уже не снимал, но по-прежнему преподавал во ВГИКе и даже основал мультипликационную школу-студию.

Режиссер был дважды женат. Его первая супруга, художник-аниматор Мария Мотрук, до последних дней жизни работала вместе с мужем. Второй раз Федор Савельевич женился, когда ему было уже за 70 лет. Его избранницей стала врач Галина Николаевна. Хитрук признавался, что только благодаря ей он так долго живет. Мультипликатор умер дома, на руках у жены. Из-за болезни Паркинсона последние восемь месяцев он был практически прикован к постели. «Он был идеальным мужчиной, который все воспринимал мужественно и с достоинством, — признавалась „ФАКТАМ“ вдова Федора Хитрука Галина Николаевна. — Даже через год после его смерти я не пришла в себя от этой потери. Мне плохо без любимого мужа. Впрочем, не только мне. С уходом Федора Савельевича закончилась эпоха советской мультипликации…»

— Конечно, нам всем тяжело без Федора Савельевича, — рассказал «ФАКТАМ» известный мультипликатор, автор картин «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Про Сидорова Вову», друг и ученик Хитрука Эдуард Назаров (на фото). — Его уход — невосполнимая утрата. Последние годы Федор Савельевич не работал, мы уже давно не создавали совместных работ, но когда у меня возникали какие-то проблемы, нужен был совет, я всегда знал, что могу приехать к нему в небольшую уютную квартирку в самом центре Москвы. Хитрук всегда выслушает, поймет, скажет нечто важное своим проникновенным голосом. И картинка становится на свои места.

— Вы познакомились, когда Федор Савельевич был уже известен?

— По крайней мере, он уже давно работал на «Союзмультфильме». Вся его биография связана с этой легендарной студией. Он ведь пришел туда еще до Великой Отечественной войны. Хитрук любил вспоминать, что стал рисовать мультики случайно. В конце 30-х годов он работал как успешный иллюстратор. И один из знакомых художников неожиданно сказал, что у Федора Савельевича явный талант мультипликатора. Хитрук рисовал очень быстро, что крайне важно в нашей профессии. Правда, на студию «Союзмультфильм» его взяли лишь с третьей попытки. Он начал свою работу в должности аниматора-стажера, а завершил ее как признанный мэтр.

— Федор Хитрук вспоминал, что в семье он был эдаким самородком.

— Его родители не имели отношения к искусству. Отец был простым рабочим, а затем представителем какой-то советской структуры в Германии. Мама Федора Савельевича домохозяйка. Сам будущий режиссер был средним из трех братьев. Года три семья прожила в Германии, и именно там Федор Савельевич научился блестяще говорить на немецком языке. Родители Хитрука умерли в преклонном возрасте, когда обоим было за 95 лет. Поэтому Федор Савельевич любил о себе говорить, что он из семьи долгожителей и ему на роду написана столетняя история… Надо признать, у него была непростая судьба. Это касалось не только творчества, но и личной жизни.

— Он ведь прошел всю войну?

— Федор Савельевич не любил об этом вспоминать и никогда не рассказывал военных историй. Говорил лишь только, что человек, придумавший Бонифация, не мог не иметь за спиной пережитых страданий. Наверное, это же относилось и к Винни-Пуху. Никому не хотелось вспоминать о страшном военном времени. Люди желали видеть и чувствовать себя счастливыми. Я пришел на студию «Союзмультфильм», отслужив два года в армии. Сыграло роль чистое везение — я попал в группу к Федору Савельевичу. Конечно, работать в его команде было очень престижно. В то время группа готовилась к работе над «Каникулами Бонифация» — первым совместным фильмом в нашей истории длиной в 12 лет. Сейчас с такой светлой тоской вспоминаю то время — замечательное, яркое, талантливое и совершенно безденежное.

— Неужели популярность у зрителей не приносила финансового благополучия создателям Бонифация и Винни-Пуха?

— О чем вы говорите?! Какие деньги?! Мы все получали зарплату, которая не была особенно большой. Никаких дополнительных гонораров. Несмотря на свою известность, Федор Савельевич до конца дней жил в очень скромных условиях, никогда ничего не просил. Так и не поменял свою старенькую машину «жигули», которой было больше 20 лет. Хитрук жил на Ленинском проспекте, в самом центре Москвы, но квартирка у него небольшая, двухкомнатная. По-моему, в доме даже не было компьютера. Федор Савельевич не признавал всяких новых технологий и по-прежнему рисовал только на бумаге.

— Сам Хитрук говорил, что образ знаменитого льва Бонифация он списал с себя.

— Что бы ни рисовал мультипликатор, все это похоже на него самого. Вот я делал «Путешествие муравья», так даже муравей похож на меня. Я уже молчу про собаку, которую придумал для мультфильма «Жил-был пес». Конечно, Федор Савельевич был похож на Бонифация. Правда, не столько внешне, сколько по стилю жизни. Получалось, что лев, приехав на каникулы к бабушке в Африку, проработал все это время. Но поскольку получал от труда удовольствие и был счастлив, то, возвращаясь домой, восклицал: «Какая замечательная вещь — каникулы!» Мне кажется, и Федор Савельевич никогда не отдыхал. А что касается внешности, то больше всего собственных повадок, я думаю, он взял для образа Винни-Пуха. Хитрук — просто вылитый Винни-Пух! Чего только стоила их общая манера чесать у себя башку за ухом. Федор Савельевич, как и Винни-Пух, если поворачивался, то всем корпусом.

Говорят, все эти черты присущи и актеру, озвучивавшему Винни-Пуха, Евгению Леонову. Но не надо забывать, что он появился в нашей съемочной группе, когда образ уже был полностью прорисован. Федор Савельевич больше всего любил первую часть «Винни-Пуха». Сняв третью, мы решили остановиться — съемки картины давались непросто. К тому же советские чиновники отказались покупать права на экранизацию книги Александра Милна, поэтому мы не могли выставлять наш продукт ни на какие фестивали и конкурсы. «Винни-Пух» был, так сказать, достоянием только советских зрителей. Но, знаете, самым любимым героем Федора Савельевича был не Бонифаций и даже не Винни-Пух, а медвежонок Топтыжка! Тихий, скромный, добрый — он был совершенной копией самого Хитрука.

— Знаменитый режиссер никогда не повышал голос?!

— Представьте себе. Федор Савельевич мог раздражаться, выходить из себя, но страсти бушевали только у него внутри. Не позволял себе повысить голос на окружающих. Не помню, чтобы из уст Хитрука когда-нибудь сорвалась непристойность. Он всегда боялся быть некорректным по отношению к другому человеку. Помню, когда я только попал в группу, бурно обсуждали образ Бонифация. Каждый день мы засиживались далеко за полночь, решая, как лев будет ходить, во что его одеть. Я впитывал в себя услышанное как губка. Творческая группа собиралась в малюсеньком кабинете Федора Савельевича. Он находился в старом здании, принадлежавшем «Союз­мультфильму», которое режиссеры между собой называли амбар. Это было двухэтажное строение с проваливающимися полами, где одна комната перетекала в другую. В конце этой череды и был маленький кабинетик Хитрука. Но мы тогда воспринимали его как хоромы, в которых витал запах табака.

— Федор Савельевич много курил?

— Да. Правда, потом решил, что надо отказаться от этой вредной привычки и стал курить по полсигареты. Красиво доставал из пачки сигарету, ломал ее пополам и одну часть выбрасывал. Говорил: «Я должен заботиться о своем здоровье». А женившись во второй раз, вообще бросил курить. Рассказывал, что решился на это в один день и больших мук не испытывал.

— Говорят, после смерти первой супруги Федор Савельевич перестал снимать мультфильмы.

— Для него уход Марии Мотрук был страшным ударом. Ведь они были очень сильно связаны друг с другом. Мария Леонидовна всегда была первым помощником на картинах Хитрука. В их союзе, конечно, Федор Савельевич был главным. Последней их совместной работой стала картина «Лев и Бык», вышедшая в 1983 году. После этого Хитрук занялся лишь преподаванием. Мы встречались уже на студии довольно редко, но мне всегда казалось, что я и не расставался с гениальным мультипликатором. При первой же возможности приезжал к Федору Савельевичу, он мне стал как отец.