Политика

Александр Фельдман: «Готовящимся воспользоваться плодами революционной стихии нельзя позволить разрушить уникальность Украины как многонационального государства»

16:36 — 11 декабря 2013 eye 2354

На митингах не место лозунгам, которые во всем мире расцениваются как экстремистские

События, происходящие в Украине на протяжении последних недель, уже успели назвать новой революцией. Хотя трудно говорить о революции, не видя программы и конечной цели революционеров. Я уважаю право каждого гражданина на самовыражение и на защиту своей позиции — это один из основополагающих принципов демократии. Мне могут нравиться или не нравиться события в стране. Но я всегда помню принцип Вольтера: «Я не согласен с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли его выразить».

«Самое главное сейчас — постараться услышать и понять друг друга»

То, что происходит в Киеве, естественное выражение гражданской позиции тысяч граждан Украины. Одновременно за пределами Майдана находится еще большее число тех, кто не разделяет позицию участников акции. Украина разделена в позициях, во мнениях, во взглядах. И самое главное сейчас — постараться услышать и понять друг друга. Это самое сложное, так как митинговая стихия иногда заслепляет и приводит к эйфории.

Украина в течение последней тысячи лет развивалась как территория с большим количеством этносов и народностей. Украинская нация создается как нация политическая, и в ее формировании принимают участие не только этнические украинцы, но и русские, евреи, поляки, крымские татары, молдаване, венгры и десятки других национальностей. Нация, по определению, данному еще в XIX веке, — это общность людей, объединенных совместным будущим. Именно будущим! То есть если мы являемся гражданами Украины, то думать должны в первую очередь о будущем страны, о наших детях, внуках, об их безопасности и о мощном фундаменте строения, называемого украинским государством.

Всякая революция несет с собой разрушения. Какими бы прекрасными ни были лозунги революции, они направлены на разрушение прошлого. Революция никогда не бывает созидательной. Творческим при определенных условиях является постреволюционное время. Революция переворачивает с ног на голову понятия «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Меняется система координат, меняется восприятие добра и зла. Лев Троцкий не случайно сказал фразу, ставшую крылатой: «Всякая революция делается для того, чтобы воры и проститутки стали философами и поэтами».

Можно вспомнить еще одну крылатую фразу, приписываемую Бисмарку: «Революции задумываются гениями, совершаются фанатиками, а их плодами пользуются негодяи».

Очень бы не хотелось, чтобы те, кто готовятся воспользоваться плодами революционной стихии, разбили мир и шаткую конструкцию межнационального равновесия в стране, разрушив уникальность Украины как многонационального государства. Ксенофобия и экстремизм — эти злые джинны не должны быть выпущены из бутылки.

Я — еврей. И я горжусь тем, что на протяжении десятилетий содействовал установлению и укреплению доверительных и партнерских отношений между всеми национальностями и конфессиями в Украине. Сегодня я имею право говорить не только от имени еврейской общины, но и от имени других национальных общин, объединений — всех, кто, независимо от своих исторических корней, ощущают себя гражданами Украины и связывают свое будущее именно с Украиной. И нам всем очень не хотелось бы, чтобы происходящее на Майдане каким-то образом повлияло на межэтнический мир.

Не секрет, что на Майдане время от времени звучат лозунги, которые можно воспринимать двусмысленно. «Слава нацiї! — Смерть ворогам!» — скандируют «свободовскую» речевку тысячи людей, не очень-то задумываясь, кто они — эти самые враги. Кто-то считает врагами русских, кто-то — поляков, кто-то — евреев. Напомню, в своем «Декалоге», опубликованном в начале ХХ века, основоположник украинского национализма, харьковский адвокат Николай Михновский, написал: «Все люди — братья, кроме москалей, жидов и ляхов, которые являются твоими врагами». Неужели эти слова до сих пор актуальны для последователей националистической идеи?

«Украина — общее добро всех ее граждан»

«Смерть, смерть, ляхам смерть! Смерть жидiвсько-московськiй комунi!» — поет песню времен Украинской повстанческой армии небольшая группа студентов, греясь у костра. А дальше — водружение красно-черных флагов над правительственными зданиями, экстремистские лозунги на стенах домов, призывы к насилию. Контролирует ли оппозиция тех, кто сегодня собрался на Майдане? Отвечает ли за все их действия? Как оценить то, что в социальных сетях радикальные участники Майдана распространяют призывы к насильственным действиям по отношению к инородцам, расистские и ксенофобские заявления. Я не имею в виду известных общественных деятелей и политиков, я говорю в первую очередь о провокаторах, которых немало на Майдане, но которые способны исказить лицо мирных протестных акций, превратив его в страшную гримасу.

«Свобода» пытается стать респектабельной правой партией и всячески отмежевывается от ксенофобии. Но ведь это — их электорат и их последователи. Возможно, Олег Тягнибок и его товарищи в свое время просто спекулировали на национальной риторике ради политического куража, ради получения голосов некоего радикально настроенного политического сегмента. Но сегодня этот сегмент предстал во всей красе: сбрасывают памятники, уничтожают парк, «свободовец» Юрий Михальчишин открыто провозглашает лозунги, которые во всем мире могут быть расценены как неофашистские. И все это под лозунгами евроинтеграции? Или все-таки за ширмой евроинтеграции?

Когда-то Иван Драч, прекрасный поэт и один из основателей Народного руха Украины, сказал: «Еврей в Украине должен жить лучше, чем в Израиле, русский в Украине должен жить лучше, чем в России». Прошло лишь 22 года. Неужели этот лозунг уже не актуален?

Сошлюсь даже на идеологию Организации украинских националистов, которая в 70-х годах прошлого века приняла новую концепцию (вместо «Украина для украинцев»): «Украина — общее добро всех ее граждан». И это уже не актуально? Что, снова к Михновскому?

Мы, граждане Украины, представляющие многонациональный народ страны, выражаем обеспокоенность ситуацией. Когда в политическом плане нет никаких подвижек, начинается поиск, точнее, назначение виновных. Муссолини «назначил» виновными коммунистов, Гитлер — евреев, Павелич — сербов, Бандера — русских и поляков. Глорификация Бандеры на Майдане может привести к очередному всплеску ксенофобских настроений. Уже сейчас, в том числе из уст политиков, звучат намеки на «неукраинскую» власть в Украине, призывы к установлению «украинской национальной власти». В воздухе снова пахнет риторикой 20—30-х годов.

Замечательный русский поэт-символист Константин Бальмонт в 1919 году писал: «Революция хороша, когда она сбрасывает гнет. Но не революциями, а эволюцией жив мир. Стройность, порядок — вот что нужно нам, как дыхание, как пища. Когда революция переходит в сатанинский вихрь разрушения — тогда правда становится безгласной или превращается в ложь. Толпами овладевает стихийное безумие, подражательное сумасшествие, все слова утрачивают свое содержание и свою убедительность…» Эти слова вряд ли прозвучат сегодня на Майдане — они будут признаны вредными для Майдана.

Рано или поздно эйфория и истерия заканчиваются, и приходит отрезвление. Многим будет стыдно за те слова и лозунги, которые они скандировали на Майдане. Многие переоценят свою позицию и пересмотрят свои взгляды.

Главное — чтобы не было поздно. Главное — чтобы политическая стихия не привела не только к межнациональной розни, но и к потере целостности самой страны — Украины. Не дай нам Бог потерять ту страну, которую мы совместно создавали на протяжении веков. Не дай нам Бог потерять наше сбалансированное, толерантное и прекрасное общество.