Сегодня знаменитому фокуснику исполнилось бы 65 лет
Игорь Кио — единственный иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая вручается по решению самых компетентных журналистов и критиков Королевским цирком Брюсселя. Он — народный артист и заслуженный деятель искусств России, почетный академик Национальной Академии циркового искусства Российской Федерации, член ассоциации «Братство волшебников» (США). В энциклопедии «Кто есть кто в современном мире» он вошел в число 200 выдающихся деятелей. Его называли загадкой ХХ века, королем волшебников.
Игорь Кио ушел из жизни 30 августа 2006 года. Во время последних гастролей в Украине, состоявшихся в марте 2004 года, артист поведал журналисту «ФАКТОВ» о многих любопытных моментах своей жизни. Фрагменты этого интервью, а также беседы с супругой Игоря Кио Викторией и его дочерью предлагаем вниманию читателей.
- С цирком у меня связана большая часть жизни, — рассказал «ФАКТАМ» Игорь Кио. — Я был настоящим цирковым ребенком — судьба предрешена с пеленок. Мало кто знает, что до моего отца, основателя нашей династии Эмиля Теодоровича Кио (настоящая фамилия артиста — Гиршфельд-Ренард, а творческий псевдоним — Кио — стал фамилией его сыновей, продолживших дело отца. — Авт. ), в цирке вообще иллюзионисты не работали: арена считалась непригодной для выступления фокусников. В детстве я в чудеса не верил: отец раскрыл мне секреты своих фокусов. Узнав, что любая сказка так легко объяснима, я все же не разочаровался. Наряжаясь в пятилетнем возрасте лилипутом, понимал, что никогда не стану поваром или космонавтом
- Игорь Эмильевич, ваша профессия так и называется — фокусник?!
- Да. Фокусники делятся на иллюзионистов и манипуляторов. Иллюзионисты — это те, кто обманывает вас с помощью специальной аппаратуры. А манипуляторы обманывают исключительно за счет ловкости своих рук — с картами, шариками, платками Есть в этом жанре относительно свежее ответвление — артист занимается тем, что имитирует кражу личных вещей у публики. Идет в зрительный зал, показываeт вам, например, карточные фокусы. А потом выясняется, что ему удалось у кого-то из зрителей снять часы, у кого-то галстук, а у кого-то даже подтяжки. Впервые с таким номером в СССР приехал югославский манипулятор Борац. Он с большим успехом выступал в Москве, Ленинграде, Риге В Одесском цирке, вернувшись из зрительного зала на манеж, он, ко всеобщему удивлению, достал из кармана и показал аудитории чуть ли не дюжину часов, которые снял у зрителей. Удивление, восторги, аплодисменты!.. И вдруг из дальнего ряда поднялся молодой жизнерадостный одессит и продемонстрировал всем часы, снятые им с руки самого артиста. Больше Борац в Одессе не выступал!
- Трудно работать фокусником?
- Трудно. Иллюзионист — это прежде всего хороший артист. Важно не только придумать номер, но и показать его так, чтобы публика обо всем забыла. Зрители ведь всегда приходят на представление с единой целью — разоблачить фокусника. Некоторые берут с собой профессиональную книжку про фокусы, чтобы сразу во всем разобраться. Если на пятой минуте такой зритель про книжки забывает — это моя победа. Кроме того, иллюзионист в определенной мере гипнотизер и парапсихолог. И открою вам еще один секрет. Ассистентки, которые со мной работают, — это всегда молодые, красивые девушки
- А есть женщины-иллюзионисты?
- Я знаю женщин, которые работают в этом жанре, но считаю, что это мужская профессия.
- Бывало ли такое, что зрители говорили: «А я разгадал секрет вашего фокуса»?
- Да, бывало. Меня это не смущает. Я сам был свидетелем того, что после представления пять человек обсуждали, как делается какой-то номер. Один из пяти говорил правильно, а у других были свои версии на этот счет.
- Если вдруг — осечка, фокус не удался?
- Бывало и такое. Приходилось делать вид, что я именно и хотел раскрыть секрет этого номера. По молодости я особенно тяжело воспринимал отдельные неудачи. Ведь получил в наследство уже известное имя и не имел права на ошибки. Помню, на одном выступлении я «распилил» женщину. Вдруг в зале раздается гомерический хохот. Я не понимаю, в чем дело. Оказалось, что, пока я раскланивался, один ребенок забрался на манеж, раскрыл ящик, показал всем, как делается фокус, рассмеялся и убежал.
- Конечно, ведь все номера строятся на одних и тех же принципах. О моем отце часто говорили, что он использует двойников. Это было не так, но подобная мысль натолкнула его на идею использовать в цирковых номерах своего младшего брата Гарри, который был очень похож на папу. Отец его тщательно скрывал: если гастролировали, то дядя жил в другой гостинице и не выходил в город без очков или накладных усов. Но случился конфуз Горничная сообщила о подозрительном постояльце в НКВД. К дяде пришли чекисты, обыскали номер и, конечно, нашли много доказательств его маскировки: накладки, фальшивые усы и бороды, темные очки. «Шпиона» забрали. Только через два дня отцу удалось вызволить брата.
- Как вы относитесь к «магической» цифре 13?
- Прекрасно. Я родился тринадцатого, манеж имеет диаметр 13 метров, так что для меня это никак не несчастливое число. Я вообще человек не суеверный и на приметы не обращаю внимания.
К сожалению, не считаю себя реализованным артистом. В советские времена считалось, что если на мои выступления и так идет зритель, то зачем вкладывать деньги в творческое развитие. У меня была высшая ставка — 25 рублей за выступление. В месяц давал до полусотни представлений. Короче, вкалывал на износ
Довольно часто наш цирк гастролировал за рубежом, посетили десятки стран. Помню, выступали в Нью-Йорке в самом большом зале — «Мэдисон Сквер Гарден». Все выступления шли с аншлагами. Мы с Юрием Никулиным получали самый высокий гонорар — 20 долларов за представление. Решил купить в Америке жене норковую шубу — и отработал за нее ровно два месяца.
Кстати, с Никулиным связано еще одно любопытное воспоминание. Я — человек пьющий. Раньше делал это даже в большей степени, чем нужно. В основном пил водку, выпил бы с удовольствием и сейчас, но здоровье не то, поэтому перешел в основном на пиво. Не скрою, говорю об этом с сожалением.
Мне приходилось выступать в пьяном виде. Во время гастролей цирка во Франции в Париж приехала министр культуры Фурцева. В ее честь в посольстве организовали прием, куда пригласили и меня с Никулиным. И вот на этом приеме министр отвела нас в отдельную комнату, где предложила выпить. Мы поначалу отказывались, но она посмотрела на нас и таким шутливым тоном сказала: «Я вам приказываю(!) выпить». Что оставалось делать — выпили. Потом она нам приказывала неоднократно и, самое интересное, хоть «играла с нами на равных», оставалась в норме. А вот мы с Никулиным были порядком навеселе, но все же выступали перед почтенной публикой.
- С Одессой и одесситами меня связывают очень много приятных и веселых воспоминаний. Как-то к отцу подошел кассир местного цирка и с гордостью заявил, что он придумал сногсшибательный номер: «Вот выходите вы на арену и исчезаете на ровном месте при свете прожекторов!» Отец обрадовался и поинтересовался, как это сделать технически. «Если бы я знал, то сделал бы этот номер сам, а вы бы продавали билеты на мои представления», — ответил кассир.
Другое воспоминание связано с одесситом, известным композитором Модестом Табачниковым, автором многих популярных эстрадных песен, в частности, «Давай закурим». Однажды Табачников пришел к нам в гости, и мои родители решили похвастать музыкальными талантами детей. Послушав нашу с братом игру на фортепиано, Модест Ефимович спросил у отца: «И сколько ты заплатил за обучение?» Тот назвал сумму. Табачников тут же выдал: «За эти деньги ты мог бы пригласить Рихтера, и он бы тебе месяц играл!»
Было много забавных моментов, однако самое остроумное из всего обо мне написанного — две фразы в газете «Нью-Йорк таймс» за 1967 год: «Советский иллюзионист Кио напоминает покойного Сталина. И у того, и у другого все время исчезают люди».
- Говорят, что в советские времена цирк был любимым развлечением политиков?
- Члены Политбюро действительно часто посещали цирк. От любви или по «зову партии», не знаю. В Сочи, где отдыхало процентов девяносто тогдашнего правительства, в цирке была даже специальная правительственная ложа. Очень любил цирк Брежнев. Было принято, что если Леонид Ильич посетил представление, то и каждый из его приближенных должен был тоже там отметиться.
- Журналисты называли вас «зятем Брежнева»
- Я категорически против титула «зять Брежнева». Тем более что с Леонидом Ильичом вообще не был знаком, хотя и являлся его зятем. Целых девять суток! Галочку Брежневу я знал с детства. Вернее, она меня знала с детства, поскольку старше. Она, можно сказать, была цирковым человеком — женой эквилибриста Евгения Милаева. В шестьдесят первом году мы поехали на гастроли в Японию. Жена Милаева числилась костюмершей. Я же был молодым 18-летним человеком, на которого Галина произвела огромное впечатление. К слову, развитие наших взаимоотношений (вернее, окончание этой печальной истории) также связано с Одессой. В нашем с Галей случае не было и тени рассудочности: пробежала искра — и мы оказались способными на сумасшествие.
«ФАКТЫ» уже приводили (в марте 2004 года) рассказ Игоря Кио о его отношениях с Галиной Брежневой. Этот союз волновал в то время весь СССР. Однако отец Галины — Леонид Ильич Брежнев, тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС — был категорически против того, чтобы его дочь связала свою жизнь с циркачом, как презрительно называли Игоря Кио в партийной среде.
Игорь и Галина продолжали встречаться, а вскоре официально оформили свои отношения. Через три дня после тайной свадьбы молодожены вместе с цирком укатили в Сочи. На десятый день их законного брака в Сочи пришла телеграмма на правительственном бланке. В ней говорилось, что в связи с поступившими данными о незаконном расторжении Галиной предыдущего брака ее брак с Кио аннулируется. В гостиницу прибыли начальник УВД города Сочи и начальник паспортного стола, которые вежливо попросили у молодоженов паспорта. С этой минуты Игорь и Галина не могли жить вместе в номере — по законам социалистического общежития это право предоставлялось только законным супругам. Галину вынудили уехать домой. Спустя две недели Игорь Кио получил ценную бандероль — свой паспорт. На первой его странице стоял штамп «Паспорт подлежит обмену», а страница c отметкой о регистрации брака была просто вырвана. Но на этом отношения с Галиной не закончились. Еще три с лишним года Кио каждый выходной из любого города прилетал к ней в Москву.
- Считаю, что женщины украшают мою жизнь вдвойне — дома и на работе, — сознался Игорь Эмильевич. — Для меня красивая девушка — это не только ассистент, это значительная доля успеха номера. Хотя на выступлениях я самые страшные, «уничтожительные» номера делаю только с женщинами. Мой идеал — это сексуальная, мягкая, мудрая, с чувством юмора женщина. Как моя жена Виктория, с которой я живу вот уже 28 лет. С ней я тоже познакомился на манеже.
- Тоже?
- Моей предыдущей (второй по счету) женой была Иоланта Ольховикова. В прошлом — также ассистентка циркового номера. От этого брака у нас есть дочка Виктория, которая сейчас выступает в моем аттракционе. У нее подрастает сын Игорь. Надеюсь, продолжатель династии. Кстати, после нашего развода Иоланта снова вышла замуж. За моего старшего брата Эмиля
- По существу, у нас с Игорем получился служебный роман, — присоединилась к беседе жена Игоря Кио Виктория. — Он был женат на Иоланте, я тоже была замужем. Но чувство между нами вспыхнуло действительно очень яркое. Поняв, что совладать с ним не сумею, рассказала обо всем мужу. Он меня понял и отпустил. Игорь также объяснился и ушел из семьи, оставив жене квартиру. Помимо того, он выплатил Ольховиковой весьма солидную денежную сумму — в качестве алиментов. Потом шутил, что платил алименты родному брату.
- Именно вас Кио «сжигал» в одном из своих знаменитых фокусов?
- Да, но поначалу он меня «распиливал». Впрочем, известно, что все мужчины из династии Кио сначала «распиливали» своих ассистенток, а потом женились на них. Правда, я стала исключением: муж двадцать лет меня еще и «сжигал». Признаюсь, натерпеться страху пришлось изрядно! Единственное, что успокаивало, — слова Игоря: «Пока я тебя люблю, с тобой ничего не случится».
- Есть и другая фраза, — дополнил Игорь Эмильевич. — Лучше я каждый день буду «распиливать» тебя, чем ты ежедневно будешь пилить меня
После смерти знаменитого фокусника прошло больше двух лет. Однако, как призналась мне по телефону Виктория Кио, она до сих пор не может свыкнуться с мыслью, что супруга уже нет.
- Да, я была счастлива с мужем все тридцать лет нашей совместной жизни, — говорит сейчас Виктория Кио. — Достойный мужчина во всех проявлениях: властный и очень добрый, порядочный и утонченный, обходительный и настойчивый в своих целях, очень широкая натура С удивительным чувством юмора. Отчаявшиеся женщины часто приводили к нему своих мужей-алкоголиков: «Игорь Эмильевич, закодируйте! Ну что вам стоит!» Он отвечал: «Если я закодирую, он гулять начнет!» И жены отказывались. Бывало, встречали его на улице, просили автографы, а чаще — денег: «Не можете ли помочь материально? Видели ваш трюк с «машинкой для печатания купюр» Трудно представить, но Игорь давал деньги! Люди верили, что он их печатает На гастролях зрители просили его то снять порчу, то поставить на ноги паралитика. Одним словом, воспринимали его как что-то внеземное!
Многие годы мы фактически не имели своего жилья. Вели кочевой образ жизни. А ведь Игорь — очень домашний человек. У него была привязанность к некоторым вещам. Так, маленькую подушечку — «думочку», на которой он привык спать с детства, я возила за собой. Только в 2003 году мэр Москвы Юрий Лужков выделил нам новую двухуровневую квартиру, с верхней лоджией и террасой. После окончания в ней ремонта Игорь буквально не желал никуда уезжать. Любил выйти «наверх», отдохнуть, полюбоваться панорамой. Еще обожал комнатные цветы. Интересная вещь: когда Игоря не стало, все цветы завяли
- Почему-то принято считать, что крупномасштабные трюки первым стал исполнять Дэвид Копперфилд, хотя это не так, — рассказала «ФАКТАМ» в телефонной беседе 41-летняя Виктория, дочь Игоря Кио. — Посетив в Америке представления Копперфилда, отец разочаровался в нем, понял, что тот сделал себе имя благодаря телевидению: самые знаменитые его трюки без киношных ухищрений продемонстрировать невозможно. Практически это был не цирк, а кино- и телешоу. Помимо прочего, идеи принадлежали отнюдь не Копперфилду, он их просто покупал. У отца же был конкретный цирковой опыт — в программе Владимира Молчанова «До и после полуночи». В 1991 году у Останкинского пруда собралось 50 тысяч человек. На их глазах Игоря Кио со скованными руками укладывали в мешок, затем — в сундук, прилетал вертолет, цеплял этот сундук, бросал его в пруд (была уже поздняя осень). После напряженного ожидания фокусник вдруг появлялся перед зрителями на белом «Мерседесе».
Чтобы делать подобные трюки, нужны большие деньги. У Копперфилда есть весьма состоятельные спонсоры, выделявшие по 20-30 миллионов долларов, у Кио их не было.
В номерах отца участвовало много знаменитостей: замечательная актриса Елена Яковлева (он ее «распиливал»), Андрей Миронов, Вахтанг Кикабидзе С Аллой Пугачевой он делал номер: она заходит в клетку, клетка поднимается под купол, и вместо певицы в клетке появляется лев. Режим репетиций был очень жесткий, времени — в обрез. Перед самым началом Пугачева спрашивает отца: «Слушай, я помню, куда я должна уйти. А лев откуда появится?» Он ответил: «Какая тебе разница, появится. Он знает свое дело». Пугачева вдруг обреченно говорит: «А если он появится тогда, когда я еще не успею исчезнуть?» Отец успокоил: «Вообще, он у нас доброго нрава, но ты уж, пожалуйста, постарайся». В результате Алла Борисовна выбралась из клетки с такой прытью, как до того не удавалось ни одной ассистентке, работающей в номере десятилетиями
- Есть ли в вашей династии продолжатели уникального иллюзиона?
- Надеюсь. Во всяком случае, Игорь Кио-младший, мой старший сын (младшего зовут Никита), выступал вместе со своим известным дедом. По всеобщему мнению, именно он, выпускник Государственного института театрального искусства, продолжит семейное ремесло.