Из-за туберкулеза, уничтожившего часть позвоночника, двухлетний паша перестал чувствовать ножки и не может ходить. Столичным врачам удалось спасти малыша и избавить от боли

0:00 — 13 марта 2009 eye 1411

В течение года мальчику придется лежать в специальной гипсовой кроватке, а затем ему установят металлическую конструкцию, поддерживающую спину

Чтобы как-то развлечь своего двухлетнего сынишку, мама возит его по больничному коридору на каталке. Лежащий малыш с любопытством рассматривает окружающих людей. В палате на подоконнике разложены мягкие игрушки, на которые ребенок тут же начал показывать пальчиком.

- Когда сыну исполнился год и восемь месяцев, он стал очень беспокойно спать, — говорит мама мальчика 24-летняя Елена из села Малая Ростивка Оратовского района Винницкой области.  — Неожиданно начинал плакать. Засыпал лишь, когда я гладила его по спинке. После того как Паше сделали пробу на реакцию манту, место укола покраснело, но врач сказала: «Ничего страшного». Сын очень активный. Ни минуты на месте не сидел: все время бегал, пытался залезть куда повыше. Но как-то проснувшись, не смог встать на ножки. Упал на колени. Он несколько раз попытался подняться, но ножки его не слушались… Винницкие врачи предположили, что у малыша воспаление суставов. Назначили лечение и отправили нас домой. Только посоветовали не ставить Пашу на ножки. Однако мальчику легче не становилось. Тогда нас направили в киевскую больницу «Охматдет».

- Обследование и магнитно-резонансная томография (МРТ) выявили у малыша туберкулез позвоночника, — говорит заведующая отделением гнойной хирургии Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Надежда Кисель.  — Это редкая форма болезни. С 2005 года ежегодно в наше отделение попадают 15 детей с различными формами туберкулеза. Только у двоих из них болезнь поразила позвоночник. Малышу предстоит длительное лечение, несколько операций. Мы уже провели первую, в ходе которой удалили один позвонок. Пока не избавим ребенка от туберкулеза, ему придется постоянно лежать в гипсовой кроватке.

«После операции сын поднимал одну ножку, обнимал ее и так засыпал»

Обнимая плюшевого мишку, Паша неожиданно берет ручками одну ногу и высоко ее поднимает. Честно говоря, я испугалась, что такими активными движениями малыш может себе навредить.

- Врачи объяснили, что движения ручками и ножками для Паши не опасны, — успокаивает меня Елена.  — Главное, чтобы позвоночник был зафиксирован в горизонтальном положении. Меня саму пугало, что Паша начал играть со своими ножками. Он даже обнимал одну и в таком положении засыпал.

- Просто наш маленький пациент сразу почувствовал, как улучшились движения его ног после операции, — объясняет Надежда Кисель.  — Туберкулез, выбрав своей мишенью позвоночник, буквально разъел один позвонок и повредил два соседних. Наиболее разрушенный мы удалили. Остальные — почистили. Сейчас малыш получает противотуберкулезное лечение, которое не только остановит болезнь, но и избавит Пашу от нее.

- Когда мы приехали в «Охматдет», Паша практически не шевелил ножками, — рассказывает мама мальчика.  — Как мне объяснили врачи, разрушенный болезнью позвонок «просел» и давил на спинной мозг, из-за чего пропала чувствительность ног. Поэтому мы сразу согласились на операцию.

Видя, что взрослые разговаривают, Паша закричал «мама», привлекая к себе внимание. И только когда малыша начал развлекать фотограф, показывая игрушки и яркие картинки в детской книге, он засмеялся.

- Вмешательство длилось пять часов, — продолжает Елена.  — В реанимации сын провел сутки, затем его перевели в отделение. Паша был весь опутан трубками. Они ему ужасно мешали.

Гипсовый корсет, в котором лежит Павел, скорее можно назвать кроваткой. Ведь в нем ребенок помещается полностью — от макушки до пяток.

- Сын даже не просится, чтобы его подняли или посадили, — объясняет мама.  — Видно, что у Паши в таком положении ничего не болит.

Чтобы прооперировать ребенка, в «Охматдет» пригласили медиков из Института нейрохирургии. Во время вмешательства работали специалисты трех направлений: ортопед-травматолог Анатолий Левицкий, хирург гнойного отделения Надежда Кисель и нейрохирург Георгий Кеворков.

- Операция была очень сложной и кропотливой, — объясняет главный детский ортопед-травматолог Минздрава Украины, профессор кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца доктор медицинских наук Анатолий Левицкий.  — Ведь у ребенка уже были начальные проявления сдавливания спинного мозга, на него давил гной, образующийся в результате разрушения позвонка. МРТ выявило повреждение спинномозговой оболочки. Чтобы удалить позвонок, нужно было, чтобы нейрохирург Георгий Кеворков выделил все нервные корешки, «сумку» спинного мозга. Малейшее неосторожное движение могло привести к параличу пациента. Надежда Кисель убрала гной, а мы, ортопеды-травматологи, удалили позвонок. Это был первый этап лечения этого малыша. Сейчас у Паши в позвоночнике есть просвет. И если ребенок встанет на ножки или его посадят, позвонки сдвинутся и сдавят спинной мозг. После медикаментозной терапии нужно будет провести еще одну операцию и укрепить позвоночник металлической конструкцией, которая крепится к позвонкам и держит их в правильном положении. Причем этому малышу понадобится так называемая растущая система. Она сделана таким образом, что раздвигается по мере роста ребенка.

«Мы считаем, что в коровьем молоке находилась туберкулезная палочка»

- Как вы моете малыша? — спрашиваю маму.

- Я его обтираю влажным полотенцем или салфетками. Например, чтобы протереть спинку, Пашу можно доставать из корсета, но ненадолго. Мы уже приспособились к этому. Пришлось разрезать свитерочки и кофточки и надевать их как распашонки.

Почему ребенок заболел, выяснить сложно. В семье никто не страдал туберкулезом.

- Мы думаем, что Паша заразился этой грозной болезнью, потому что пил коровье молоко, — считает Надежда Кисель.  — Содержащиеся в продукте бактерии, осев в костях, начали их разрушать.

- Вся наша семья пьет молоко, ведь у нас есть корова, — говорит Елена.  — Но я его всегда кипячу. Знаю, что сырое давать детям нельзя. Да и старший сын, ему семь лет, не болен, хотя тоже вырос на домашнем молоке. Конечно, может быть и такое, что в молоке остались бактерии и после кипячения или молоко недостаточно прокипело… Сейчас для нас главное — избавить Пашу от туберкулеза. Хочется, чтобы эти испытания поскорее закончились.

- Нельзя утверждать, что этой болезнью заражаются лишь дети из неблагополучных семей, которые плохо питаются, — продолжает Надежда Кисель.  — Туберкулез костей встречается во всех странах мира. Вовремя выявленная болезнь, проведенная операция и назначенное лечение дают хорошие результаты. Думаю, через год Паша снова будет бегать.

- Что должно насторожить родителей, чтобы не пропустить болезнь?

- К сожалению, туберкулез костей протекает бессимптомно, — отвечает Надежда Кисель.  — Не повышается температура тела, нет изменений в анализах. Но если ребенок быстро устает, плохо ест, плачет по ночам, жалуясь на боли, нужно обратиться к врачам. Классические жалобы при туберкулезе костей: ребенок не стоит на ногах и у него выпирают позвонки.

- В таком случае без операции уже не обойтись, — добавляет Анатолий Левицкий.  — Но чем раньше она будет проведена, тем быстрее выздоровеет ребенок, а болезнь не нанесет непоправимый урон его здоровью.