Политика

Владимир Костерин: «Голосование на выборах раз в пять лет — только видимость участия народа в управлении страной»

9:00 — 27 декабря 2013 eye 2201

По мнению экспертов, выход Украины из политического тупика — в создании постоянного механизма контроля над деятельностью власти. В частности, глава международного фонда «Сокращение рисков» Владимир Костерин предлагает законодательно ввести механизм отзыва всех выборных лиц для повышения ответственности власти

Украина оказалась в политическом тупике — с этим согласны не только представители оппозиции, но и власти. Выход из него многие видят в «перезагрузке» — смене правительства, перевыборах президента и парламента. Однако из рядов общественных деятелей и экспертов все чаще звучит мнение, что даже если удастся заменить одни фамилии руководителей страны на другие (как это уже неоднократно происходило в истории независимой Украины), это не принесет того результата, на который рассчитывают люди, поддерживающие евромайдан. Необходимо менять саму систему контроля над властью! В частности, по словам главы международного фонда «Сокращение рисков» Владимира Костерина, причиной возникшего социально-политического кризиса является отсутствие у народа реальных возможностей контролировать власть и применять к ней санкции в случае невыполнения обязательств и неэффективной работы.

— Массовые протесты — это свидетельство того, что Верховная Рада Украины как высший законодательный орган не выполняет своего предназначения — представительства интересов народа Украины, — отмечает Владимир Костерин. — Сегодня в партиях списки формируются преимущественно не избирателями, а инвесторами. И депутаты, прошедшие по закрытым спискам, не несут никакой ответственности. Репутационные издержки политиков, связанные с потерей доверия и невыполненными обещаниями, покрываются доступом к финансовым ресурсам либо перемещениям по новым округам во время выборов. В итоге многие депутаты уже неоднократно меняли округа, партии, фракции. Сейчас народ Украины выступает как субъект суверенитета только в качестве электората, а не в качестве «акционера» собственной страны, поскольку не имеет возможности контролировать своих представителей во власти. Автономность власти от народа создает напряжение в обществе и вызывает протестные настроения. Голосование на выборах раз в пять лет — только видимость участия народа в управлении страной.

Отсутствие «входа» и «выхода», подчеркивает Владимир Костерин, обратной связи в системе приводит к застою и превращению Верховной Рады Украины в политическую корпорацию, далекую от нужд народа. Следовательно, стране нужны такие «правила игры», при которых граждане почувствуют себя хозяевами. Избиратели должны иметь простой механизм отзыва депутатов, мэров, президента в случае их неэффективной работы.

По словам экспертов, в мире институт отзыва парламентариев имеет разные формы. В странах с развитыми партийными системами (Австралии, Великобритании, Германии, Канаде) отлажена возможность отзыва в случае нарушения партийной дисциплины, коррупции или неэтичного поведения. Во многих странах также применяются дисциплинарные меры по временному лишению мандата. В США на местном уровне практикуется отзыв выборных представителей и чиновников путем подачи ходатайства, подписанного определенным процентом избирателей, с последующим проведением выборов.

По мнению Владимира Костерина, Украине следует обратить особое внимание на опыт Швейцарской конфедерации. В кантонах Швейцарии существует возможность отзыва не только отдельных депутатов, но одновременно и федерального парламента, и правительства. Кроме притока новых людей во власть, это способствует развитию местного самоуправления. Недаром Швейцарию называют страной референдумов, где все важные для государства решения действительно имеют коллективный характер.

Эксперты считают, что, внедряя систему отзыва депутата с автоматическим проведением перевыборов, стоит принять во внимание социальные интернет-технологии, которые все более востребованы в политике. Электронная демократия проявляется в разных формах — от подачи народных инициатив в формате петиций (узаконенная практика в Конгрессе США, Бундестаге Германии и так далее) до проведения выборов в режиме online (о чем свидетельствует успешный опыт Эстонии).

— В законодательстве нужно предусмотреть создание государственного интерактивного портала, на котором будет отображен персональный мониторинг парламентской деятельности каждого депутата и его голосований, куда народные избранники смогут заранее выносить свои предложения и инициативы для согласования с избирателями, — поясняет Владимир Костерин. — Это было бы своего рода досье на каждого депутата. Такой интерактивный сервис должен иметь функцию народного онлайн-голосования по законопроектам и возможность инициировать отзыв депутата, используя электронную подпись для идентификации пользователей сайта. Для отзыва предлагается взять за отправную точку количество граждан, проголосовавших за депутата на выборах, плюс один голос.

Уверен, что введение механизма отзыва выборных лиц и легализация электронного голосования будут стимулировать парламентариев и всю вертикаль власти более добросовестно выполнять свои функции.