Происшествия

«на хорошие коляски у инвалидов очередь — как только один умирает, другой получает возможность нормально передвигаться»

0:00 — 14 марта 2009 eye 502

Эксперты проверили, насколько безопасны и комфортны средства передвижения для людей с ограниченными физическими возможностями

Печально, что практически все учреждения и заведения не приспособлены для потребностей инвалидов. Хотя бы в поликлиниках должны быть раздвижные двери, но стоят обычные, да еще и открывать их нужно «на себя», что колясочнику сделать не по силам. Недоступны для большинства инвалидов и окошки в регистратурах, банках, тяжело дотянуться до банкомата…

«Кресло, в котором сидит беспомощный человек, постоянно переворачивается!»

Комплексное тестирование инвалидных колясок проводилось с сентября прошлого года по февраль 2009-го в рамках совместного проекта Евросоюза и Сообщества потребителей и общественных объединений вместе с Институтом независимых потребительских экспертиз «Тест» и Винницкой областной общественной организации людей с ограниченными возможностями «Гармония».

В практических исследованиях принял участие Центр реабилитации инвалидов-спинальников «Возрождение-АРС». Коляски проверялись на безопасность, комфортабельность, удобство передвижения и маневренность…

- Я пользуюсь коляской с детства, — говорит глава Винницкой областной общественной организации людей с ограниченными возможностями «Гармония» Раиса Панасюк.  — Последние пятнадцать лет не пользуюсь отечественными моделями — из деталей разных колясок, полученных как гуманитарная помощь, мне собрали удобное средство передвижения.

Социальные службы не всегда могут удовлетворить потребности инвалидов в качественных колясках. В некоторых из них даже по ровной поверхности перемещаться тяжело, а о том, чтобы съехать по ступенькам, и речи быть не может. Для каждого спинальника коляска — его жизнь, его единственный способ передвижения. Ведь важно, чтобы коляска проходила в двери и легко каталась по квартире, была устойчивой, несложной в управлении, удобной, немного весила, можно было сесть в кресло самостоятельно.

- К сожалению, инвалид не принимает абсолютно никакого участия в заказе коляски, — сетует руководитель Центра реабилитации инвалидов-спинальников «Возрождение-АРС» Иван Марусевич.  — Люди отказываются брать те модели, которые предлагает государство. Представьте, вам нужна коляска высотой 36 сантиметров, а дают вам 52-сантиметровую или наоборот. Спинальнику была нужна коляска с наклонной спинкой, потому что прямо он сидеть не мог. Социальная служба такую коляску ему не выделяла, и доведенный до отчаяния человек начал стрелять в зале суда. Сейчас он находится в местах лишения свободы, а коляска, которую ему наконец-то выдали, ждет его дома, у старой матери (»ФАКТЫ» подробно писали об этом случае.  — Ред. )

И это не единственный случай бессердечного отношения к инвалидам. Что уж говорить, если кресло, в котором сидит беспомощный человек, постоянно переворачивается! Я не против отечественных производителей колясок, просто прошу: не делайте их без нас. Зачем изготавливать изделия, которыми потом никто не может пользоваться?

Пока отношение к инвалидам не поменяется, мы будем сгнивать в своих квартирах от пролежней, не имея возможности двигаться. В некоторых городах Украины уже сформировалась очередь на коляски инвалидов, которые умерли. А ведь в этом году будет выделено из бюджета порядка восьмидесяти миллионов гривен на закупку именно неудобных колясок!

«Редко кто из инвалидов может позволить себе купить коляску-трансформер за 10-15 тысяч гривен»

- Чем комфортнее и функциональнее коляски, тем они дороже, причем не на одну тысячу гривен, — объясняет президент Института независимых потребительских экспертиз «Тест» Валентин Безрукий.  — К примеру, коляска с ручным приводом и минимумом регулировок и вариантов исполнения обойдется в полторы-четыре тысячи гривен. Коляска-трансформер (еще лучше скутер) стоит 10-15 тысяч гривен. Редко кто из инвалидов может позволить себе купить такое изделие. Большинство же потребителей вынуждены искать коляски подешевле.

Мы решили протестировать самую доступную по цене категорию — коляски с ручным приводом. В тесте участвовало 10 образцов, три из них — отечественного производства (предприятие «Артемсварка», «Искра» и Львовского КЭПСПП), а также изделия из Германии (MEYRA и Ortopedia), Италии (Millenium и VASSILLI), Испании (Sunrise Medical), по одной — из Китая (FS 902 GC) и Тайваня — у этой не было ни номера модели, ни названия производителя.

Инвалиды оценивали удобство спинки, сиденья, подлокотников. Выяснилось, что сиденья многих колясок надо самостоятельно доукомплектовывать подушкой, неудобными оказались подлокотники коляски из Китая, а на подлокотниках итальянской Millenium очень быстро порвалась ткань. Тяжело складывать и раскладывать одному человеку изделия MEYRA, «Искра» и Львовского КЭПСПП. Однако важно то, что все модели оказались устойчивыми.

Испытатели легко садились и вставали из кресел, не было и замечаний к передвижению вперед и назад. Но при попытках преодолеть препятствия, при поворотах и разворотах во многих случаях были отмечены затруднения. Значительное усилие необходимо прикладывать, чтобы затормозить.

Проанализировав все полученные результаты, оценку «отлично» решено было поставить двум образцам: Sunrise Medical и VASSILLI. На «хорошо» себя показали коляски «Артемсварка», «Искра», MEYRA, Millenium New OSD и Ortopedia. Самый дорогой образец — коляска Львовского КЭПСПП — получила оценку «удовлетворительно», а самую дешевую коляску — «безымянную» из Тайваня и китайскую оценили «очень плохо».

Многие коляски, особенно импортного производства, в Украине продают несколько компаний, и цена изделия в разных магазинах может отличаться на треть. А это не такие уж маленькие деньги, особенно для инвалидов. Поэтому не стоит жалеть времени на изучение ассортимента магазинов.