После избиения Татьяны Черновол киевский бизнесмен организовал для всех желающих бесплатный курс самообороны
Согласно данным ежегодного отчета международной организации «Репортеры без границ», Украина, где в прошлом году зафиксировано 120 нападений на журналистов (в 2012 — «всего» 80), признана одной из самых опасных европейских стран для деятельности сотрудников массмедиа. Правозащитники констатируют, что в отличие от России и Беларуси, где для борьбы со свободой прессы повсеместно используется цензура и юридические методы давления на журналистов, в Украине практикуют физическое насилие. Один из наиболее резонансных случаев — жестокое избиение журналистки Татьяны Черновол.
К сожалению, от внезапных нападений страдают не только сотрудники массмедиа. Может быть, именно поэтому на инициативу киевского предпринимателя Максима Музыки, который с детства занимается боевыми искусствами, откликнулись более двух сотен пользователей социальных сетей. Максим не только предложил сопровождать журналистов во время выполнения ими профессиональных обязанностей, но и пригласил их, а также всех желающих, бесплатно пройти курс занятий по самообороне.
— Я не ожидал, что мое предложение вызовет настолько массовый отклик в соцсетях, — признался «ФАКТАМ» Максим Музыка. — Тысяча людей перепостили мое сообщение, более двух сотен захотели прийти на тренировки. Идея организовать такие занятия возникла после того, как в интернете появились фотографии избитой Татьяны Черновол и запись с видеорегистратора ее автомобиля. На мой взгляд, у нее была возможность избежать такого итога «встречи» с бандитами, и для этого совсем не требовалось быть мастером боевых искусств. Именно поэтому у меня появилось желание помочь тем, кому могли бы пригодиться прикладные навыки: как оценивать ситуацию, замечать опасность, как ходить, стоять, сидеть, как и куда убегать…
— И куда же, по-вашему, следовало убегать журналистке?
— Уйти на «Шевроле» от мощного «Порше Кайен» было нереально. А погоня, судя по записи, длилась достаточно долго. Если вы вдруг попали в такую ситуацию, нужно постараться найти максимально безопасное место для остановки. Место удобное для вас, а не для нападающего. Например, автозаправочную станцию, где есть и люди, и камеры наблюдения. Полезно также позвонить знакомым, друзьям, попросить приехать.
Если же автомобиль преследуют на трассе, не позволяйте прижимать вас к правой обочине. Старайтесь уйти влево. Даже если это дорога с двухсторонним движением, пересеките осевую и припаркуйтесь на противоположной стороне дороги. Таким образом, преследователям нужно будет обойти не только свою, но и вашу машину. А вы получите шанс сбежать. Важно, чтобы происходящее привлекло внимание других водителей. Кто-то из них может остановиться. Происшествие может попасть в камеру видеорегистратора другого авто. Но главное — инцидент привлечет внимание участников движения, а это вряд ли входит в планы ваших преследователей. Сейчас такие вещи моментально распространяются по социальным сетям.
Если слежку за собой вы заметили в городе на безлюдной улице, бросьте камень в витрину ближайшего охраняемого магазина. Пусть даже приедет охрана и придется заплатить за разбитое стекло. Но угроза появления охранников может отпугнуть преследователей.
— Как-то известный голливудский актер Стивен Сигал, мастер айкидо, сказал, что если на него нападут люди с оружием, он предпочтет драке бегство. То есть самое главное — вовремя убежать?
— Главное — вовремя понять, что вам угрожает опасность и по возможности уклониться от неприятного приключения. Но если угроза нарастает, например, хулиганы пытаются окружить вас в переулке, лучше бежать. Убегать — не стыдно. Если же скрыться не удалось, то злоумышленника, грубо говоря, нужно любым способом шокировать на несколько секунд и за это время попытаться ретироваться.
Как это сделать? Методов — миллион, но рецепта на все случаи жизни не существует. Можно громко закричать, завизжать, расцарапать лицо… Женщина с маникюром, «бросив» в лицо обидчику кисть с расслабленными пальцами, может на несколько секунд «выключить» его и успеть сбежать. Опять-таки пригодится неадекватное поведение. С моим знакомым как-то произошел неприятный инцидент. Местная братва невзлюбила его и как-то зажала в районе гаражей. А он, совершенно неожиданно для них, начал плакать, пустил слюну и… обмочился, намеренно. После того как человек сам себя (по их понятиям) унизил, браткам он стал неинтересен. И это — не страшно. Страшно, когда тебя выносят вперед ногами… Тем не менее еще раз хочу повторить: угрозу необходимо осознать гораздо раньше, чем ситуация станет критической.
— Максим, вы хотите помочь своим «курсантам» чувствовать себя на улице более уверенно?
— Наоборот. Я пытаюсь избавить их от чувства самоуверенности. Почему? Дело в том, что существует два вида страха. Первый — страх панический, парализующий тело и разум, как у кролика перед удавом. Второй — когда человек осознает угрожающую ему серьезную опасность. Такой страх можно назвать позитивным. То есть ты идешь по улице, смотришь по сторонам и сканируешь пики опасности. Наработать такие навыки сложно, но можно. Например, зашел в метро, увидел человека с недобрым взглядом — вышел и сел в другой поезд.
Есть такая притча. Старик привел к мастеру боевых искусств трех своих сыновей и попросил взять их в ученики. Мастер сказал, что возьмет лишь одного. Он повесил над дверью небольшой мешок с камнями, который падал, как только кто-нибудь пытался войти в дом. Двое сыновей умудрились увернуться от мешка, продемонстрировав чудеса техники, а третий сказал, что не войдет в дом — там опасно. Именно его мастер взял в обучение. Вот и я пытаюсь привить людям именно такую философию: нельзя находиться там, где есть угроза вашему здоровью и жизни.
— Журналистам не всегда удается следовать этому принципу. Например, 30 ноября в центре Киева студенты протестовали, а корреспонденты различных СМИ освещали акцию…
— На многолюдных демонстрациях тоже нужно вести себя правильно. У толпы всегда есть плотный центр и более размытая граница. Оказавшись в центре, человек теряет свободу передвижения, поскольку перестает управлять собственным телом: он будет двигаться туда, куда движутся все. И не дай Бог при этом упасть! Так что лучше находиться на периферии, чтобы всегда иметь возможность отойти, выбраться из гущи народа. Хотя и периферия опасна тем, что в случае атаки можно оказаться между двух огней. Но в центре более высокая опасность быть затоптанным. Если вы все же упали, сразу же хватайтесь за полы, штанину, ремень, руку соседей и старайтесь встать любой ценой. Оставаться лежать, прикрываясь руками, — не выход.
Чем еще опасна плотная масса народа? Резкими движениями. А поскольку тело в основном бывает зажато соседними телами, то в случае опасности люди начинают совершать резкие движения головами. Статистика свидетельствует, что в давке погибают преимущественно от… черепно-мозговых травм. Лет пятнадцать назад в Минске случилась страшная трагедия. Во время концерта хлынул дождь, и люди старались как можно быстрее попасть в метро. Возникла давка, в которой погибло более полусотни прохожих. Самый страшный звук в толпе, когда люди начинают биться головами. А казалось бы… что такое дождь? Ну промок, поучаствовал в конкурсе мокрых футболок, выиграл, пришел домой, высох. Неуправляемость и паника могут привести к катастрофическим последствиям.
— А вам случалось принимать участие в противостоянии с правоохранителями на Майдане?
— В ночь на 11 декабря (тогда спецназ и милиция начали зачистку баррикад вокруг Майдана. — Ред.) я был в центре Киева. Видел, как к Майдану спускались солдаты внутренних войск и бойцы «Беркута». Чтобы предотвратить провокации, мы с друзьями организовали мирное, спокойное оцепление. Выстроились цепью вдоль строя 19—20-летних курсантов Харьковской академии внутренних войск, спиной к ним, чтобы показать, что никакой агрессии с нашей стороны нет. С другой стороны, так нам было удобней следить, чтобы никто ничего не бросил в сторону военных. Потому что малейшая провокация могла повлечь за собой кровь, много крови. Так стояли шесть часов. Через некоторое время курсанты опустили щиты, спрятали дубинки, подняли забрала шлемов. Мы с ними просто разговаривали, картонки им под ноги стелили, чтобы они не замерзли.
Помню, один из ребят, которому я подстелил под ноги картон, сказал: «Вот если бы наше начальство о нас так заботилось, как вы…» Тогда я понял, что это утро прожил не зря. Для меня Майдан — это не кусок асфальта, не какая-то площадь. Майдан — в голове, в сердце. То есть ты должен понимать, за что ты стоишь, что делаешь для своей страны и чего хочешь добиться. Если тебя согнали с этого куска асфальта — встань на другой, третий… Возле каждого из них «Беркут» не поставят. Их просто не хватит на всех.
Фото Франс Пресс