Согласно закону, вступившему в силу с нового года, в топливе, реализуемом на АЗС, должно содержаться не менее 5 процентов биоэтанола
Новый год для отечественного топливного рынка начался с неприятного сюрприза — вступления в силу норм закона об обязательном добавлении во все реализуемые в стране нефтепродукты не менее 5 процентов биоэтанола, а проще говоря, спирта. Правда, пока на заправках такого топлива днем с огнем не найти. Владельцы АЗС признаются: на оптовом рынке его нет, поскольку неизвестно, кто, где и по каким нормативам должен это горючее производить. А значит, за продажу бензина со спиртом могут оштрафовать. Но и за отсутствие биоэтанола в топливе тоже имеют право применить санкции. В результате АЗС пока на свой страх и риск продают обычный бензин, водители радуются, что не возникло дефицита, а правительство… старается проблему не замечать.
Стоит напомнить, что еще летом 2012 года парламент принял подготовленный правительством Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторного топлива с содержанием биокомпонентов». Документом установлено, что с 1 января 2014 года вводится обязательная норма содержания биоэтанола в горючем, которое производится и реализуется на территории Украины. Спирта должно быть не менее 5 процентов, а с 2016 года — уже не меньше 7 процентов. Также закон гласит, что производством бензинов моторных смесевых или с добавлением биоэтанола и биокомпонентов на его основе должны заниматься только предприятия, определенные Министерством энергетики и угольной промышленности.
Однако за несколько месяцев до вступления норм закона в силу оказалось, что перечня предприятий, имеющих право добавлять спирт в нефтепродукты, нет. Технологических норм, стандартов качества и прочей документации по данному виду топлива не существует. Да и мощностей для производства необходимых объемов спирта в Украине не хватает. Даже министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий в ноябре прошлого года признал: наши предприятия пока в состоянии обеспечить производство только 73 процентов спирта, необходимого для добавления в нефтепродукты. Тревогу забили нефтетрейдеры, эксперты и некоторые чиновники. Были предложения отсрочить вступление закона в силу. Но Верховная Рада ушла на зимний отдых, так и не приняв решение. Впрочем, вернувшись к работе, депутаты не приступили к обсуждению проблем топливного рынка.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:
— Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день норму об обязательном добавлении биоэтанола в нефтепродукты не выполняет ни одна компания, работающая на отечественном топливном рынке. Что и прогнозировалось многими экспертами еще осенью прошлого года. Законодательная база, касающаяся добавления спирта в бензин, настолько неграмотно составлена, что выполнение закона становится фактически невозможным. Так, если компания начинает продавать бензин с биоэтанолом, она автоматически нарушает целый ряд других законов. В частности, Госпотребинспекция вправе применить штрафные санкции к такой компании за то, что она реализует продукцию, не соответствующую стандартам качества. Ведь никаких сертификатов или стандартов для производства смесевого бензина до сих пор нет. С другой стороны, продажа горючего, не содержащего спирт, теперь тоже является нарушением закона. Но учитывая, что на рынке так и не появился легальный бензин с добавлением биоэтанола, нефтетрейдеры из двух зол выбрали меньшее и продолжили продавать обычное топливо на старых условиях. Это позволило предотвратить дестабилизацию рынка. Ведь многие эксперты боялись, что АЗС могут временно приостановить работу, чтобы не «нарваться» на санкции и дождаться, пока государство разберется в им же созданной парадоксальной ситуации. Но горючего в стране сейчас достаточно, и никаких рыночных предпосылок для его подорожания или возникновения дефицита нет.
— Когда можно ожидать решения возникшей проблемы?
— Еще перед Новым годом состоялось расширенное заседание Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, на котором были обозначены пути выхода из сложившейся ситуации. Уже есть законопроект, который призван устранить возникшие противоречия и гармонизировать наше законодательство с европейским. В частности, отечественный бензин с добавлением до 5 процентов спирта классифицировать как европейский Е-5, а если спирта от 5 до 10 процентов — как Е-10. Кроме того, Минэнерго направило в Кабмин письмо с просьбой наложить временный мораторий на проверки АЗС, связанные с противоречиями закона об обязательном добавлении биоэтанола. К сожалению, правительство пока никаких мер для решения проблемы не приняло. Остается надеяться, что это произойдет в самые ближайшие дни.
Хочу отметить, что сама проблема возникла еще два года назад, когда определенные бизнес-структуры через своих представителей в правительстве и парламенте пролоббировали принятие закона об обязательном добавлении биоэтанола, не разработав должным образом сам законопроект. Документ, созданный в спешке и принятый парламентом без должного изучения, оказался очень противоречивым. Лоббисты надеялись, что правительство исправит ошибки путем принятия подзаконных актов, но никто не стал этим заниматься.
Чтобы понять, что делается для выхода из сложившейся ситуации, стоит ознакомиться с вышеупомянутым письмом, которое имеется в распоряжении «ФАКТОВ». В этом документе Министерство энергетики и угольной промышленности признает: в данный момент невозможно наладить реализацию в Украине бензинов, содержащих не менее 5 процентов биоэтанола. Сообщается, что еще 26 декабря было проведено заседание с участием представителей органов власти, производителей спирта, нефтепереработчиков и нефтетрейдеров. Среди ключевых проблем названы нехватка биоэтанола отечественного производства для выполнения закона, а также завышенная цена на производимый в Украине спирт.
Так, нефтетрейдеры сообщили, что в настоящее время цена биоэтанола, составляющая от 11 тысяч 500 гривен за тонну, экономически необоснованна и почти равна оптовой цене бензина. Между тем еще в 2012 году при разработке законопроекта о добавлении спирта представители Минагрополитики гарантировали: стоимость биоэтанола будет не выше 9 тысяч гривен за тонну. Таким образом, в нынешних условиях добавление спирта не только не удешевит топливо, но и, напротив, может сделать его дороже.
Среди прочих проблем реализации проекта названо двойное обложение акцизным сбором операций по добавлению биокомпонента в бензин, что приведет к подорожанию литра горючего минимум на 2 гривни 50 копеек.
Для урегулирования ситуации Минэнергоугля разработало законопроект, который предлагает перенести обязательную продажу смесевых бензинов на 1 июля 2014 года, а также снизить норму добавления спирта с 5 до 3 процентов. «Указанные изменения позволят производить и реализовывать на рынке нефтепродуктов Украины бензины моторные в соответствии с ДСТУ и обеспечат сбыт отечественного биоэтанола в объемах его производства», — сказано в письме.
Министерство доходов и сборов Украины, в свою очередь, разработало законопроект, который исключает двойное налогообложение операций по добавлению биоэтанола в бензины. Документом предложено дополнительно облагать налогом только долю биоэтанола в готовом продукте.
В связи со множеством нерешенных вопросов Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось к правительству с просьбой о введении моратория на проверки и привлечение к ответственности сетей АЗС за невыполнение нормы о добавлении спирта в бензин до принятия парламентом законопроектов, призванных урегулировать проблемы.
Весьма любопытно, что буквально на днях в парламенте был зарегистрирован законопроект, инициированный премьер-министром Николаем Азаровым. Документ предлагает штрафовать компании за недопуск должностных лиц, осуществляющих государственный рыночный контроль АЗС и любых других объектов, которые производят и распространяют непищевую продукцию. Интересно, какой закон парламент примет первым — о решении проблем на топливном рынке или о штрафах для АЗС?
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»