Происшествия

«из-за двери вырывалось пламя, запасной выход был заколочен, а в комнате кричали малыши… »

0:00 — 18 марта 2009 eye 488

Сорокалетний Сергей Генов из села Лозоватка Запорожской области вынес из огня троих маленьких детей

Мартовский вечер выдался необычайно холодным, со стороны Азовского моря дул пронизывающий напористый ветер. В селе Лозоватка Приморского района (Запорожская область), основанном когда-то болгарами, в доме № 17 по улице Садовой четверо малышей семьи Зубенко собрались у телевизора на любимую детскую передачу. В доме напротив супруги Сергей и Наталья Геновы смотрели сериал «Маргоша». Около семи вечера в их дверь настойчиво постучали. Открыла Наталья. На пороге стоял перепуганный соседский мальчик — Вова Зубенко. Увидев женщину, закричал: «Тетя Наташа, у нас дом горит! Уже вторая комната».

«Вика от страха начала терять сознание»

- Вовка был белый как стена. Мы бросились через дорогу к его дому, это в ста метрах от нас, — рассказывает Наталья Генова.  — Захожу в коридор — там огонь и стена дыма… А я знаю, что в комнатах еще трое детей! Говорю Вове: «Скорей дядю Сережу зови». Муж прибежал сразу.

- Коридор был в дыму, двери в кухню, гостиную и детскую закрыты, — продолжает рассказ жены Сергей Генов.  — В детской уже все горело, я был в шоке! Сразу бросился в кухню — вдруг там остались малыши! В ней уже оказалось невозможно находиться из-за дыма. Стал на колени, заполз внутрь, осмотрелся, никого не увидел. Выбежал на улицу, чтоб набрать больше воздуха, — и опять в дом. Из-за двери, где был телевизор, слышу детские крики… Стекла в двери уже лопались. Вбегаю в комнату, а там перепуганные Вика, Саша, Илюша. В болгарских домах старой постройки почти всегда делали два входа, один парадный, второй запасной. Через парадный пробивалось пламя, к запасному, заколоченному, можно было пройти через комнату, где находились дети. Я опять выбежал на улицу и выбил ногой вторую входную дверь. Поддалась она не очень легко. За дверью уже стояли Вика с Илюшкой. Хватаю их и передаю жене. Двухлетняя Саша была в комнате на диване. Бегу туда, заворачиваю ребенка в одеяло и — наружу.

- Маленького Илюшку подхватил Вова, я взяла на руки Вику. Говорю: «Пошли к нам, я вас умою, одену», — говорит Наталья.  — Дети ж босиком, полураздетые, мороз на улице. Вика от страха начала терять сознание. Пришли, позвонили отцу детей, побежали к моей маме, она рядом живет, попросили вызвать пожарных. Укрыла всех детей одеялом, младшие поиграли и уснули, а Вова с Викой буквально в истерике: что теперь с домом будет? Как могла, успокоила, ведь уже ничем не поможешь.

Пока Наталья возилась с детьми, Сергей сделал очередную попытку войти в дом, хотел спасти какие-то вещи. Заскочил, но все было объято пламенем, и он выбежал. Шифер на крыше начал с треском лопаться, на звуки и зарево собирались соседи. Первый вопрос, который все задавали: «Где дети?»

К тому времени, когда из Приморска прибыли пожарные (от райцентра до Лозоватки 30 километров), все, что могло гореть, было почти полностью уничтожено огнем. По словам Сергея и Натальи, пострадавшие соседи материально жили неплохо. Сгорели ковры, телевизор, видеомагнитофон, новая стиральная машина, бензопила, швейная машинка.

Позже к Геновым заглянула председатель сельсовета Раиса Минкова и предупредила: «Отцу, если придет, отдайте детей. Матери — ни в коем случае».

Папа ребятишек Александр Зубенко, который недавно расстался с женой, пришел после полуночи. Сказал, что за спасение 11-летнего Вовы, 8-летней Вики, 2-летних двойняшек Илюши и Саши готов соседу руки целовать. Всех четверых, не дожидаясь утра, увез к себе домой, где раньше жил один. Взволнованная мама детей Алена постучалась к Геновым, по их словам, только в четвертом часу утра. В тот день, когда случился пожар, Алена с сожителем Николаем уехала в соседнее село к родственникам. Будь взрослые дома, когда в детской комнате «коротнула» старая электропроводка (такова предварительная причина пожара), столь печальных последствий могло и не быть.

«У нас сгорели все игрушки. Особенно жаль мягкую собачку, она пела, пока батарейка не села… »

Я приехал в Лозоватку на второй день после происшествия. Внутри саманного остова, бывшего недавно добротным домом, еще дымились головешки. Поговорить с мамой детей, которых спас Сергей Генов, не удалось. Узнав, что все живы-здоровы и находятся у отца, женщина уехала и пока в селе не появлялась. Проводить к дому, где сейчас детвора, вызвался 7-классник Сережа Димитров. По дороге мальчик рассказал, что учителя в школе попросили помочь погорельцам кто чем может. Он, Сережа, поделился ручками и тетрадями.

В доме Александра Зубенко было натоплено. «Просто с ног сбился, некогда детей покормить, — посетовал, впуская гостей, хозяин.  — Я ж один был, теперь нас вон сколько». В подтверждение этих слов из комнаты высыпали Вика, Вова, Саша, Илюша. Губы младших были перепачканы кашей. Александр аккуратно вытер личики, после чего рассказал, что с женой Аленой в неофициальном разводе. Женщина почти год живет с другим человеком.

- Я работаю в хозяйстве «Серп и молот» охранником, это бывший колхоз, — рассказал Александр.  — Когда в 10 вечера позвонили и сообщили, что сгорел дом жены, а детей спасли, я был на дежурстве. Услышав такое, схватился за сердце, хорошо, в аптечке нашелся корвалол. Пришел в себя — и сразу пешком в село, это шесть километров по грунтовке. Забыл и про хозяйство, и про волков, которые тут бывают. Прибегаю к Геновым: «Как дети?» — «Спят. Успокойся».  — «Где, — спрашиваю, — их мать?» — «Не знаем, куда-то уехала». Бегу к своему брату, он не спал еще. На его мотоцикле всех и перевезли. Зачем детям у чужих ночевать, если я в доме сейчас один?

- Слава Богу, — говорит Александр, — все живы. Я получаю в хозяйстве до 500 гривен. Еще подрабатываю: кому обувь починю, кому огород вскопаю, уголь разгружу. Получается в месяц гривен 750-800. Выкрутимся, жить можно. Я детям всегда помогал — деньгами, продуктами. Теперь хочу лишить Алену родительских прав. Пожар — последняя капля. Как можно было уйти больше чем на сутки? Она и раньше относилась к детям халатно. Жаль, что у детворы все пропало: игрушки, тетради, учебники. Но односельчане, соседи не бросают в беде, несут и несут — одежду, колготки, яйца… Приходила Раиса Ивановна, председатель сельсовета, сказала: «Что-то понадобится, обращайтесь». А я никак не сориентируюсь. То корреспонденты газет приезжают, то телевизионщики».

Не успел Александр закончить фразу, как в окно с улицы постучали. Приехала только что упомянутая Раиса Минкова, председатель сельсовета, с очередным гостем. Им оказался предприниматель из Запорожья Павел Бовкун. В большом пакете, принесенном мужчиной, были яблоки, апельсины, конфеты, школьный ранец, учебные принадлежности.

- Вчера увидел по телевизору сюжет о пожаре, — сообщил Павел.  — Слова маленькой девочки о сгоревших учебниках и любимых игрушках так зацепили за сердце, что не мог спокойно спать. Утром позвонил в райадминистрацию, в сельсовет, узнал адрес, купил на скорую руку подарки, сел в машину и приехал.

Заметим, что от Запорожья до Лозоватки больше 200 километров. Деньги на учебники и одежду Павел пообещал оставить председателю сельсовета: пусть купит детям все, что нужно. Пока ребятишки общались с запорожским гостем и оценивали подарки, мы побеседовали с Раисой Минковой, которая, как оказалось, знает о семейных проблемах Александра Зубенко.

Председатель сельсовета дала понять, что Алена, жена Зубенко, не отличается высоконравственным поведением: заглядывает в бутылку, гуляет, детям уделяет мало внимания. Оставив мужа, сошлась с другим, перебралась с ребятами в дом неподалеку. После пожара исчезла, куда — никто не знает. Село, конечно, детей в беде не оставит, но отец детей, который тоже не без греха, должен сделать из того, что случилось, выводы.

- Послушай меня, — обратилась Минкова к Александру.  — Заявляю при корреспонденте газеты: Алену мы лишим материнства. Но и ты, если будешь пить, забудешь о своих детях. А дети очень хорошие, сам знаешь. Я буду приходить каждый день, имей это ввиду.

Молодой мужчина слушал нравоучения без возражений, не скрывая радости оттого, что жилище вновь наполнилось детскими голосами. Старший сынишка Вова, кроткий и худенький, постеснялся общаться «с газетой». Зато бойкая темноглазая Вика о самом страшном вечере в своей жизни рассказала без колебаний:

- Мы с Вовкой пришли из школы и в зале смотрели телик. Когда Илюша выбежал в нашу комнату, Вова пошел за ним и увидел огонь, на моей кровати горело одеяло. Он сразу бросился к тете Наташе, соседке, но она ничего не смогла сделать. Тогда прибежал дядя Сережа и выбил дверь. Было полно дыма, в кухне начали лопаться лампочки, потом ковер загорелся. Я так орала! Илюша тоже кричал, что ему страшно. Сгорели книги, портфели, игрушки. Особенно жаль мягкую собачку, она пела, пока батарейка не села…

Как сообщила «ФАКТАМ» помощник начальника ГУ МЧС Украины в Запорожской области Юлия Барышева, мужественные действия Сергея Генова по спасению детей во время пожара обязательно будут отмечены. Скорей всего, его кандидатура будет выдвинута на участие в конкурсе «Герой-спасатель года». Причины и обстоятельства случившегося в Лозоватке пожара установит следствие.

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что ГУМЧС Украины в Запорожской области ходатайствует о представлении Сергея Генова к правительственной награде.