Известные люди рассказали «ФАКТАМ», как противостоят пессимизму
- Иван Степанович, вы ощутили кризис?
- Абсолютно нет! — отвечает народный художник Украины Иван Марчук. — Кредитов я не брал, с банками не связан.
- Но в магазины-то ходите. Цены вас не пугают?
- Да, цены поднимаются. Но на это не обращаю внимания. То, что я могу себе позволить, и так куплю. Ведь я человек абсолютно непритязательный. Единственное, что неприятно, — очень дорогие краски. Но могу их купить? Могу. Рисую? Рисую.
- А то, что многие продукты питания подорожали, вы заметили?
- У меня отношение к еде очень своеобразное: ем пищу не обязательно вкусную, главное — полезную: курагу, изюм, мед, орехи, овсяную кашу. На такой еде можно держаться всю жизнь и с голоду не умереть. Иногда, конечно, в гостях ем борщи и другие блюда. Однако вкусной еды мне и не нужно — она вредит здоровью.
- Но сухофрукты и орехи, извините, тоже ведь удовольствие не из дешевых.
- На курагу я зарабатываю (улыбается).
- Художнику, как известно, важно вдохновение. Где вы его черпаете и как боретесь с плохим настроением?
- Спасение прежде всего в работе. Думаю, если бы все работали хотя бы на 30 процентов так, как я тружусь всю жизнь, мы бы не в кризисе жили, а в раю, да еще и Европу бы кормили!
- В котором часу вы начинаете работу?
- В семь утра я уже в мастерской.
- А когда заканчиваете?
- Часов в девять вечера отправляюсь домой.
- Как известный художник, вы наверняка можете себе позволить роскошь. Ну, к примеру, дорогой мобильный телефон.
- У меня обычный. Зачем мне крутой? И таким-то не умею управлять. Могу лишь позвонить и услышать. Даже эсэмэски принимать не научился. По отношению к технике у меня нет таланта. Например, машину я вожу только ночью, когда люди спят. Не могу ездить, когда много автомобилей — боюсь их
- Что, кроме погружения в работу, может спасти от депрессии? Ведь многие сейчас настроены пессимистически именно потому, что стали невостребованными.
- Лучший способ избавиться от хандры — хорошее общество.
- В какой-то степени, безусловно, — вздыхает известный в прошлом футболист сборной Украины и киевского «Динамо» Андрей Гусин. — Но на этом не стоит зацикливаться, а нужно продолжать работать, не опуская рук. Заниматься тем, чем занимался, но с еще большим усердием и энтузиазмом.
- Вы кредиты какие-то брали?
- Нет.
- Как сейчас обстоят дела в дизайнерском бизнесе вашей жены Кристины?
- Она больше года им не занимается, потому что мы жили в России. А бизнес нужно постоянно контролировать.
- На чем-то экономите?
- В последнее время не делаю никаких супердорогих покупок.
- Антидепрессивный рецепт читателям дадите?
- Забудьте о слове «кризис»! Просто не употребляйте его, и все. Поменьше депрессии. Просто делайте свое дело. И через какое-то время все наладится. Обязательно.
- Не до танцев
- Да, не до них, к сожалению.
- Цены не пробовали снизить?
- Это уже не имеет принципиального значения. Люди просто исключают из своего бюджета этот пункт, и все. Потому что это не первая необходимость. А когда у тебя в кармане сто гривен и нужно выбрать, купить на них еду или заплатить за урок, то выбор понятен. Тем более — пострадало спортивное направление, для участия в конкурсах и соревнованиях нужны костюмы, недешево стоят и сами поездки. И театральное направление переживает далеко не лучшие времена — поток зрителей сократился почти наполовину. А сделать билеты дешевле не представляется возможным — мы просто не выживем Уже и так экономим на чем только можем. Не ставим новые спектакли, ведь деньги нужны на декорации, костюмы
- А в быту ощутили кризис?
- Безусловно. Я живу в Севастополе, где заработки у людей ниже, чем в столице, а цены в магазинах такие же, как и в Киеве. В магазины заходить просто страшно!
- Кредиты отдаете?
- Кредиты — это самое ужасное. Я брал кредит на машину. И вот теперь банк увеличил процентную ставку. Нужно отдавать невероятную сумму!
- Сейчас у многих такая ситуация
- Но от этого ведь не легче! Настроение, признаюсь, просто ужасное. Выход один — поменьше об этом кризисе думать. Хотя как тут не думать, если нужно кредит отдавать? Ну, допустим, банки заберут у людей машины, недвижимость — и что дальше? Что они со всем этим будут делать, скажите? Эти экономические метаморфозы бьют просто наповал. И если все это будет продолжаться, боюсь, мы многих можем потерять. Не у всех хватит силы удержаться на ногах. Так что, дай Бог, нам выстоять
- У вас есть бизнес?
- Да, это компания, которая занимается организацией праздников. Я не особенно пострадала, хотя ряд мероприятий пришлось отменить.
- Вы брали кредиты?
- Слава Богу, эта участь меня миновала.
- На чем-то экономите?
- Не так часто, как раньше, посещаем с мужем рестораны. А в остальном все по-прежнему.
- Как спасаетесь от депрессии?
- Лучшее средство — общение с родными, друзьями. Люди в последнее время так потянулись за материальными благами и увлеклись зарабатыванием денег, что совсем перестали встречаться, разговаривать друг с другом. Стали настолько рациональными, что перестали замечать прекрасное вокруг. Живя в Киеве, некоторые практически ничего не знают об исторических местах, ради которых иностранные туристы преодолевают тысячи километров.
- Психологи говорят, что люди стали развиваться односторонне — интересуются только тем, что может быть полезно для их профессии и принести деньги
- Именно об этом я и говорю. Мир ведь гораздо шире бизнеса и потребления.
- Спортивная закалка помогает вам справляться с жизненными трудностями?
- Помогает не ломаться перед ними, ведь большой спорт — это сплошная дисциплина и жесткость по отношению к себе. Кризис — это как травма в спорте. У меня часто случались травмы, но я продолжала тренироваться и ставила все новые и новые цели. И вот эта целеустремленность — главное, что дает человеку спорт. Так что мой рецепт от депрессии такой: ставьте цели, независимо от кризиса, и идите к ним, как бы ни было трудно.