Двадцать лет назад народная артистка России начала актерскую карьеру
Марию Аронову зрители знают по ярким характерным ролям в театре, где она сыграла Проню Прокоповну («За двумя зайцами»), а также по работам в кино (снялась в сериалах «Остановка по требованию», «Московские окна»). Марию можно назвать счастливчиком. Ведь сразу после школы поступила в престижное Театральное училище имени Щукина на курс Владимира Иванова, которое окончила в 1994 году. Актриса не устает повторять, что Владимир Владимирович до сих пор остается ее творческим отцом, царем и богом. В дипломном спектакле «Царская охота» Аронова сыграла Екатерину II настолько хорошо, что получила за эту работу Государственную премию России имени Станиславского. Сейчас на счету народной артистки России престижные премии: «Хрустальная Турандот», «Ника»…
Поговорить с актрисой удалось прямо на съемочной площадке фильма «Копы из Перетопа», который вскоре покажет телеканал «Украина». В картине режиссера Максима Паперника Мария играет жену главного героя. Актриса говорит, что с этой героиней они очень похожи.
— В будущем фильме вы играете властную женщину. В своей семье вы, говорят, серый кардинал?
— Мне кажется, что мы с мужем — двухголовое чудовище. (Сейчас актриса третий раз замужем. — Авт.). Вопрос в том, ради чего мы живем и что нас объединяет. Центр нашего внимания — дети. Я никогда не скрывала, что без cвоего теперешнего мужа не вырастила бы сына. Женщине не под силу в одиночку воспитать мужчину. Я жила с ощущением, что муж мучил сына, измывался над ним. Зарядка, обливание холодной водой — это же настоящее издевательство. Но когда поговорила с сыном, которому уже 22, он сказал: «Мать, отец преподал мне такую школу. Я ему очень благодарен».
*В картине «Артистка» партнером Марии Ароновой по съемкам был знаменитый Александр Абдулов. Кадр из фильма. 2007 год
В новом фильме моя героиня любит своего сына больше жизни, любит мужа и гордится им. Вообще, я счастлива работать с Максимом Паперником. Во-первых, безумно люблю Киев, приезжаю сюда почти как домой. С Максом Паперником мы много работали, он, в отличие от очень многих (да простят меня те, кто обидится) умеет снимать, работать с артистами. Еще есть Николай Добрынин, любимый мой партнер, замечательный человек. К своему удивлению, попала в совершенно интеллигентную, прелестную, заботливую группу. Рыба же тухнет из головы, а у нашей рыбы свежая, светлая голова.
— Как удается все успевать — семья, воспитание детей, работа в театре и кино?
— Все зависит от самоорганизованности и поддержки близких. Если человек понимает, что все успехи связаны с его тылом и людьми, которые наполняют жизнь, тогда все у него будет хорошо. А когда человек живет сам по себе и свои победы воспринимает как собственное достижение, это может скоро закончиться. Говоря об успешности, надо в первую очередь вспомнить о родителях, благодаря которым мы с братом появились на свет.
Хочется направить детей, как в свое время меня направили родители. Моя мама говорила, всегда нужно знать своих коней и использовать свои ставки. Я осталась без мамочки в 23 года. Она была очень образованным человеком, легче перечислить книги, которых она не читала, чем прочитанные ею. При этом была женой и матерью, занималась уборкой, готовкой, таскала сумки, штопала носки брату и отцу, мои колготки. После смерти мамы мне сразу же пришлось повзрослеть. Стараюсь не забывать все то, чему она меня учила.
Как-то вечером я вернулась после репетиции домой, а мама, уже больная раком, ухаживала за моим сыном. Тогда, в 1991 году, не было памперсов, их заменяла марля, которую мы гладили с двух сторон. В ванной стоял таз, где были замочены эти грязные марлевки. Мама говорит: «Маша, надо бы выстирать». А я отвечаю: «Подожди, пожалуйста, мне надо подумать над рисунком роли». Мама никогда не повышала голос, она просто принесла таз и вылила мне под ноги. Ни слова не говоря. Больше мы к этому вопросу не возвращались. Позже она сказала: «Понимаешь, появятся новые роли, мужчины, но ничего важнее детей в твоей жизни не будет. Если ты это поймешь — проживешь правильно».
— Вы ведь в кино почти 20 лет. Как сегодня воспринимаете свою первую роль?
— Это был фильм Сергея Урсуляка «Летние люди» по пьесе Горького «Дачники», драма об одном дне из жизни дачного поселка начала века. От тех съемок я до сих пор щенячий восторг испытываю. Это была моя первая поездка за границу (фильм снимался в Чехии), да еще с такими замечательными артистами, как Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Наталья Вдовина. Безумно интересно было работать с Урсуляком. Замечательный режиссер в плане точной работы с актером. Видимо, потому, что сам в прошлом актер.
— Сын ваш тоже решил стать актером?
— Он закончил театральное училище. Это был мой выбор. Время покажет, права я или нет. Для меня было очень важно, чтобы он в 15 лет поступил в институт. Он ведь школу закончил экстерном, был самым юным на курсе. Очень хотела, чтобы он находился среди интеллигентных людей, воспитывался у нашей замечательной институтской профессуры, читал хорошие книги. В институте с ним, 15-летним мальчиком, говорят на «вы». Сын обалдел от такого отношения.
У него есть друг, владеющий почти всеми музыкальными инструментами, очень образованный мальчишка. Меня беспокоит, какое окружение выберет сын. Удивилась, когда позвонили из театра и хвалили его. Сына пустили в «Женитьбу» на Малой сцене и сказали, что он один из лучших в этом спектакле.
Мой гениальный папа, дай ему Бог здоровья, повторял чудесную фразу: «Ваши победы — это ваши победы, а ваши беды — это наши беды». Стартовая точка — дети. Все наши движения направлены на то, чтобы создать для них будущее и дать им возможно больше, в первую очередь, в образовании. Но вот моя дочь сопротивляется, не хочет ходить в музыкальную школу. Зато занимается конным спортом. Завоевала бронзу на соревнованиях в кремлевской школе верховой езды. Третье место — серьезный показатель. К тому же Симочка ходит в бассейн, надо еще найти время на дополнительные занятия в гимназии и танцы.
— Она уже выбрала будущую профессию?
— У нее страсть к животным, гипертрофированная любовь. Хочет быть ветеринаром. Я не мешаю ей. Посмотрим. Главное, чтобы человеку было интересно.
*Мария Аронова очень любит приезжать в Киев. Вот и сейчас актриса снимается в столице Украины в очередной картине (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Ваше детство было таким же насыщенным?
— Отнюдь. Родители были обычными людьми: папа инженер, мама библиотекарь. Мы много не могли себе позволить, ремонта в квартире не было лет 40. Настоящей гордостью в доме был огромный пузатый зеленый телефон. С начальной школы до выпускных классов я по нему рассказывала и обсуждала всякую чушь. Меня окружали привычные и никогда не меняющиеся вещи. И вот, будучи на втором курсе, беру трубку, а оттуда — голос Михаила Ульянова! Он предложил роль в театре. Когда услышала в трубке, что это он говорит, волосы дыбом встали. Он был для меня небожителем.
— Вы так и не перебрались в Москву?
— Страдаю от большого количества народа. Не люблю, когда люди друг друга не знают, ведь я родилась в небольшом подмосковном городке. У нас один из самых мощных российских физико-математических институтов. В городе все знают друг друга, здороваются. Мы долго думали, что делать с московской квартирой, даже готовились к переезду. Но в нашем городке началось строительство таун-хаузов, и мы купили огромный дом, в котором сейчас и проживаем в абсолютном счастье. Родной Долгопрудный меня не отпустил. Живу в фантастическом поселке на берегу канала имени Москвы, в зеленой зоне. Это как маленькая Швейцария. А сын каждый день ездит в Москву. Его возит любимая девушка — Катя. Надеюсь, она пришла в нашу семью всерьез и надолго.
— Не исключено, что скоро станете бабушкой?
— Очень хочу внуков. Но я к детям не лезу со своими советами, не имею права. Мне нравится заботиться о семье. Люблю заниматься домом: гладить, стирать, убирать, мыть посуду, готовить. Вышиваю крестиком. А отдыхать люблю на рыбалке или играя в преферанс. Играем, когда приезжает в гости мой отец. Можем с картами всю ночь просидеть.
— На деньги играете?
— Боже упаси. Мне это категорически нельзя делать. Я ведь очень азартный человек и в работе, и в жизни.