Специалисты Министерства доходов и сборов намерены унифицировать не только документооборот, но и базы данных плательщиков
В начале года многие предприниматели, которые подают отчеты по единому социальному взносу (ЕСВ) раз в году (в первую очередь это те, кто не имеет наемных работников), столкнулись с неожиданной для себя проблемой: от них потребовали оформить документацию по ЕСВ… в электронном виде.
Дело в том, что ранее отчетность по единому социальному взносу направлялась в органы Пенсионного фонда. Причем все оформлялось на бумаге. А с 1 октября 2013 года приемом занялось Министерство доходов и сборов. И сразу же потребовало сдавать отчеты в электронном виде.
Граждан, которые регулярно общаются с налоговыми органами и подают отчеты раз в месяц или раз в квартал, внедрение еще одного электронного сервиса не удивило. У многих и до этого уже были электронные подписи для заверения подобных документов. Остальные предприниматели тоже были уверенными пользователями онлайн-программ, так что переход на электронную отчетность по ЕСВ прошел хоть и с «сучками», но без паники.
Другое дело — предприниматели, которые фактически занимаются мелкими подработками: торгуют на рынках, чинят обувь и одежду… Для большинства из них внедрение высоких технологий в подачу документов стало весьма неожиданным. Поэтому нынешняя кампания по приему годовых отчетов у населения проходит с многочасовыми очередями.
Впрочем, Министерство доходов и сборов Украины сразу же сделало заявление: в период подачи годовой отчетности сервисные центры будут работать в усиленном режиме — «до последнего посетителя».
И.о. министра доходов и сборов Александр Клименко поручил руководителям управлений Миндоходов в регионах создать максимально удобные условия для того, чтобы плательщики подавали отчеты через центры обслуживания и имели возможность получить консультацию и разъяснения по заполнению документов.
Кроме того, министерство планирует в ближайшее время внедрить единую отчетность по налогу на доходы физических лиц и ЕСВ. Специалисты ведомства разработали несколько вариантов объединения документации и выносят их на обсуждение общественности. В частности, эксперты министерства предлагают унифицировать не только документооборот, но и базы данных плательщиков налога на доходы физлиц и единого социального взноса. Что касается непосредственно объединенного отчета, то есть два варианта: включение сведений об уплате ЕСВ в общую декларацию о доходах или, наоборот, внесение записей о начислении налога на доходы физлиц в отчетность по уплате единого взноса.
Как объяснили в пресс-службе министерства, эта возможность неоднократно обсуждалась на встречах представителей деловых кругов с руководством ведомства. Министерство доходов и сборов призывает общественность к широкому обсуждению данных инициатив. Предложения и замечания можно направлять по электронному адресу: spddpa@ukr.net.
Кстати, специалисты Главного управления Миндоходов в Киеве предупреждают плательщиков единого социального взноса об административной ответственности за:
Согласно действующему законодательству за такие нарушения предусмотрен штраф от 20 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (340—510 гривен). А за повторное нарушение (на протяжении года) грозит штраф в размере от 30 до 40 необлагаемых минимумов (510—680 гривен).
Специалисты Главного управления Миндоходов в Киеве напоминают, что отчет по ЕСВ, присланный по почте, не считается поданным. И самое главное: отчет предоставляется независимо от того, был или не был начислен доход наемным работникам.
Следует также отметить, что иностранные граждане, работающие в представительствах иностранных предприятий, расположенных в Украине, не отнесены украинским законодательством к плательщикам ЕСВ и не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Следовательно, единый взнос на зарплату физических лиц — нерезидентов представительствами иностранных государств, расположенных на территории Украины, не начисляется и не взимается.