В минувшие выходные в Мюнхене (Германия) состоялась ежегодная международная конференция по вопросам политики безопасности, в рамках которой обсуждались события в Украине. На фоне продолжающейся эскалации противостояния в нашей стране высокопоставленные европейские политики предложили предоставить Киеву перспективу членства в Евросоюзе (до этого Брюссель предлагал и готовил лишь Соглашение об ассоциации, которое можно назвать своеобразной бронью возможности членства).
Предоставить Украине перспективу членства в ЕС предложил президент Румынии Траян Бэсеску. «Нельзя только приглашать государства к ассоциации, говоря им при этом, что ассоциация не является гарантией для вступления в Евросоюз», — заявил он.
Позицию Траяна Бэсеску поддержал еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. «Если мы серьезно намерены помочь Украине и другим странам бывшего Советского Союза преобразоваться, то Соглашение об ассоциации должно быть лишь первым шагом с нашей стороны», — сказал он. И добавил, что ЕС необходимо проявить решительность в вопросе расширения.
Исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Леонид Кожара в очередной раз подчеркнул, что евроинтеграция является главным приоритетом дальнейшего развития нашей страны, и выразил уверенность в том, что европейский путь не противоречит эффективному сотрудничеству с Россией. При этом высокопоставленный украинский дипломат заверил присутствующих: если бы Киев подписал в ноябре Соглашение об ассоциации без финансовой помощи Евросоюза, «мы бы получили коллапс украинской экономики». Затем Леонид Кожара предложил европолитикам возобновить переговоры по Соглашению об ассоциации, но с участием представителей России.
В Мюнхене в интервью телеканалу «Аль-Джазира» и. о. министра назвал «абсолютной неправдой» историю с похищением и пытками одного из лидеров автомайдана Дмитрия Булатова. «Физически этот человек находится в хорошем состоянии, и единственное, что у него есть, — это царапина на одной из щек», — сказал глава Министерства иностранных дел. А позже это ведомство выступило с заявлением о том, что «распространенные рядом СМИ комментарии Леонида Кожары о состоянии здоровья Дмитрия Булатова не отражают его действительного отношения к этой трагической ситуации».
Между тем оппозиционные политики Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Петр Порошенко на встречах с госсекретарем США Джоном Керри и руководством ЕС презентовали следующий план урегулирования социально-политического кризиса в стране: «Первый пункт — остановка насилия в Украине. Второй — освобождение „заложников“, которых взяла сегодняшняя украинская власть. Третий — расследование фактов похищения, избиения, пыток и убийств украинцев. Четвертый пункт — это проведение конституционной реформы, а именно немедленное возвращение к парламентско-президентской республике с уменьшением полномочий главы государства», — рассказал Арсений Яценюк.
Он также сообщил, что на встречах оппозиции с западными партнерами поднимался вопрос финансовой помощи. «В том случае, если будет проведена конституционная реформа и украинская оппозиция получит всю полноту ответственности за дела в стране, Украина сможет получить экономический пакет», — отметил политик. По его словам, речь идет о возможном выделении… 15 миллиардов долларов.
«Мы не принимаем участия в торгах за должность премьер-министра, и не нужно покупать оппозицию должностью. Если речь идет о том, что надо спасти страну и нынешнее правительство на это неспособно, то мы готовы это делать, но при условии выполнения четырех пунктов», — подчеркнул Яценюк.
Кстати, как заявила Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон изданию Wall Street Journal, США и ЕС разрабатывают план финансовой помощи Украине. Объем помощи, сказала европолитик, «будет немалым», если обе стороны смогут уйти от конфронтации.
Как бы там ни было, но в Мюнхене украинский вопрос привел к жестким столкновениям мнений российских и западных политиков. Президент Европейского совета Херман Ван Ромпей отметил, что «будущее Украины принадлежит Евросоюзу». А Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил: «Украина должна сама выбирать свое будущее, без какого-либо давления. Должны уважаться демократические принципы и власть закона. Меньшинства необходимо защищать, а не преследовать».
Своим мнением поделился и госсекретарь США Джон Керри: «Нигде борьба за демократическое, европейское будущее не является сегодня столь важной, как в Украине. Соединенные Штаты и ЕС поддерживают народ Украины в этой борьбе».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров раскритиковал Запад, заявив в своем выступлении: «Какое отношение разжигание уличных протестов, приобретающих все более насильственный характер, имеет к продвижению принципов демократии? Почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывает и удерживает до сих пор административные здания, нападает на полицейских, выступает с расистскими, антисемитскими и нацистскими лозунгами? Почему многие видные европейские политики фактически поощряют такие действия, тогда как у себя дома немедленно и жестко пресекают любые подобные отступления от буквы закона?»
P.S. На вопрос, почему Украина вызывает столь серьезный геополитический интерес, еще в 1997 году ответил известный американский политолог и социолог Збигнев Бжезинский, занимавший пост советника по национальной безопасности при президенте Джимми Картере. В своей книге «Великая шахматная доска» без малого 20 лет назад Бжезинский написал: «…Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством. Однако если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии. Потеря Украиной независимости имела бы незамедлительные последствия для объединенной Европы?»…