Украина

«В соответствии с международным уголовным правом действия силовиков в отношении Михаила Гаврилюка являются ни чем иным, как пытками»

0:30 — 6 февраля 2014 eye 2082

Юристы и правозащитники создали независимую Комиссию по расследованию нарушений прав человека в Украине

Будучи членом Организации Объединенных Наций (ООН) еще с 1945 года, сначала Украинская ССР, а потом и независимая Украина стала страной, подписавшей в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека. В преамбуле документа сказано, что он принимается, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

В связи со сложившейся в стране ситуацией ведущие отечественные юристы создали Комиссию по расследованию нарушений прав человека. Эксперты намерены собирать материалы, подтверждающие это, и впоследствии передать их в международные судебные инстанции. «Я участник трех последних революций в Украине, но даже коммунистическая власть в 1989—1991 годах так не поступала», — сказал возглавивший комиссию экс-представитель Украины в Совете ООН по правам человека Владимир Василенко, в свое время входивший в состав международного трибунала по бывшей Югославии. Эксперты планируют сосредоточить работу на трех направлениях: восстановление нарушенных прав граждан, информационно-разъяснительная работа и формирование «Черной книги», в которой будут фиксироваться факты нарушения прав человека в Украине.

По мнению юристов, одним из первых фактов, подтверждающих применение пыток в отношении граждан, являются кадры издевательств правоохранителей над жителем Черновицкой области Михаилом Гаврилюком. Как уже писали «ФАКТЫ», захватив активиста евромайдана, силовики, несмотря на мороз, раздели мужчину донага, били его и фотографировались с ним. Через несколько дней видео произошедшего попало в социальные сети…

— В международном уголовном праве пытками считаются действия, причиняющие человеку мучения и боль с целью принудить его к какому-либо поступку, или же вообще не имеющие определеной цели, — поясняет кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права имени В. М. Корецкого НАН Украины Николай Сирый. — А если одного человека пытают несколько представителей органов правопорядка, то подобное классифицируется как преступление, на которое не распространяется срок давности. В связи с этим можно констатировать: действия силовиков в отношении Михаила Гаврилюка являются ни чем иным, как пытками. В соответствии с международным уголовным правом это считается преступлениями против человечности.

— А кто конкретно в данной ситуации должен понести наказание: люди, отдавшие приказ, или же те, кто непосредственно издевался?

— Однозначно, официальные представители правоохранительных органов превысили власть, что сопровождалось насилием и действиями, ущемляющими достоинство пострадавшего (статья 365 Уголовного кодекса Украины). Те, кто просто наблюдал за происходящим, но при этом никак не попытался прекратить пытки, тоже совершили преступление — служебную халатность (статья 367 УК Украины). По международным нормам ответственность должны нести и первые, и вторые.

Пытки, как преступление против человечности, являются уголовно наказуемыми независимо от того, имеются соответствующие статьи в национальном законодательстве или нет. Нормы международного уголовного права превалируют над украинскими законами. Так что даже принятие у нас новых нормативно-правовых актов, которые могут формально освободить от ответственности силовиков, причастных к пыткам, не будет иметь юридического значения.

— Подобные дела рассматривает МУС — Международный уголовный суд в Гааге. Читала, что он может заниматься преступлениями, совершенными либо на территории государств-участников МУС, либо же гражданином государства-участника. Но Украина, не подписавшая Римского устава, к этим странам не относится…

— Международное уголовное право использует разные механизмы привлечения к ответственности. Трибунал в Гааге — один из них. Для стран, не подписавших Римского устава, может быть создан, к примеру, суд аd hoc, что в переводе с латинского означает «для этого». То есть специальный суд для определенной страны. Существуют механизмы его формирования, например, через систему Организации Объединенных Наций. Так, суд над фашистскими деятелями и идеологами создавался уже после того, как они совершили свои преступления. Значит, мы не можем исключить и того, что в Европе будет инициирован вопрос создания Европейского уголовного суда в рамках системы Совета Европы.

Впрочем, возможно, для того, чтобы заставить какую-то страну самостоятельно, в рамках национального законодательства, привлечь к ответственности лиц, причастных к преступлениям против человечности, будет достаточно и механизмов Совета Европы. Тем более что Украина подписала огромное количество международных конвенций и договоров, которые обязывают государство придерживаться норм международного права.

— Известно, что в отчете международной правозащитной организации Human Rights Watch задокументированы 13 случаев насилия правоохранителей в отношении журналистов, врачей.

— Украина, как член международного сообщества, подписала в области прав человека целый ряд конвенций, в которых четко сказано о категорической недопустимости преследования медиков, осуществляющих свою деятельность в рамках Красного Креста и работающих в зонах конфликтов, а также журналистов. В последние два месяца на территории Украины все эти положения грубо нарушаются.

Статья 33 Европейской конвенции по правам человека предусматривает, что одно из государств-подписантов может обратиться к другому с иском. Логика такова: страны, объединившиеся в систему правовой защиты, совместно несут ответственность за поддержание общеевропейского цивилизованного правопорядка. И если какое-либо государство считает, что другое не выполняет взятые на себя обязательства, то на нарушителя могут подать в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Иными словами, первичная постановка вопросов о нарушении прав человека в ЕСПЧ дает возможность включить механизм быстрого реагирования. После этого уже можно ставить вопрос и о создании соответствующего суда ad hoc, о чем я говорил ранее. Хочу обратить внимание на то, что огромное значение имеют многочисленные обращения в ЕСПЧ граждан страны, в которой нарушаются права человека. В том числе — обращения безотлагательные.