Украина

Владимир Резников: «Если начнет работать система фотофиксации нарушений, мы за год сохраним тысячу жизней»

6:00 — 13 февраля 2014 eye 2331

В парламент вновь подан законопроект о «письмах счастья»

«Письма счастья» от ГАИ все-таки вернутся. Парламент отменил принятый в январе закон об автоматической фотофиксации нарушений Правил дорожного движения, однако законопроект повторно внесен в Верховную Раду. Шансы, что его примут, достаточно велики. Ведь фотофиксация, похоже, просто попала под горячую руку. Сначала народные депутаты впопыхах проголосовали за нее вместе с пакетом законов «16 января», вызвавших бурю возмущения и уличные столкновения демонстрантов и милиции. Затем за компанию с другими закон так же впопыхах отменили. Между тем фотофиксация при всей своей неоднозначности не имеет явного отношения к ограничению гражданских прав или свободы слова и действительно может снизить аварийность на дорогах.

«ФАКТЫ» уже неоднократно рассказывали о ключевых нормах документа. Ни «Визиры», ни «Гарпуны» для фотофиксации использовать не собираются — ГАИ закупит совершенно новую систему, которая уже работает в Европе и Америке. Висящие над дорогой камеры будут фиксировать превышение скорости, проезд перекрестка на красный свет, выезд на встречную полосу, попытки проскочить железнодорожный переезд, а также нарушения правил парковки и стоянки. Система должна действовать автоматически — камера отправляет снимок в информационный центр, данные обрабатывают, составляют протокол и высылают владельцу автомобиля по почте. «Заочный» штраф выписывается только по минимуму, причем в течение пяти дней с момента получения письма можно заплатить только половину суммы (своеобразный бонус «добросовестным» нарушителям). Всего же на оплату штрафа дается десять дней.

Впрочем, в законопроекте есть и несколько явно спорных моментов. Так как достоверно определить, кто сидел за рулем в момент нарушения невозможно, штраф направят владельцу автомобиля. Формально это нарушение Конституции — наказания без вины не бывает. Но, согласимся, ради уменьшения смертности на дорогах на этот факт можно закрыть глаза. Вряд ли найдется хозяин машины, который не знает, кому он отдал свой автомобиль (продажа по генеральной доверенности — отдельный разговор). И если даже за рулем попеременно ездят оба супруга, они уж как-нибудь разберутся, кто именно заплатит штраф. Думается, найти виновника не составит труда и для руководства автопарка предприятий.

Однако остаются вещи, с которыми никак нельзя согласиться. Скажем, автовладелец может работать в другом городе, не проживать по месту прописки и ничего не знать о приходящих ему из ГАИ протоколах. Тем не менее по закону он считается уведомленным о нарушении. Получается, человек, сам того не желая, уклоняется от уплаты штрафа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Прокомментировать «подводные камни» законопроекта согласился заместитель начальника департамента ГАИ МВД Украины Владимир Резников.

— Владимир Владимирович, в новом законопроекте абсолютно все осталось идентично тому закону, который был принят и отменен. А как же уведомление о штрафе? Оно может потеряться, не дойти, а потом у человека за долги заберут машину на штрафплощадку! Как-то можно было доработать этот момент?

— Давайте по порядку. Автовладелец получит из ГАИ не обычное письмо, просто брошенное в почтовый ящик, а письмо с уведомлением о доставке. В «Укрпочте» существует четкая система, так называемый трекинг, то есть контроль рассылки такого рода корреспонденции. Тем не менее я допускаю, что теоретически возможны единичные сбои. Поэтому Госавтоинспекция будет использовать и альтернативные способы уведомления автовладельцев. К примеру, вы приходите к нам в подразделение и пишите заявление: я, владелец такого-то автомобиля, прошу внести в систему мой контактный телефон для sms-сообщений. И на указанный вами номер или несколько номеров будет поступать информация о зафиксированных нарушениях. Так что даже далеко от дома — на отдыхе или в командировке — вы всегда сможете отслеживать текущую ситуацию по своему автомобилю. В законопроекте этот механизм не прописан. Однако подобные тактические моменты мы обязательно пропишем в подзаконных актах — постановлениях Кабинета министров, нормативной базе МВД.

— И сколько будет стоить услуга «sms-штрафы»?

— Это бесплатная услуга, деньги за нее брать не планируем. Кроме того, сейчас рассматриваем возможность создания специального интернет-ресурса, куда вы как автовладелец, пройдя процедуру авторизации, получив логин и пароль, имели бы доступ. Приходит sms-сообщение из ГАИ, вы заходите на этот сайт и видите фотографию своего автомобиля в момент нарушения с указанием места, времени и других данных. Если речь идет о проезде на красный свет, это будет не фото, а трехсекундный видеоролик. То есть под своим логином и паролем в любое время можно войти на веб-ресурс и проверить, числятся ли на вас нарушения. Как видите, ГАИ со своей стороны планирует сделать максимум, чтобы своевременно оповещать автовладельцев о зафиксированных фактах нарушений Правил дорожного движения и чтобы люди не попадали потом в затруднительные ситуации.

— Не получится ли так, что фотофиксация начнет работать, а средств на все остальное не останется?

— Не получится. Созданием системы фотофиксации должна заниматься компания, которая имеет большой опыт реализации таких проектов в других странах. Мы будем использовать только ту технику, которая уже доказала свою эффективность. И очень важно, чтобы это был целостный комплекс, включающий в себя систему информирования автовладельца.

— Вы уже год тестируете такую систему. Почему так долго?

— Техника должна работать в режиме «7 на 24» — семь дней в неделю по 24 часа, и зимой, и летом, и в дождь, и в лютый мороз. Она не должна давать сбоев, бликовать на солнце. В пилотном проекте приняли участие четыре компании, предоставившие свое оборудование. Мы смотрим, как оно работает, даем свои замечания, вносим изменения в некоторые программные вещи.

— Если техника опробована в других странах, зачем что-то менять?

— В Украине своя специфика. К примеру, в Европе на фотографии, которую присылают почтой вместе с протоколом, могут быть два автомобиля. Европейцы понимают: водитель первого автомобиля и есть нарушитель. У нас же сложилась практика, даже зная, что неправ, искать любую лазейку, чтобы оспорить действия ГАИ. Поэтому наверняка автовладельцами будет подниматься вопрос: а может, это второй автомобиль нарушил, почему вы штрафуете именно меня? Поэтому уже на программном уровне мы вносим коррективы и просим разработчиков системы, чтобы они персонализировали машину нарушителя. Этот автомобиль на фото будет выделен специальной меткой. Таким образом мы исключим любые сомнения, а соответственно, спорные ситуации. Увы, в плане доказательства факта нарушения мы уже имеем негативный опыт. ГАИ когда-то обожглась с «Визирами», и мы не имеем права еще на одну ошибку.

— «Визиры» ведь продолжают работать!

— Как способ сдерживания аварийности — это очень эффективный прибор, надежный радар-скоростемер, который хорошо работает в ручном режиме. Но «Визир» не предназначен для автоматической фотофиксации. Для этого есть специальные автоматические системы, защищенные от «человеческого фактора».

— Однако выписывать протоколы на основании фото с камер все равно будут сотрудники ГАИ.

— Во-первых, центр обработки информации будет находиться в составе структурных подразделений департамента ГАИ. Во-вторых, планируется тотальная система контроля. Например, вы, оператор, обработали за день 100 зафиксированных камерой нарушений. Я, должностное лицо, используя электронную подпись, принимаю решение по 99 обработанным материалам, а об одном — автомобиле моих друзей — почему-то забываю. Система обязательно проинформирует об этом подозрительном факте начальника смены, а по цепочке — начальника центра. Тем самым к ответственности за нарушение Правил дорожного движения будут привлекаться все, и сотрудники правоохранительных органов в том числе.

— Но начальнику центра могут запросто спустить сверху список «неприкасаемых» автомобилей.

— Я бы хотел, чтобы система работала таким образом: например, едет патрульный милицейский автомобиль по столичному проспекту Победы, превышает скорость. Система это фиксирует. Мы начинаем проверку, подаем запрос руководителю подразделения, к которому относится автомобиль, выясняем, кто был за рулем. Машина кого-то преследовала, мчалась на срочный вызов? Почему же тогда не были включены проблесковые маячки? Значит, водитель нарушил правила и должен оплатить штраф. Вот так это должно работать, лишь тогда у граждан будет доверие к системе фотофиксации.

— Насколько я понимаю, камеры фотофиксации планируется устанавливать только стационарно. Из милицейских машин съемка будет запрещена?

— Способ установки комплексов различный. Это может быть навесное оборудование, расположенное над проезжей частью и контролирующее скорость над каждой из полос. Или конструкции в виде тумбы высотой примерно два метра, установленные сбоку от проезжей части. Установка техники в патрульных автомобилях тоже возможна. Главное, чтобы она работала без вмешательства инспектора. Нам важно, чтобы была четкая идентификация автомобиля, четкая видеокартинка.

— Предполагаете ставить знаки, предупреждающие о фотофиксации? В законопроекте о них упомянуто как-то размыто.

— А скажите, въезжая в городскую черту и видя знак «Населенный пункт» на белом фоне, вы понимаете, что теперь действует ограничение скорости 60 километров в час?

— Понимаю.

— Вот видите! И за пределами Украины, скажем, в Польше, вы едете по правилам, соблюдая скоростной режим, независимо, ведется фотофиксация или нет. Вот и наша задача, чтобы в Украине водители соблюдали правила не только в зоне действия камер фотофиксации, а везде и всегда. Ведь, согласитесь, над каждым пешеходным переходом камеру не повесишь.

— Во что обойдется внедрение системы фотофиксации?

— Об этом говорить пока рано. Вопрос можно ставить, когда будет известно, что, например, такая-то компания, которая уже имеет опыт реализации указанных проектов в Австрии, Италии, Германии или Америке, способна все это сделать. И тогда будет приниматься решение, сколько система будет стоить. Сегодня мы говорим пока о необходимости установить контроль в виде фотофиксации в двух тысячах точек, расположенных в разных регионах Украины. Из этих двух тысяч примерно половина — места концентрации ДТП. В этих местах должен быть сдерживающий фактор для нарушителей. Пока эту роль выполняют исключительно патрули ГАИ, но инспекторы — живые люди, которым можно угрожать, с которыми можно договариваться и которые в любом случае не могут дежурить на одном месте круглосуточно. Очевидно, что мы сумеем контролировать ситуацию в местах концентрации ДТП гораздо эффективнее, если сдерживающим фактором станет беспристрастная, надежная, неподкупная система фотофиксации.

— Получается, фотофиксация отберет работу у инспекторов ГАИ?

— Фотофиксация заставит перепрофилировать работу сотрудников ГАИ. Они будут больше заниматься патрулированием и реагированием на возникающие на дорогах проблемы. Например, в Германии: машина встала на трассе, перегородила один ряд, начал образовываться затор. Но уже через пять — десять минут к ней подъезжает наряд дорожной полиции, чтобы выяснить, что произошло, какая нужна помощь. Это и есть реагирование полиции на нестандартную ситуацию. У нас заниматься такой работой сегодня возможности нет. Мы не видим «проблемные» участки дорог, потому что нет камер наблюдения и нет центра, который бы принимал решение о реагировании. Если же заработает фотофиксация, появится система наблюдения, мы сразу будем видеть, что происходит, и соответственно реагировать. Машина остановилась на закруглении дороги, возле туннеля — мы понимаем, что ситуация нестандартная, там такого быть не должно. Дежурный дает команду ближайшему экипажу: выясните, что случилось, окажите помощь. То есть фотофиксация позволит не только снизить аварийность и спасти большое количество жизней, но и качественно улучшить работу ГАИ. И я уверен — водители это оценят положительно. Еще раз хочу повторить — в мире не придумано ничего эффективнее фотофиксации для сдерживания аварийности. Пример тому и украинский опыт. В 2007 году количество погибших в ДТП у нас в стране составило почти десять тысяч человек. В 2008-м, 2009-м и в 2010-м в Украине работала фотофиксация, было ужесточение наказания (поднялись штрафы. — Авт.), и количество погибших сократилось до пяти тысяч. Благодаря тому, что заработал сдерживающий фактор для нарушителей скоростного режима, смертность на дорогах снизилась в два раза! Также в два раза — с 63 до 32 тысяч — уменьшилось и число ДТП. И я уверен: в течение года после начала работы системы фотофиксации в полном объеме мы добьемся значительного сокращения количества погибших на дорогах. Снизим аварийность минимум на 20 процентов, сохраним минимум тысячу жизней.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»